Рабочая программа по литературному чтению

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 6 г. Саяногорска
МБОУ СОШ № 6
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением учителей

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ СОШ №6

_______________________

________________________ ________________________
Ковалёва Е. В.
Лавор И. В.
Богданова О. В.
Протокол № 1 от «31»
Протокол №1 от «31 »
Приказ № 225 от «31»
августа 2023 г.
августа 2023 г.
августа 2023 г.
Подписано цифровой

Богданова Оксана подписью: Богданова Оксана
Валериевна
Валериевна
Дата: 2023.10.12 14:33:57 +07'00'

Адаптированная рабочая
программа
по литературному чтению
для обучающихся
с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)

2 «Е» класса
2023-2024 учебный год

Составитель: учитель начальных классов
Волкова Надежда Николаевна

Саяногорск,2023

1. Особенности преподавания предмета
В классе 10 обучающихся. Обучаются по решению ПМПК. Период обучения в данном
классе 4 года.
У детей наблюдаются нарушения фонематического восприятия, нарушения лексикограмматической стороны речи, которые затрудняют овладение предметом. Так же у детей
имеются нарушения познавательной деятельности и психофизического развития.
Большое значение на уроках имеет практическая направленность обучения, учёт
возрастных и индивидуальных особенностей детей, реализация дифференцированного подхода в
обучении.
Особенности обучающихся

Специальные образовательные условия

Низкая концентрация внимания,
повышенная отвлекаемость,
фрагментарное выполнение учебных
заданий; трудность переключения.
Недостаточность наглядно-образного
мышления. Мышление остаётся
преимущественно конкретным,
поверхностным, существенного развития
словесно-логического мышления не
отмечается.
Трудности при классификации
предметов, обобщении явлений и
признаков, бедность и отрывочность
суждений и умозаключений, нарушение
логических связей.
Снижение способности к приёму,
переработке, хранению и использованию
информации.
Низкая осведомленность бытовых
понятий, низкий уровень знаний о себе и
об окружающем мире.

Привлечение внимания обучающихся к учебному материалу
с использованием дополнительных инструкций,
демонстрационного материала, смена видов деятельности.

Испытывают затруднения в
произвольной организации
деятельности; не умеют
последовательно выполнять инструкции
учителя, переключаться по его указанию
с одного задания на другое, быстро
утомляются.
Словарный запас ограничен, в речи
наблюдаются аграмматизмы, нарушения
лексической стороны речи.

Нарушения связной речи. Отсутствует

Новый материал преподносится дозировано (методом
«малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с
конкретностью действий в форме алгоритмов. Для
формирования отвлеченных понятий, обобщений, умений и
навыков предметная наглядность используется более
длительное время.
Применение упражнений, предусматривающих активизацию
познавательной деятельности. Использование учебного
материала с опорой на жизненный опыт обучающихся.
Поэтапное разъяснение, последовательное выполнение
заданий
Применение разноуровневых индивидуальных карточек,
обеспечение аудиовизуальными техническими средствами
обучения.
Формирование познавательной мотивации и
положительного отношения к учению с помощью
демонстрационных, аудио и видео материалов,
замедленный темп преподнесения новых знаний с опорой
на жизненный опыт ребенка.
Проведение различных физминуток с целью снятия
усталости. Предоставление материала дозировано,
преимущественно в игровой форме, с чередованием труда и
отдыха. Использование интересного и красочного
дидактического материала и средств наглядности,
применение компьютерных технологий.
Систематическое проведение словарной работы, где
уточняются значения слов, вводятся в активную речь новые
слова. Работа над расширением и активизацией словаря
опирается на активное действенное познание детьми
предметов и явлений окружающей действительности.
Применение коррекционно-развивающих игр и упражнений,

полнота и развернутость в высказывании,
бедная, недостаточно выразительная
речь
Низкий уровень познавательной
активности и учебной мотивации.

Низкая работоспособность.

Нарушение эмоционально-волевой
сферы

включающих иллюстративно-графический и игровой
материал.
Применение дидактических игр и игровых приемов,
разнообразного дополнительного материала.
Использование компьютерных технологий. Проводится
коллективная деятельность.
Использование постоянной смены видов деятельности.
Соблюдение охранительного режима (физминутки,
гимнастика для глаз и пальцев рук, динамическая
организация урока). Включение в урок игровых приёмов
работы.
Применение индивидуального подхода. Смягчение
эмоционального дискомфорта у детей, повышение их
активности и самостоятельности; коррекция самооценки,
уровня самосознания, формирование эмоциональной
устойчивости и саморегуляции.

2.Пояснительная записка
Программа разработана на основе
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
(ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
1 класс - авторской программы В.Г.Горецкий, В.П.Канакина (М.: Просвещение, 2015)
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый Министерством образования науки РФ 31 мая 20021г. приказ №286,
с изменениями и дополнениями;
 Федеральной основной общеобразовательной программы начального общего образования
от 18 мая 2023 года № 372
•
Федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего
образования для детей ОВЗ от 24 ноября 2022 года № 1023.
 Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г
№ 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
 Конвенции о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе
образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
приобретение умения работать с разными видами информации;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при
чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова;
овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников;
формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов
многонациональной России и других стран.

- создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении
основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи:
-освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
-воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной
сущности произведений.
-создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными,
индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере образования;
-обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм получения
образования учащимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья,
типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных
потребностей разных групп учащихся.
Основными направлениями коррекционной работы: удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с ТНР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной
деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование
произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Основная задача педагога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ТНР. Психологопедагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между
ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально
комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при
необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении предмета, курса; обеспечение
учащемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного
отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение
процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и
восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность
произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие,
замены
(как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение
(не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к
дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно
влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны
речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры
слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов
фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой
структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными
явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой
системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения
звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости
как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность,

выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение
звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем
и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на
разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых
животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и
сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки
проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются
трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических
групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений,
особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках.
Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в
продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных
процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных
словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки
однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на
качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в
понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм
слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что
выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны,
может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются
с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с
другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями
логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий,
повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии
сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную
тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и
письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме,
механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших
психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
-выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами
медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков
отклонения речевого развития;
-организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом
обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и
воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и
личностного развития;
-получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности
его речевого недоразвития;
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через
содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе
индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

-создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций,
анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения
комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
-координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
-получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного
дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического
здоровья;
-возможность адаптации образовательной программы при изучении содержания учебных предметов по
всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации
коммуникативных навыков учащихся;
-гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания
отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов
и использования
соответствующих методик и технологий;
-индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий
обучающихся с ТНР;
-постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной
компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма
речевого дефекта;
-применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных
компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию
«обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и
письменной речью;
-возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
-профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения
образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и
применять адекватные коммуникативные стратегии
и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционноразвивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего
образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы,
обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными
видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее
и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а
также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного
чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
 формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;
 осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с
представленными предметными результатами по классам;
 овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой
деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
 для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного
содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание
программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного
образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая
деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические
принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия
обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в
произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является
представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование
функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные
тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося
за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

Коррекционно – развивающая работа предусматривает:
1. Обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений слов, преодоление аграмматизма и
недостатков произношения.
2. Создание условий для речевого общения обучающихся на уроке, расширение их речевой практики.
3. Развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций,
формирование интеллектуальных, организационных умений.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения
для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
Развитие речи, овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Главная цель чтения- научить обучающегося с ТНР осмысленно читать, заложить основу для усвоения
текстовой информации, корригировать и развивать речевые умения, воспитывать читательскую
самостоятельность. Коррекционно-развивающий принцип предусматривает развитие всех сторон речи,
мыслительных процессов, повышение познавательной активности преодоление специфических
трудностей чтения. Важным для развития связной речи учащихся с ТНР является «словесное
рисование», составление устных описаний природы, наблюдение, что способствует формированию
образного мышления. Осознанию текста помогает словарная работа. Развитие творческой
деятельности предусматривает систематическую работу по усовершенствованию понимание
прочитанного.
Развитие на уроках чтения предусматривает работу над четким произношением всех звуков русской
речи. Существенным компонентом техники чтения является его выразительность, осознание
прочитанного. На начальном этапе обучение чтению понимание прочитанного отстает от техники
чтения. Чтение младших школьников отличается монотонностью, невыразительностью, поэтому
необходимо сочетать работу по чтению с отработкой правильного произношения.
Чтобы учащиеся прочитали текст наизусть требуется больше времени на подготовку и запоминание
материала.
Коррекционная направленность обучение чтению предусматривает также повышение общего
развития. Осуществляется развитие путем постановки вопросов о значении отдельных слов,
предложений. В одних случаях вопроса задаются по ходу текста, а в других случаях целесообразно
задавать вопросы от тех предложений, в которых заключается основная мысль.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература»,
который изучается в основной школе.
На изучение предмета во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх
стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева и др.). Патриотическое
звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственноэтических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение
его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве
(пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев
«Родина» и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки,
считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные
произведения – скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со
словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт – основные средства
выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр
фольклора, тематические группы загадок. Сказка – выражение народной мудрости, нравственная
идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).
Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия,
особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее
представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные
произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, народные
песни, русская народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У страха глаза
велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка»,
сказки народов России (1-2 произведения) и другие.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года
(осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов).
Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства
выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт
пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение.
Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В.
Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например,
произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.).
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи
нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень. Обсыпается наш сад…», М.М.
Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою
Зимою», «Зима недаром злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима –
аукает…», И.З. Суриков «Лето» и другие.
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение
круга чтения: не менее четырёх произведений Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В.
Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение,
уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение
понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И.
Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л.
Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по
выбору).
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты
(произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение
сюжетов, героев, особенностей языка. Составление плана произведения: части текста, их главные
темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка
Снегурочка» и другие.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни,
загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов).
Дружба людей и животных – тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, С. В.
Михалкова, Б. С. Житкова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре
(русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о
животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Нравственноэтические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как
жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова,
Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художникамииллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь»,
М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок»,
В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» и
другие (по выбору).
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в
творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных
семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к
старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных
произведений: Международный женский день, День Победы.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А. Плещеев «Песня матери»,
В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей», С.А. Баруздин «Салют» и другое (по
выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух
произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен и др.).
Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и
сюжетов сказок разных народов. Составление плана художественного произведения: части текста,
их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного
стручка» и другие (по выбору).
Библиографическая культура(работа с детской книгой и справочной литературой). Книга
как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация,
иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки
библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.
Изучение литературного чтения во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом
уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,

коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без
отметочного оценивания);
 сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине,
 о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и превращениях),
 по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная
 и литературная), рассказ, басня, стихотворение);
 характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного
творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);
 анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль
произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя,
оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать
последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;
 анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма),
находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение
незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
 соотносить иллюстрации с текстом произведения;
 ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на
основе рекомендованного списка;
 по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и
содержание книги;
 пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять
ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания
 назаданнуютему;
 пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
 обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы
на основе прочитанного (прослушанного) произведения;
 описывать (устно) картиныприроды;
 сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, небольшие сказки;
 участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных
произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании)
произведения;
 удерживать в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного)
текста;
 контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении

 (слушании) произведения;
 проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
 распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий
результат работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются
в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета
«Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и
отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическоевоспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации,
понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственноевоспитание:
 освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
 осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
 выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям

Эстетическоевоспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных
видах художественной деятельности;
 приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
 понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Трудовоевоспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическоевоспитание:
 бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценностинаучногопознания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
 овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
 потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовыелогическиедействия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения
по темам, жанрам и видам;
 находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;



устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовыеисследовательскиедействия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
 выбиратьисточникполученияинформации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 готовитьнебольшиепубличныевыступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий;
самоконтроль:

 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместнаядеятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях.
2 КЛАСС
 объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с
учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта,
культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в
контексте изученных произведений;
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе
не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
 читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
 различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма);
 понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и
формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
 различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни);

















владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения,
составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и
выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать
взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного
произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям,
его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой,
тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать
жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от
третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5
предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям,
предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

О нашей Родине

6

2

Фольклор (устное народное творчество)

15

3

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (осень)

4

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1,5

https://education.yandex.ru/

1

5,5

https://www.yaklass.ru/

8

2

3,5

https://education.yandex.ru/

О детях и дружбе

12

1

3

https://www.yaklass.ru/

5

Мир сказок

11

2

5

https://education.yandex.ru/

6

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (зима)

12

1

3,75

https://www.yaklass.ru/

7

О братьях наших меньших

18

2

7,5

https://education.yandex.ru/

8

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (весна и лето)

17

1

6,75

https://www.yaklass.ru/

9

О наших близких, о семье

12

1

4,75

https://education.yandex.ru/

10

Зарубежная литература

11

1

3,5

https://www.yaklass.ru/

11

Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)

2

1,5

https://education.yandex.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

12

46,25

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 2 класс.
Акционерное общество

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Информационно-коммуникационная сеть (Интернет)
Электронное приложение к учебнику
https://uchi.ru/ - интерактивная образовательная онлайн-платформа
https://resh.edu.ru/ - информационно-образовательная среда
https://education.yandex.ru/ - российская образовательная платформа
https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».