МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 6 г. Саяногорска
МБОУ СОШ № 6
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим
объединением учителей
Заместитель директора по
УВР
Директор МБОУ СОШ №6
_______________________
________________________ ________________________
Ковалёва Е. В.
Лавор И. В.
Богданова О. В.
Протокол № 1 от «31»
Протокол №1 от «31 »
Приказ № 225 от «31»
августа 2023 г.
августа 2023 г.
августа 2023 г.
Богданова Оксана
Валериевна
Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.10.12 14:36:29 +07'00'
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Функциональная грамотность»
для обучающихся 2 класса
Составили: учитель начальных классов
Волкова Н.Н.
Саяногорск,2023
Пояснительная записка.
Программа по предмету для 2 класса «Функциональная грамотность» разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной
программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 2 класса (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Место предмета в учебном плане. Программа предмета «Функциональная
грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
проведения занятий можно изменить.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
1.Читательская грамотность
Михаил Пришвин « Беличья память.», И. Соколов-Микитов. «В берлоге.», Лев Толстой
«Зайцы.», Николай Сладков « Веселая игра.», «Обыкновенные кроты.»,Эдуард Шим
«Тяжкий труд.», «Полевой хомяк», «Про бобров.», «Позвоночные животные.»
2. Математическая грамотность
Про беличьи запасы. Медвежье потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про
крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей.
3. Финансовая грамотность
Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта Безопасность
денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные
деньги.Встреча друзей.
4. Естественно-научная грамотность
Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень
часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал
для плотин. Позвоночные животные.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения предмета:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения предмета:
Познавательные:
-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами иисследованиями;
-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
-овладевать
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п
Наименование раздела и тем
программы
1
2.
Читательская грамотность
3.
4
Математическая
грамотность
Финансовая грамотность
Естественно-научная
грамотность
Количество часов по
программе
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Количество часов
всего
8,5
8,5
8,5
8,5
конт.р.
1
практ.
4,5
4
1
4
4,5
2
34
https://uchi.ru/
https://education.yandex.r
u/
https://www.yaklass.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
17
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Тренажер для школьников. Авторы: М.В.Буряк, С.А.Шейкина
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Функциональная грамотность младшего школьника. Виноградова. Книга для учителя.
Институт стратегии развития образования
https://cdn.rosuchebnik.ru/v2/VEN000000000436423/PDF/..
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Информационно-коммуникационная сеть (Интернет)
https://uchi.ru/ - интерактивная образовательная онлайн-платформа
https://resh.edu.ru/ - информационно-образовательная среда
https://education.yandex.ru/ - российская образовательная платформа
https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ
Сборник hhttps://pdf.11klasov.net/15385-sbornik-matematicheskih-zadach..
1-4 Метод рекомендации https://pdf.11klasov.net/16865-metodicheskie-rekomend..