Функциональная грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 6 г. Саяногорска
МБОУ СОШ № 6
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением учителей

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ СОШ №6

_______________________

Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Богданова Оксана
Валериевна
Дата: 2023.09.24 11:50:18 +07'00'

________________________ ________________________
Ковалёва Е. В.
Лавор И. В.
Богданова О. В.
Протокол № 1 от «31»
Протокол №1 от «31 »
Приказ № 225 от «31»
августа 2023 г.
августа 2023 г.
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Функциональная грамотность»
для обучающихся 2 класса

Составили: учитель начальных классов
Волкова Н.Н.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Горева Г. И.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Лосоногова Ю. В.
учитель начальных классов
Михеева Е.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Попова С.Г.

Саяногорск,2023

Пояснительная записка.
Программа по предмету для 2 класса «Функциональная грамотность» разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной
программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 2 класса (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Место предмета в учебном плане. Программа предмета «Функциональная
грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
проведения занятий можно изменить.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
1.Читательская грамотность
Михаил Пришвин « Беличья память.», И. Соколов-Микитов. «В берлоге.», Лев Толстой
«Зайцы.», Николай Сладков « Веселая игра.», «Обыкновенные кроты.»,Эдуард Шим
«Тяжкий труд.», «Полевой хомяк», «Про бобров.», «Позвоночные животные.»
2. Математическая грамотность
Про беличьи запасы. Медвежье потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про
крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей.
3. Финансовая грамотность
Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта Безопасность
денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные
деньги.Встреча друзей.
4. Естественно-научная грамотность
Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень
часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал
для плотин. Позвоночные животные.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения предмета:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения предмета:
Познавательные:
-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами иисследованиями;
-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
-овладевать
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п

Наименование раздела и тем
программы

1
2.

Читательская грамотность

3.
4

Математическая
грамотность
Финансовая грамотность
Естественно-научная
грамотность
Количество часов по
программе

Количество часов

всего
8,5
8,5
8,5
8,5

конт.р.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

практ.
4,5
4

1

4
4,5

2
34

https://uchi.ru/
https://education.yandex.r
u/
https://www.yaklass.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Тренажер для школьников. Авторы: М.В.Буряк, С.А.Шейкина

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Функциональная грамотность младшего школьника. Виноградова. Книга для учителя.
Институт стратегии развития образования
https://cdn.rosuchebnik.ru/v2/VEN000000000436423/PDF/..

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Информационно-коммуникационная сеть (Интернет)
https://uchi.ru/ - интерактивная образовательная онлайн-платформа
https://resh.edu.ru/ - информационно-образовательная среда
https://education.yandex.ru/ - российская образовательная платформа
https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ
Сборник hhttps://pdf.11klasov.net/15385-sbornik-matematicheskih-zadach..
1-4 Метод рекомендации https://pdf.11klasov.net/16865-metodicheskie-rekomend..


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».