ОДНКНР 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №6
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

________ Прохоренко Т.Н.

______________Лавор И.В.

___________Богданова О.В.

Протокол №1
от «31» 08 2023 г.

Протокол №1
от «31» 08 2023 г.

Приказ №225
от «31» 08 2023 г.

Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.29 08:11:33 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 6 классов

г. Саяногорск, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее — ОДНКНР) составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное
развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из
ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность

систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно- нравственной культурой России, определять
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно- нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных
реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно- нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
Принцип
культурологичности
в
преподавании
означает
важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых
акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины
означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных
научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к
этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся,
содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области
ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального
гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании
патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск
объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии

и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
—
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и
мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
—
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
—
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
—
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
—
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного
общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных нормдля достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
—
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
—
формирование
основ
научного
мышления
обучающихся
через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории,
изобразительного искусства, музыки;
—
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и
выводов;
—
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
—
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
—
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
—

способствуя:
—
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных
при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
—
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;
—
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом
и государством;
—
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному
отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других
культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;
—
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов
над потребительскими и эгоистическими;
—
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
—
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих
развитию общества в целом;
—
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять
в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно- нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
—
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
—

МЕСТОУЧЕБНОГОКУРСА
«ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается
в 6 классах не менее одного часа в неделю, общий объем составляет 34 часа на каждый
учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы
духовно-нравственной культуры народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт
русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание
о культуре народов России.

Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание
как трансляция ценностей.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории.
Архитектура и духовно- нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных
связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и
инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и
его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры
народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в
соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и
семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм

в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества.
Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

сострадание,

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману.
Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных

идеалов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установоки ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с
помощью
воспитания
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской

позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);

— формирование

и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3.
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);
— владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений
и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура
■
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
■
понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
■
уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры
и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным
состоянием общества;
■
понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических
процессов;
уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и
этапами развития социума.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов
■
Характеризовать административно-территориальное деление России;
■
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа,
уметь показать их на административной карте России;
■
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в
■

полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных
этносов;
■
объяснять
принцип
равенства прав каждого
человека, вне
зависимости
от
его принадлежности к тому или
иному народу;
■
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
■
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
■
характеризовать духовную культуру всех народов России как общее
достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3. История быта как история культуры
■
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его
типы;
■
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов
России и особенностями исторического периода;
■
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России
от их локализации в конкретных климатических, географических и культурноисторических условиях.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный
■
Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда,
характеризовать их роль и значение в истории исовременном обществе;
■
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества,
роль созидательного и добросовестного труда длясоздания социально и экономически
благоприятной среды;
■
демонстрировать
понимание роли обслуживающего труда, его
социальной и
духовно- нравственной важности;
■
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
■
осознавать и обосновывать влияние технологий на культуруи ценности
общества.
Тема 5. Образование в культуре народов России
■
Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на
различных этапах его развития;
■
понимать
и
обосновывать
роль
ценностей в
обществе, их
зависимость от процесса познания;
■
понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных
общественных процессах;
■
обосновывать важность образования в современном мире иценность
знания;
■
характеризовать образование
как
часть процесса
формирования духовно-нравственных ориентиров человека.
Тема 6. Права и обязанности человека

Знать термины «права человека», «естественные права человека»,
«правовая культура»:
■
характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с
правами;
■
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
■
понимать необходимость соблюдения прав человека;
■
понимать
и
уметь
объяснить
необходимость
сохранения
паритета между правами
и
обязанностями человека в обществе;
■
приводить примеры формирования правовой культуры изистории народов
России.
■

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
■
Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,
«атеизм», «свободомыслие»;
■
характеризовать основные культурообразующие конфессии;
■
знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном
этапе общественного развития;
■
понимать и обосновывать роль религий как источника культурного
развития общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
■
Характеризовать основные процессы, протекающие в современном
обществе, его духовно- нравственные ориентиры;
■
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития
человека и общества в целом для сохранения социально-экономического
благополучия;
■
называть
и
характеризовать основные источники этого
процесса; уметь
доказывать теоретические положения, выдвинутые
ранее на примерах из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Духовнонравственный облик и идеал человека
■
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание
личных качеств
человека;
■
осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или
иными моральными и нравственными ценностями;
■
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
■
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия
общества, уважения к правам человека, его местуи роли в общественных процессах;
■
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
■
понимать важность коллективизма как ценности современной России и
его приоритет перед идеологией индивидуализма;
■
приводить
примеры
идеалов
человека
в
историко-культурном

пространстве современной России.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России
■
Понимать
различие
между
процессами
антропогенеза
и
антропосоциогенеза;
■
характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а
также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом
из этапов;
■
обосновывать
важность
взаимодействия
человека
и
общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
■
знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её
роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 11. Религия как источник нравственности
■
Характеризовать нравственный потенциал религии;
■
знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих
конфессий России;
■
знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
■
уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных
ценностей для современного общества.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке
■
Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
■
определять нравственный смысл гуманитарного знания, его
системообразующую роль в современной
культуре; Характеризовать
понятия
«подвиг», «героизм»,
«самопожертвование»;
■
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
■
уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
■
знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
■
обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через
значимость для общества и понимание последствий.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
■
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
■
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в
приложении к его нравственному и духовному развитию;
■
осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном
состоянии личности;
■
обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культурыи литературы;
■
обосновывать важность и находить нравственные основания социальной
взаимопомощи, в том числе благотворительности;
■ понимать
и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в
социальном аспекте.
Тема 18.
Проблемы современного общества как отражение
его
духовно-нравственного самосознания

Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества»
как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовнонравственных идеалов и ценностей;
■
приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная
семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий
на доступном для понимания уровне;
■
обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих
проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны
общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
■
Характеризовать
понятия
«благотворительность»,
«меценатство»,
«милосердие»,
«волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага»,
«коллективизм» в их взаимосвязи;
■
анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности,
милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов
и религий;
■
уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных,
волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России
■
Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей российского народа;
■
находить и обосновывать проявления гуманизма в историко- культурном
наследии народов России;
■

знать
и
понимать
важность
гуманизма
для
формирования
высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в
обществе;
■
находить и объяснять гуманистические проявления в современной
культуре.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества
■
Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие
профессии»;
■
иметь
представление
о
духовно-нравственных
качествах,
необходимых
представителям социальных профессий;
■
осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе
социальных профессий;
■
приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг
■
Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в
■

истории России;
■
доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в
целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
■
характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную
роль в жизни общества;
■
приводить
примеры
выдающихся
благотворителей
в историии
современной России;
■
понимать
смысл
внеэкономической
благотворительности:
волонтёрской
деятельности,
аргументированно объяснять её важность.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества
■
Характеризовать понятие «наука»;
■
уметь
аргументированно
обосновывать
важность
науки в
современном обществе, прослеживать её связь с научнотехническим и социальным прогрессом;
■
называть имена выдающихся учёных России;
■
обосновывать важность понимания истории науки, получения и
обоснования научного знания;
■
характеризовать и доказывать важность науки для благополучия
общества, страны и государства;
■
обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и
вклад в доказательство этих понятий.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие)
■
Характеризовать
понятие
«профессия»,
предполагать характери
цель
труда
в
определённой
профессии;
■
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её
вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в
этом виде труда.
Тематический блок 4. « Р одина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин
■
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
■
понимать
духовно-нравственный характер патриотизма,
ценностей гражданского самосознания;
■
понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина. Тема
26. Патриотизм
■
Характеризовать понятие «патриотизм»;
■
приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
■
различать истинный и
ложный
патриотизм
через
ориентированность на
ценности толерантности, уважения к
другим народам, их истории и культуре;
■
уметь обосновывать важность патриотизма . Тема 27. Защита Родины:

подвиг или долг?
Характеризовать понятия «война» и «мир»;
■
доказывать важность сохранения мира и согласия;
■
обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
■
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
■
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»;
обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина
■
Характеризовать понятие «государство»;
■
уметь выделять и формулировать основные особенности Российского
государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
■
хаактеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской
идентичности человека;
■
характеризовать
понятие
«гражданская
идентичность», соотносить
это
понятие
с необходимыми
нравственными качествами человека.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие)
■
Охарактеризовать свою
гражданскую
идентичность,
её
составляющие:
этническую,
религиозную,
гендерную идентичности;
■
обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина,
указывать их источники. Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
■
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного характера;
■
находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к
потребностям класса.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие)
■
Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
■
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
■
формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые
ему присущи. Тема 32. Человек и культура (проект)
■
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
■
уметь описать в выбранном направлении с помощью известных
примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
■
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
■
характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на
исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной,
так и с отрицательной стороны.
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных,
прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание
различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие.
1.
Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной
оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и

промежуточного уровня духовно- нравственного развития детей, не являются
непосредственным основанием при оценке качества образования.
2.
Система оценки образовательных достижений
основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения,
педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических
действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия
в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей
личности, включающие
традиционные ценности как опорные элементы
ценностных ориентаций обучающихся .
При
этом
непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с
учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных
результатов.
3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№

Наименование

п/п

программы

разделов

и

тем

Количество часов

Дата

Виды деятельности

изучения
всего

контрольные
работы

практические
работы

Виды,

Электронные

формы
контроля

(цифровые)
образовательные
ресурсы

Устный опрос;

https://infourok.ru/konsp
ekt-uroka-na-temuvvedenie-v-kurs-odnknr-4022424.html
https://videouroki.net/raz
rabotki/nash-domrossiia.html

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
1.1.

Мир культуры: его структура

1

Понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира
природы. Уметь
объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовно-нравственным состоянием общества.
Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные
ситуации

1.2.

Культура России : многообразие регионов

1

Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти разных народов, культурных
традиций разных регионов России.
Характеризовать духовную культуру народов России как обще достояние нашей Родины.
Работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя

1.3.

История быта как история культуры

1

1.4.

Прогресс: технический и
социальный

1

Понимать и объяснять взаимосвязьхозяйственной деятельности, быта людей с историей народа, Письменный
климатом, географическими условиями его жизни.
контроль;
Устный
опрос;
Работать с учебником, научно-популярной литературой; решать проблемные задачи,
Устный
анализировать и разграничивать понятий

1.5.

Образование в культуре на-родов России

1

Понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний.
Понимать, что образование — важная часть процесса формирования духовно-нравственных
ориентиров человека.

1.6.

Права и обязанности человек

1

Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с Устный
источниками

1.7.

Общество и религия: духов- но-нравственное 1
взаимодействие

1.8.

Современный мир: самое важное
(практическое
занятие

1

1

Устный опрос;

https://videouroki.net/vi
deo/25-russkij-yazykgosudarstvennyj.html

Устный опрос;

https://www.prodlenka.o
rg/metodicheskierazrabotki/420691razrabotka-urokahttps://www.prodlenka.o
Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на Устный
современном этапе развития общества.
rg/metodicheskierazrabotki/420691razrabotka-urokaПонимать, в чём
заключаются
основные
духовно-нравственные
ориентиры Письме контроль; https://videouroki.net/vi
Устный
deo/2-kultura-iсовременного общества.
опрос
religiya.html

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
2.1.

Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека

1

Понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода», ответственность,
право и долг.
Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные
ситуации

Устный

https://interneturok.ru/less
on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennostey

2.2.

Взросление человека в куль-туре
народов России

1

Объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты Устный
социальной изоляции.
Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию
из нескольких источников, анализировать собственный опыт

https://interneturok.ru/less
on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennosteychast-1-rol-semi-v-zhiznicheloveka

2.3.

Религия
как
нравственности

1

Понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России.
Слушать объяснения учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы
по теме

Устный

https://videouroki.net/razr
abotki/prezentatsiya-poodnknr-5-klass-traditsiivospitaniya.html

2.4.

Наука как источник знанияо человеке и 1
человеческом

Понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»; осознавать, что
культура помогает человекупонимать самого себя.
Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научнопопулярной литературой

Устный

https://interneturok.ru/less
on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennosteychast-2-semeynyetsennosti-v-pravoslavii-

2.5.

Этика и нравственность как категории 1
духовной культуры

Объяснять понятия «добро» и «зло» спомощью примеров из истории икультуры
народов России, соотносить эти понятия с личным опытом. Решать проблемные задачи,
работать с учебником, рефлексироватьсобственный опыт

Устный

https://interneturok.ru/less
on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennostey-

2.6.

Самопознание
занятие)

Уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном
для возраста детей уровне.
Формировать представления о самом себе; воспитывать навыки само- презентации,
рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников

Практическая
работа;

https://interneturok.ru/less
on/odnknr/5-klass/spisokurokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennostey-

3.1.

Труд делает человека человеком

1

Осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе.

Устный

https://videouroki.net/r
azrabotki/tiemadukhovnaia-kul-tura-l l

3.2.

Подвиг: как узнать героя?

1

Понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время.

Устный
опрос;

https://videouroki.net/
video/15-duhovnyjmir-cheloveka.html

3.3.

Люди в обществе: духовно- 1
нравственное взаимовлияние

Понимать и объяснять понятия
«дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм», «благотворительность».

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

https://infourok.ru/plan
konspekt-uroka-odnkv-klasse-na-temu-

3.4.

Проблемы
современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания

источник

(практическое

1

1

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

3.5

1

Духовно-нравственны
ориентиры
социальных 1
отношении

Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство». Письменный
Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном контроль;
для понимания детей уровне
Устный
опрос;
Понимать и
объяснять
понятия
«милосердие»,
«взаимопомощь»,
«благотворительность», «волонтёрство». Выявлять общие черты традиций
милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных
народов.

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

https://myslide.ru/pres
entation/xranit-

https://infourok.ru/prez
entaciya-na-temuvzaimodeystvie-kultur2605074.html

3.6

Гуманизм как сущностная
характеристика духовнонравственной культуры народов России

1
Понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духов- нонравственных ценностей народов России

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

https://infourok.ru/prez
entaciya-na-temuvzaimodeystvie-kultur2605074.html

3.7.

Социальные профессии; их 1
важность
для
сохранения
духовно-нравственного об-лика
общества

Работать с научно-популярной литературой, готовить рефераты, слушать и
анализировать доклады одноклассников

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

https://uchitelya.com/o
bschestvoznanie/17244
8-prezentaciyanravstvennye-cennostirossiyskogonaroda.html

3.8

Выдающиеся благотворите6ли в 2
истории. Благотворительность как
нравственный долг

Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько
источников, разграничивать понятия

Устный

https://multiurok.ru/fil
es/mnoghoobraziiekul-tury-narodovrossii.html

3.9.

Выдающиеся
учёные
России. 2
Наука как источник социального и
духовного прогресса общества

Понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся
учёных России

Устный

https://kopilkaurokov.r
u/ork/uroki/pravoslavn
yieprazdnikirusskogho
naroda

3.10

Моя профессия (практическое
занятие)

Обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для выбран-ной
профессии

Письменный

https://pandia.ru/text/8
0/079/18886.php

1

1

контроль;
Устный
опрос;

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
4.1

Гражданин

1

Характеризовать понятия «Родина», «гражданство»; понимать духовнонравственный смысл патриотизма. Слушать объяснения учителя, работать с
текстом учебника

Устный

https://infourok.ru/prez
entaciya-na-temumuzyka-narodovrossii-5419100.html

4.2.

Патриотизм

1

Характеризовать важность сохранения мира и согласия.
Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести
Родины в спорте, науке, культуре.

Письменный

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7825/conspe
ct/312988/

4.3.

Защита Родины: подвиг илидолг?

1

Характеризовать важность сохранения мира и согласия.
Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести
Родины в спорте, науке, культуре.

Письменный

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7370/conspe
ct/245745/

4.4

Государство.
Россия — наша родина

1

Объяснять понятие «государство». Уметь выделять и характеризовать
основные особенности Российского государства с опорой на духовнонравственные ценности
Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополнительной научно-популярной литературой

4.5

Гражданская идентичность
(практическое
занятие)

1

1

Обосновать важность духовно-нравственных качеств гражданина.
Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую
работу

4.6

Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

1

1

Характеризовать понятие «доброедело» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного начала. Работать с источниками.

Практическая https://videouroki.net/r
azrabotki/konspiektработа;
zaniatiia-byt-iukladom-i-byt.html
Практическая https://uchitelya.com/p
edagogika/97534работа;
prezentaciya-rossiyaustremlennaya-vУстный
опрос;

https://uchitelya.com/p
edagogika/97534prezentaciya-rossiya-u

4.7

Человек: какой он?
(практическое занятие

1

4.8

Человек и культура (проект)

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПОПРОГРАММЕ

ЧАСОВ 34

1

0

6

Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие.
Работать
с
источниками,
определять
понятия,
подготовить
практическую работу

https://uchitelya.com/p
edagogika/97534prezentaciya-rossiyaustremlennaya-v-

Показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние.
Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в
произведениях искусства.
Работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить
проект

https://uchitelya.com/p
edagogika/97534prezentaciya-rossiyaustremlennaya-v-

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Н. Ф. Виноградова, Т. Э. Мариносян Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6
класс 2-е издание, стереотипное Просвещение, 2022 г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, проектор, экран, колонки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».