МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №6
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Заместитель директора по УВР
Директор
______Лышко Ю.В.
______________Лавор И.В.
__________Богданова О.В.
Протокол №1
от "31" 08 2023 г.
Протокол №1
от "31" 08 2023 г.
Приказ № 225
от "31" 08 2023 г.
цифровой подписью:
Богданова Оксана Подписано
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.10.04 10:36:56 +07'00'
Валериевна
Рабочая программа
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по истории»
11 класс
на 2023-2024 учебный год
Ярцева Тамара Викторовна,
учитель истории и обществознания
г. Саяногорск, 2023г.
Пояснительная записка
Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории как формы
государственной (итоговой) независимой аттестации выпускников общеобразовательных
учреждений требует серьезного отношения к организации подготовки к сдаче ЕГЭ.
Экзаменационная работа по истории состоит из огромного количества заданий,
основными объектами проверки которых являются:
Знание исторических фактов;
Усвоение исторических концепций;
Умение извлекать информацию из исторических источников, применять ее
для решения познавательных задач;
Владение приемами исторического описания;
Наличие представлений об оценках исторических событий, явлений,
процессов, навыков оценочной деятельности.
Для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ учебного времени,
отводящегося на овладение учебной программы по истории, явно недостаточно. Кроме
того, по результатам выполнения работ по истории России выявлен ряд проблем в
знаниях и умениях выпускников. Самым «слабым звеном» в подготовке учащихся по
истории часто оказывается незнание дат исторических событий, периодов. Проблемной
частью являются вопросы истории общественного движения, культуры. Очень серьезные
пробелы имеются в усвоении сведений об исторических личностях, причем по всем
периодам и разделам курса отечественной истории. Задания на сравнение событий и
явлений, анализ исторических ситуаций имеют худшие показатели в части 2
Программа «Подготовка к ЕГЭ» призвана сделать данную подготовку более
системной и эффективной. Использование образцов контрольных измерительных
материалов (КИМов) позволяют придать содержанию программы практическую
направленность. Содержание программы акцентирует внимание на анализ наиболее
трудных вопросов курса истории, на технологию работы с тестовыми заданиями разного
типа и уровня сложности. Отработка во время практикумов, тренингов типовых
конструкций тестовых заданий позволит практически не тратить время на экзамене на
понимание инструкции, на точное оформление ответа по всем направлениям.
Целью данной программы является углубление знаний учащихся в области
истории. Кроме того, она призвана придать более глубокую научную направленность
подготовке выпускников по курсу истории, отвечать наиболее сложным требованиям
государственного стандарта к знаниям теоретического характера и уровню развития
комплексных познавательных действий.
Программа «Подготовка к ЕГЭ по истории» рассчитана на 34 часа (1 час в
неделю). Программа может быть реализована как в 10-х, так и в выпускных 11-х классах
с соответствующей корректировкой. Конкретные примеры заданий помогут учащимся
подготовиться к ЕГЭ и систематизировать большой объем исторической информации.
Цель программы
Осуществление технологии выполнения тематических заданий по истории при
подготовке к ЕГЭ.
Задачи программы
1.
Углубление и развитие знаний учащихся по курсу истории России за счет
расширения представлений о содержании заданий КИМ Федерального банка.
2.
Ознакомление учащихся с кодификатором, спецификацией и демоверсий
КИМ по курсу истории России.
3.
Изучение отдельных тем предмета истории в виде различных письменных
заданий, в том числе подобных ЕГЭ.
4.
Изучение инструкций по выполнению экзаменационной работы, ее частей
и различных заданий.
5.
Приучение учащихся к различным формам тестовых работ.
6.
Разработка психолого-педагогических рекомендаций по подготовке
учащихся к сдаче ЕГЭ.
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
1.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных
заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
2.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной
работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных
типов.
Ведущими методами изучения являются: речевая деятельность; практические
умения для выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные: лекция, дискуссии, мини-сочинение.
Активные: семинар, практическая работа.
Виды деятельности учащихся: анализ источников; написание исторического
сочинения; решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМы ЕГЭ).
Форма подведения итогов: пробный экзамен по обществознанию в 11 классе (по
КИМ ЕГЭ).
Содержание программы «Подготовка к ЕГЭ по истории»
(34 часа)
I. Введение. Общие сведения об экзаменационной работе по истории (1 час).
II. Правила для сдающих единый государственный экзамен (3 часа):
1. Изучение инструкций к ЕГЭ:
1.
Инструкция, предваряющая всю работу (она носит вводный характер, ее
назначение состоит в том, чтобы подвести учащегося к выполнению работы);
2.
Инструкции, предваряющие или завершающие отдельные части работы
(они обращают внимание на специфику заданий части, формулировку и запись ответов
на них);
3.
Инструкции, предваряющие отдельные блоки заданий (например, задания
к текстовому фрагменту);
4.
Инструкции, относящиеся к отдельным заданиям.
2. Ознакомление с кодификатором элементов содержания по истории для
составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного
экзамена 2009
3. Правила заполнения бланков ЕГЭ по истории.
III. Работа с заданиями части I с выбором ответа (базового уровня) (6 часов):
1.
Решение заданий на проверку исторических дат;
2.
Решение заданий на проверку исторических фактов (места, обстоятельств,
участников событий);
3.
Решение заданий на проверку понятий и терминов;
4.
Решение заданий на проверку осмысления характерных признаков событий
и явлений;
5.
Решение заданий на понимание суждений о причинах и следствиях
событий, а также понимание связей единичных фактов и общих явлений.
IV. Работа с заданиями части II с открытым развернутым ответом (высокого
уровня сложности) (11 часов):
1.
Решение заданий на установление последовательности событий в рамках
значительных исторических периодов.
2.
Решение заданий на соотнесение двух рядов информации – дат и названий
событий, имен исторических деятелей и названий политических партий, к которым они
принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества и т.д.
3.
Решение заданий на определение названия события, явления или имени
исторической личности, о которых идет речь в представленном отрывке из
исторического источника.
4.
Комплекс заданий для работы с источниками:
1.
Атрибуция документа, определение событий, явлений, личностей, о
которых в нем идет речь;
2.
Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в
историческом контексте (на основе текста и с привлечением знаний по курсу истории);
3.
Анализ позиции автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий.
1.
Комплекс заданий с развернутым ответом по предложенной теме,
проблеме:
1.
Задание на обобщенную характеристику, систематизацию исторического
материала;
2.
Задание на анализ исторических версий, оценок;
3.
Задание на анализ исторических ситуаций;
4.
Задание на сравнение исторических событий и явлений.
V. Тематические тренировочные задания повышенной сложности (10 часа):
1.
История России с древности до конца XIII века
2.
История России XIV – XVI века
3.
История России XVII - XVIII века
4.
История России XIX века.
5.
Период 1900 – 1945 гг.
6.
Период 1945 – 2009 гг.
VI. Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с
содержательными линиями школьного курса (3 часа).
Итого – 34 часа.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема
Содержание
Правила для сдающих единый государственный экзамен (4 ч)
Введение.
Общие сведения об экзаменационной
работе по истории
Изучение инструкций к ЕГЭ 1. Инструкции, предваряющие или
завершающие отдельные части работы
Знакомство с демоверсией по
Работа над кодификатором элементов
истории 2021г.
содержания по истории для составления
КИМ 2017 г.
Правила заполнения бланков
Особенности заполнения бланков ЕГЭ по
ЕГЭ по истории
предмету.
Работа с заданиями части 1 с выбором ответа (6 ч)
Алгоритм выполнения
Решение заданий на проверку исторических
задания с открытым ответом
дат
Систематизация знаний
Решение заданий на проверку исторических
учащихся при изучении
фактов (места, обстоятельств, участников
основных теоретических
событий)
вопросов
Структура и специфика
Решение заданий на проверку осмысления
заданий на анализ документов характерных признаков событий и явлений
Особенности заданий 12,16,18 Решение заданий на понимание суждений о
причинах и следствиях событий
Специфика заданий 11,15
Решение заданий на установление
последовательности событий в рамках
значительных исторических периодов
Разновидности заданий и
Решение заданий на соотнесение двух
задач
рядов информации – дат и названий
событий и т.д.
Работа с заданиями части 2 с открытым развернутым ответом (11ч)
Общая характеристика
Ознакомление с заданиями части 2 и
заданий части 2
особенностями их выполнения
Специфика заданий 20,21,22
Атрибуция документа, определение
событий, явлений, личностей, о которых в
нем идет речь
Решение исторических
1. Разъяснение сущности характеризуемой в
ситуаций в контексте текста
источнике проблемы в историческом
контексте
Структура и специфика
1. Анализ позиции автора, рассмотрение
заданий 23
версий и интерпретаций событий
Структура и специфика
1. Комплекс заданий с развернутым ответом
заданий 24
по предложенной теме, проблеме
Анализ исторических событий1. Задание на обобщенную характеристику,
систематизацию исторического материала
Историческое сочинение
Общие критерии выполнения задания по
написанию исторического сочинения
Особенности написания
Критерии написания исторического
исторического сочинения
сочинения согласно требованиям К1 и К2
Особенности написания
Критерии написания исторического
исторического сочинения
сочинения согласно требованиям К3 и К4
К-во ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Особенности написания
исторического сочинения
Критерии написания исторического
1
сочинения согласно требованиям К5 и К6,
К7.
Тренировочное написание
Выявление типичных ошибок при
1
исторического сочинения
выполнении задания по написанию
исторического сочинения
Тематические тренировочные задания повышенной сложности(10ч)
История России с древности
Выполнение тренировочные задания
1
до конца
повышенной сложности (с древности до
XIII века
конца XIII века)
История России XIV – XVI
Выполнение тренировочные задания
1
века
повышенной сложности (XIV – XVI века)
История России XVII - XVIII
Выполнение тренировочные задания
1
века
повышенной сложности (XVII - XVIII века)
История России XIX века
Выполнение тренировочные задания
1
повышенной сложности (XIX век)
Период 1900 – 1945 гг.
Выполнение тренировочные задания
1
повышенной сложности (1900 – 1945 гг.)
Период 1945 – 2009 гг.
Выполнение тренировочные задания
1
повышенной сложности (1945 – 2009 гг.)
Типичные ошибки при
Выявление типичных ошибок при
1
выполнении задания ЕГЭ по
выполнении заданий ЕГЭ и пути решения
истории
исправления выявленных недостатков в I ч.
Типичные ошибки при
Выявление типичных ошибок при
1
выполнении задания ЕГЭ по
выполнении заданий ЕГЭ и пути решения
истории
исправления выявленных недостатков во II
части
Типичные ошибки при
Выявление типичных ошибок при
1
выполнении задания ЕГЭ по
выполнении заданий ЕГЭ и пути решения
истории
исправления выявленных недостатков при
работе с картой
Типичные ошибки при
Выявление типичных ошибок при
1
выполнении задания ЕГЭ по
выполнении заданий ЕГЭ и пути решения
истории
исправления выявленных недостатков при
работе с иллюстрированным материалом
Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с
содержательными линиями школьного курса
Решение КИМов
Выработка навыков решения
1
тренировочных заданий по истории
Решение КИМов
Выработка навыков решения
1
тренировочных заданий по истории
Итоговое занятие
1
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :
1. Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской
православной церкви. – М., 1991.
2. Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей //
Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.
3. Великие государственные деятели России. – М., 2012.
4. Древнерусская литература: книга для чтения. – М., 1993.
5. Жития и творения русских святых. – М., 2011.
6. Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки
древнерусской духовности. – Л., 1991.
7. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники
дореволюционной России по истории. – М., 1993.
8. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.,
1990.
9. Перхавко, В. Б. История России в лицах: IX–начало XVII в. – М., 2000.
10. Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.
11. Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. – М., 1995.
12. Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 2012.
13. Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. – М., 2010.
14. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1997.
15. Хрестоматия по истории России. – М., 2005.
16. Бравина М.А. Исторический портрет на фоне эпохи. Ульяновск.2010