Бусинка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г.Саяногорск

Принята на заседании
методического совета
Протокол №2
от «01» сентября 2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУДО Центр детского творчества
__________________Баринова И.В.
Приказ №37
от «___» сентября 2023 года
цифровой подписью:
Богданова Оксана Подписано
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:35:46 +07'00'
Валериевна

«Бусинка»
Дополнительная общеразвивающая программа
по декоративно-прикладному творчеству
мастерской ДПИ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»
направленность: художественная
Уровень сложности программы: стартовый, базовый
Возраст обучающихся: 7 – 12 лет
Срок реализации – 1 год
Введена в 2022 г.
Автор-составитель:
Фарзалиева Галина Юрьевна
педагог дополнительного образования.

Саяногорск, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- направленность программы
-уровень сложности программы
-актуальность программы
- отличительные особенности и новизна программы
- адресат программы
- доступность реализации программы
- объем и срок освоения
- форма обучения
- особенности организации
- режим занятий
- цель
- задачи
- планируемые результаты
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- учебно-тематический план
- содержание учебного плана
- формы аттестации и оценочные материалы
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3

5
5
6
8
8
10
11
14
15

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Бисероплетение является не только увлекательным, но и полезным занятием для детей. Оно
способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в
свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка.
Работы по бисероплетению привлекают обучающихся своими результатами. Поделка,
сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его
индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, становится особенно привлекательной.
Вещь, над которой он трудился, вкладывал в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
В ходе кружковой работы, учащиеся знакомятся с основными способами бисероплетения,
основами дизайна, углубляют знания по цветоведению. У них развивается мелкая моторика,
эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся
экономно расходовать используемый в работе и материал, развивают художественный вкус,
формируют профессиональные навыки, ‹‹культуру творческой личности››.
Направленность программы «Бусинка»:
- по содержанию является художественной;
-по функциональному предназначению – прикладной;
- по форме организации – групповой в сетевой форме (организацией-партнёром выступает
школа-№6), модульной;
по времени реализации – один год;
- по способу организации содержания образовательной программы – учебно-познавательной;
- по уровню усвоения программы – общеразвивающей;
Уровень сложности программы – стартовый, базовый (во 2 полугодии выполняют более
сложные задания).
Основная задача мастерской заключается в формировании у детей и подростков практических
трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса.
Новизна программы заключается в развитии у учащихся творческого, нестандартного подхода
к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для
изготовления изделий и т.п.
Актуальность программы в том, что её освоение способствует формированию и развитию
практических умений и навыков при работе с бисером. Реализация программы способствует
развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь
связано с умственным и речевым развитием, эстетическим вкусом обучаемого. А также
бисероплетение, как вид декоративно-прикладного искусства, содержит в себе огромный потенциал
для приобщения воспитанников к культурным, нравственным и духовным ценностям народа.
На занятиях ведется профориентационная работа в виде ролевой игры по ДПИ. В начале
учебного года обучающиеся получают возможность попробовать себя в различных профессиях,
изучают информацию о разнообразии профессий в ДПТ и выбрать более интересную в творческом
направлении, передать информацию младшим обучающим. В конце учебного года в процессе
ролевой игры пробуют себя в разных творческих профессиях. Это помогает обучающимся выбрать
наиболее подходящий для себя вид творчества для дальнейшего развития.
Отличительные особенности программы.
В данной программе изготовление поделок из бисера выполняется на проволоке и леске. Выбор
проволоки, как основного материала для низания бисера, обусловлен психологическими
особенностями обучающихся младшего школьного возраста, а именно их мотивацией на результат,
причем быстрый, а не на сам процесс. Работа с проволокой позволяет за одно занятие выполнить
работу от начала до конца. Интерес к данному виду творчества у детей не иссякает, так как по
тематике, технике выполнения, назначению поделок «проволока очень разнообразна».
Доступность реализации программы
При наборе через АИС Навигатор педагог не ограничивает способности обучающихся, потому
на программу могут быть зачислены и дети с хорошей мелкой моторикой, и со слабой, и с ОВЗ. Самое
главное – желание научиться данному ремеслу. Для успешного прохождения программы
предусматривается вариативность предлагаемых заданий – простых для «слабых» детей и детей с
3

ОВЗ и более сложных для хорошо успевающих. На основании этого возможно выстраивание
индивидуального маршрута для каждого обучающегося.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет. Особенность курса обучения
по программе заключается в том, что программа предусматривает возрастные и психологические
особенности детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие и не
слишком трудоемкие работы. Дети среднего школьного возраста выполняют более усложненные
работы, требующие большей усидчивости и внимательности.
Объём и срок освоения программы. Продолжительность обучения:
1 год обучения -144 часов, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут;
Форма обучения – очная, дистанционная (при необходимости).
Особенности организации. Образовательный процесс организован в разновозрастных
группах постоянного состава по 12 человек (7-12 лет).
При дистанционной форме обучающиеся осваивают материал занятия индивидуально в
удобное время., для чего необходим компьютер или смартфон с выходом в Интернет. Им выдаются
для просмотра обучающие видеоролики и задания для практического выполнения, затем в рамках
обратной связи – фотоотчеты по исполнению.
Педагогическая целесообразность программы
Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий
процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок, в том числе в качестве подарка
близким, является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность
выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную
деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает
большое влияние на всестороннее развитие ребенка.
Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены
на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их
современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося.
За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не
просто повторять определенные движения. Выполняя практические задания, дети развивают у себя
произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности,
мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.
Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами
деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение,
танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных
рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения
к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной
задачей при подготовке детей к взрослой жизни.
На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело,
взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию
получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.
Цель программы: приобретение, расширение знаний и формирование практических навыков
в области древнего вида рукоделия бисероплетения, развитие у обучающихся творческого,
нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и
необходимых материалов для изготовления изделий.
Задачи для реализации поставленной цели:
Образовательные:
- расширять знания об истории возникновения и развития бисероплетения;
- дать основы бисероплетения, обучать практическим навыкам и приемам изготовления и
декорирования изделий из бисера;
- обучать различным техникам бисероплетения;
- формировать представления по основам композиции, цветоведения и материаловедения.
Развивающие:
4

- вырабатывать моторные навыки;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание;
- повышать общий интеллектуальный уровень;
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности,
расширению кругозора;
- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.
Воспитательные:
- прививать интерес к культуре, истокам народного творчества;
- содействовать доведению начатого дела до конца;
- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;
- воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность;
- формировать общую культуру обучающихся;
- содействовать организации содержательного досуга;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать духовно-нравственные, гражданско-патриотические ценности обучающихся.
Планируемые результаты.
К концу обучения обучающийся будет знать:
- что такое «декоративно-прикладное искусство»;
- некоторые сведения из истории бисероплетения;
- основные виды и свойства материалов для бисерного рукоделия;
- терминологию и технологию выполнения изделий из бисера;
- правила безопасности при работе с инструментами;
- основные правила при работе с бисером;
- основы композиции;
- основы цветоведения;
- роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного
произведения.
Обучающийся будет уметь:
- правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;
- отличать теплые и холодные цвета;
- пользоваться основными законами композиции;
- закреплять и наращивать проволоку;
- читать схемы изделий;
- выполнять работы в разных техниках плетения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела, темы
Раздел 1. Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Раздел 2. Основные способы
бисероплетения.
Раздел 3. Плетение плоских
фигурок.
Раздел 4. Плетение бижутерии
Раздел 5. Плетение объемных
фигурок.
Раздел 6. Цветы.

Количество часов
Всего Теория Практика
4
4
0

Формы аттестации
(контроля)
беседа

8

3

5

наблюдение, анализ

16

1

15

практическая работа

14

1

13

практическая работа

30

1

29

практическая работа

26

1

25

практическая работа
5

7
8

Раздел 7. Плетение
композиций.
Раздел 8. Изготовление
конкурсных выставочных
работ. Итоговое занятие.
ИТОГО

30

1

29

практическая работа

16

4

12

выставка работ

144

16

128

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. (4 ч).
Тема1.1. Знакомство с учащимися. Ознакомление с искусством бисероплетения. Цель,
содержание и форма занятий мастерской. Режим работы. План занятий. История бисера и его
применение. Знакомство с направлениями. Демонстрация образцов и изделий.
Тема 1.2. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места.
Образцы узоров с разными композициями.
Раздел 2. Основные способы бисероплетения (8 ч).
Тема 2.1. Теоретические сведения (3ч.). История бисероплетения и профессии промысла. Основные
приемы бисероплетения: простое низание (цепочка). Плетение на встречу. Параллельное низание
(техника параллельного плетения). Низание петлями. Игольчатое плетение или низание столбиком.
Круговое, или французское, плетение. Плетение крестом.
Наращивание проволоки. Изготовление схем (работа со схемами проводится в начале каждой
практической работы и предусматривает умение ребёнка читать схему изделия и зарисовывать в
тетрадь, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Основы цветоведения. Цветовая гамма.
Понятие о сочетание цветов. Цветовой круг. Тёплая и холодная гамма.
Практическая работа (5ч.). Выполнение образцов.
Раздел 3. Плетение плоских фигурок (16 ч).
Тема 3.1 Теоретические сведения (1ч.). Основные приемы бисероплетения, используемые для
изготовления изделий на плоской основе. Свойства и «пороки» проволоки, прием «скручивания».
Анализ моделей.
Практическая работа (15ч.). Инвариантная часть. Выполнение отдельных элементов на основе
изученных приёмов.
Вариативная часть: выполнение более сложных поделок.
Раздел 4. Плетение бижутерии (14ч.)
Тема 4.1 Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления украшений из бисера, бусин. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор
материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа (13 ч.) Инвариантная часть. Выполнение простых украшений: колечек,
браслетов, бус.
Вариативная часть. Выполнение усложненных изделий по выбору обучающегося
Раздел 5. Плетение объемных фигурок (30 ч).
Тема 5.1. Теоретические сведения. (1) Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор
материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. (29) Выполнение игрушек. Составление композиции.
Раздел 6. Цветы (26 ч).
Тема 6.1. Теоретические сведения.(1) Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами.
Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок,
листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. (25) Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Составление
композиций.
6

Раздел 7. Плетение композиций (30 ч).
Тема 7.1. Теоретические сведения (1ч.). Техника двойного соединения. Правила выполнения
объёмных миниатюр на проволоке.
Практическая работа (29ч.). Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Анализ
образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Подготовка основы. Составление
композиции. Оформление.
Раздел 8. Изготовление конкурсных выставочных работ. Итоговое занятие. (16 ч).
Тема 8.1. Профессиональные возможности мастера бисероплетения в различных направлениях
деятельности (художник, дизайнер, работник музея, блогер и др.). Изготовление поделок на
выставки, конкурсы.
Организация выставки работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов,
награждение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Название темы учебного занятия
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
История бисероплетения и профессии
промысла. Технологическая карта. Основные
способы плетения.
Параллельное низание.
Плетение на встречу.
Низание петлями.
Игольчатое плетение.
Плетение плоских фигурок. Божья коровка.
Изучение схемы. Оформление.
Бабочка. Изучение схемы. Оформление.
Стрекоза. Изучение схемы. Оформление.
Рыбка. Изучение схемы. Оформление.
Заяц. Изучение схемы. Оформление.
Лягушка. Изучение схемы. Оформление.
Змея. Изучение схемы. Оформление.
Паук. Изучение схемы. Оформление.
Плетение украшений из бисера. Ожерелье
«Связка тарантулов»
Плетение украшений из бисера. Колечки.
Плетение украшений из бисера. Браслет
«Звездочки-малютки»
Плетение украшений из бисера. Браслет «две
тропинки»
Плетение украшений из бисера. Цепочка
«Бугорки»
Плетение украшений из бисера. Браслет
«Звездочки-малютки»
Плетение украшений из бисера. Брошь
«Ягодка»
Крокодил. Изучение схемы. Оформление.
Ёжик. Изучение схемы. Оформление.
Кролик. Изучение схемы. Оформление.
Кот. Изучение схемы. Оформление.
Мышь. Изучение схемы. Оформление.

Кол-во Дата проведения
часов план
факт

Приме
чание

2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
7

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Поросёнок. Изучение схемы. Оформление.
Корова. Изучение схемы. Оформление.
Собака. Изучение схемы. Оформление.
Цыплёнок. Изучение схемы. Оформление.
Слон. Изучение схемы. Оформление.
Снежинка. Изучение схемы. Оформление.
Елочка. Изучение схемы. Оформление.
Основные приёмы, составления композиций
Фиалка. Изучение схемы. Начало плетения.
Листья фиалки.
Фиалка. Оформление.

2
2
2
2
2
2
2
2

Ромашка. Изучение схемы. Начало плетения.
Плетение листа ромашки.
Ромашка. Оформление.
Колокольчики. Изучение схемы. Начало
плетения.
Плетение цветов.
Плетение листьев.
Оформление работы.
Васильки. Изучение схемы. Начало плетения.
Васильки.
Оформление работы.
Букет подснежников
Букет подснежников
Букет подснежников
Плетение композиций «Веточка рябины»
Панно ‹‹Морское дно››.
Панно ‹‹Морское дно››.
Панно ‹‹Морское дно››.
Панно ‹‹Морское дно››.
Миниатюрные деревья. ‹‹Осеннее дерево››.
Миниатюрные деревья. ‹‹Осеннее дерево››.
Миниатюрные деревья. ‹‹Осеннее дерево››.
Миниатюрные деревья. Ёлка.
Миниатюрные деревья. Ёлка.
Миниатюрные деревья. Ёлка.
Миниатюрные деревья. Берёза.
Миниатюрные деревья. Берёза.
Миниатюрные деревья. Берёза.
Миниатюрные деревья. Куст роз.
Миниатюрные деревья. Куст роз.
Миниатюрные деревья. Куст роз.
Профессиональные возможности мастера
бисероплетения в разных направлениях ДПИ.
Изготовление поделок на выставки, конкурсы.
Профессиональные возможности мастера
бисероплетени.
Изготовление поделок на выставки, конкурсы.
Изготовление поделок на выставки, конкурсы.
Выставка работ.

2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
8

ИТОГО:

144

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результатов образовательной деятельности, обучающихся в Центре
Детского Творчества, используется единая методика Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой по следующим
показателям:
1. Теоретическая подготовка.
В теоретической подготовке отслеживаются знания терминологии ручных работ. Для
диагностики результатов используются тестовые задания, метод наблюдения и контрольные опросы.
2. Практическая подготовка.
Отслеживаются практические умения и навыки по основным разделам учебной программы:
навыки выполнения ручных работ с соблюдением установленных технологических режимов,
разрабатывать несложные композиции декоративного оформления.
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося.
Оцениваются самостоятельность в пользовании источниками информации, адекватность
восприятия информации от педагога, способность организовывать рабочее место и соблюдать
правила ТБ при работе с колющими, режущими предметами.
Личностное развитие обучающегося.
Выражается в способности выдерживать нагрузки, контролировать своё поведение, в
способности оценивать себя соответственно реальным достижениям. Приветствуется желание
воспринимать общие дела как свои, способность занять определенную позицию в конфликтной
ситуации.
Выраженность оцениваемых параметров анализируется по трем уровням: высокий, средний,
низкий.
Для оценки знаний и умений обучающихся проводится текущая аттестация (на занятиях в
течении всего периода), промежуточная (по итогам полугодий в декабре и в мае), аттестация по
завершению программы. Формы предъявления образовательных результатов: выставки, защита
творческих проектов, открытые занятия.
При дистанционной форме обучения оптимальные формы контроля: фотоотчёт, онлайн-выставки,
тестирование.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами:
– Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г №273. (с последующими
изменениями);
- Приказом Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» от 27.07 2022 №629;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Уставом и локальными актами МБУДО Центра детского творчества.
Материально-техническое обеспечение.
Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь
кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность - не менее 20 Вт на кв.м. Помещение
имеет естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность
9

должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении
применятся система общего освещения, которое является равномерным.
Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:
1. Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;
2. Коллекция образцов;
3. Библиотека литературы и интернет-источников по бисероплетению;
Технологическое оснащение кабинета:
1. Мебель по количеству и росту детей;
2. Учебная доска, мел;
3. Ножницы, подставки для бисера, пяльцы, игольницы;
4. Необходимый материал, приобретённый родителями для детей.
При дистанционной форме необходимо наличие у педагога и обучающихся компьютера или
смартфона с доступом к сети интернет, программ-месенджеров и фотоаппарата. У педагога фотоаппарат с функцией съёмки видео, программы для обработки фотографий и видео.
Кадровое обеспечение. Программа составлена и реализуется педагогом дополнительного
образования, имеющим хорошие навыки в области бисероплетения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. Начальный этап
обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки,
происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом; обучение чтению схем плетения;
изучение основных методов и техник работы с бисером; формирование основных навыков работы;
определяются перспективы педагогической деятельности, пути раскрытия индивидуальных
особенностей воспитанников и развития их творческих способностей. Воспитание
доброжелательного отношения друг к другу, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, формирование
эмоционально-волевой сферы ребенка. Занятия проходят в игровой и занимательной форме.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация,
упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и
стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра,
проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Образовательная программа «Бусинка» составлена с учетом требований современной
педагогики. Усвоение материала осуществляется по принципу «от простого к сложному» и
происходит поэтапно от раздела до раздела.
Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают
навыки работы с бисером, учатся пользоваться различными схемами плетения. При появлении у
детей затруднений в усвоении какой-либо теме, в логику организации обучения вносятся
соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы
для более эффективного восприятия данной темы детьми.
Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у
детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно,
чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к
дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших
тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое
занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный,
доброжелательный характер.
- Элементы педагогических технологий.
- На занятиях используются следующие технологии:
Информационно-коммуникационная
технология
(М.В.Моисеева,
Е.С.Полат,
М.В.Бухаркина). С помощью технологий этих авторов на занятиях я расширяю образовательные
возможности. обучающихся. Так помимо классических дидактических наглядных пособий и
технологических карт мы используем аудио и видеосюжеты. С которыми обучающиеся могут
10

познакомиться не только во время занятий, но и при самостоятельном изучении (дистанционная
форма, пропуск занятий и др.).
Кроме того, с помощью ИКТ обучающиеся имеют возможность изучения дополнительной
информации по темам программы в сети Интернет, ссылки на которые они получают через
мессенджеры. Работы обучающихся регулярно участвуют в дистанционных конкурсах различного
уровня. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также
обеспечивает каждому обучающемуся участие в международных учебных, исследовательских
проектах, конкурса, конференциях, дискуссиях.
Среди современных информационных средств обучения в нашей студии наиболее активно
используются: электронная почта, чат-мессенджеры.
На своих занятия применяю технологию личностно-ориентированного обучения
(И.С.Якиманской., В.В.Фирсов) Дифференциация - это форма организации учебной деятельности
школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Целью является обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт
каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать
свой личностный потенциал. На занятиях используются дифференцированные задания по темам с
учетом индивидуальных особенностей учащихся. Для детей, испытывающих затруднения в
обучении, дифференцированный подход способствует созданию условия для формирования базовых
знаний на доступном для них уровне.
Оцениваются работы обучающихся не в сравнении друг с другом, а только сравнивается
уровень роста ребенка по сравнению с собственным первоначальным уровнем
И.С.Якиманской. Кроме того, предусматривается дифференцированный подход в обучении и
при учете индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся. Так для детей младшего
школьного возраста чаще организуется смена активной и статичной деятельности, делается акцент
на развитии мелкой моторики. Ребята старшего школьного возраста работают над более сложными
проектами, которые требую лучшей координации действий, длительной кропотливой работы.
У каждого ребенка разная скорость плетения, при плетении развивается мелкая моторика,
поэтому готовые изделия получаются разные.
Навык самостоятельности в работе лучше формируется через дифференцированные задания с
учетом индивидуальных особенностей учащихся. Использование данной технологии позволяет мне
выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития.
Для детей, испытывающих затруднения в обучении, дифференцированный подход способствует
созданию условия для формирования базовых знаний на доступном для них уровне.
Индивидуальные задания помогают восполнить недоработки в изучении материала
отдельными обучающимися, удовлетворяют потребность в более глубоком освоении определенных
разделов программы.
Для этой цели в программе разработаны вариативные и инвариантные задания по каждой
теме.
Игровая технология (Л.Б. РыловаЮ Б.М. Неменский)
Игра – естественная и благоприятная среда для детей. Она развивает их внимание, память,
мышление, способствует навыкам общения.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Каджаспировой, игра определяется как один из
видов деятельности, который способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций,
гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через
воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают
окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному
воспитанию детей. Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка.
В творческом объединении «Очумелые ручки» используются игры как на сплочение детского
коллектива, так и по декоративно-прикладному творчеству. Это позволяет активизировать интерес
детей, способствовать формированию положительного эмоционального климата в коллективе,
снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей.
Использование мной игровой мотивации позволяют не просто позабавить детей, но и
активизировать фантазию, творческую инициативу, дух соревнования.
11

На занятиях используются следующие виды игр: настольные игры; дидактические игры,
сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, интеллектуальные игры, викторины, кроссворды,
загадки, работа с карточками.
Игровая деятельность применяется мною практически на каждом занятии: или для объяснения
нового материала, или в качестве подвижной разминки, или для повторения и закрепления
полученных знаний.
Несколько примеров игр, которые я использую на занятиях в детском объединении.
Занятие – путешествие проводится во время освоения нового материала. Например, на
игровом занятии «Путешествие в страну бусин», останавливаясь на разных станциях, ребята
знакомятся с историей бисероплетения, с огромным разнообразием, со свойствами и декоративными
возможностями. Занятия - путешествия способствуют расширению кругозора, осмыслению
и закреплению учебного материала в области декоративно-прикладного творчества
Игры-упражнения способствуют развитию познавательных способностей ребят,
закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Кроссворды,
ребусы, викторины помогают детям закрепить изученный учебный материал, а мне как педагогу
выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.
Для формирования устойчивого интереса на занятиях применяется сказочный персонаж.
клоунесса « Бусинка» Она поздравляет детей с днем рождения, победами в конкурсах, сообщает
другую информацию. Есть у «Бусинки» волшебные мешочки – полотняные мешочки с завязками,
разного цвета, с различными тематическими изображениями:
Мешочек «Дружная семейка»: находятся различные инструменты, необходимые на занятиях.
Дети наощупь их достают и рассказывают, как правильно им пользоваться. При необходимости
помогают другие дети или педагог.
Мешочек «Цветовой круг»: состоит из геометрических фигур разного цвета. Дети учат
«Бусинку» и наоборот, правильно подбирать цвета,
Ролевые игры носят и профориентационный характер. Ребятам предлагается побыть в роли
педагога и объяснить содержание работы остальным детям, в роли художника, когда необходимо
выполнить эскиз будущей работы и т. д.
Цель игры «Профессия на букву» - расширение знаний ребят о мире профессионального
труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях
Содержание игры: сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача показать, что мы знаем
много профессий, начинающихся с этой буквы, то есть, насколько мы знаем мир профессий. Каждый
по кругу будет называть по одной профессии.
Игра «Подарок»
В данном игровом упражнении специально организуется обсуждение конкретно
рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты
данной профессиональной деятельности. Инструкция: представьте, что у нас есть общий друг (далее
мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. В течение 30 секунд
каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом подарок должен
содержать намёк на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия).
Использование дидактических игр на учебных занятиях положительно влияет на качество
образовательного процесса и развитие творческих способностей, помогает активизировать
деятельность ребят, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память,
мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение,
образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них
занимательным.
Игровая форма проведения занятия вызывает живой интерес, снижает утомляемость детей.
С целью создания максимально возможных условий для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся
применяются здоровьесберегающие технологии.
Среди здоровье сберегающих технологий, применяемых на занятиях в студии можно выделить
несколько групп:
12

Медико-гигиенические - контроль и помощь в обеспечении надлежащих
гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Большое внимание уделяется
гигиене труда и технике безопасности. Рабочее место хорошо освещено.
Психолого-педагогические - благоприятный эмоциональный фон занятий,
эффективность общения и наличие диалога, создание ситуации успеха на всех уроках и занятиях.
Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации. Огромные возможности для
поддержания душевного здоровья детей имеет артерапия или оздоровление через декоративноприкладное творчество. Занятия творчеством укрепляют иммунную систему, что способствует
снижению заболеваемости, активнее происходят восстановительные процессы.
Кроме того, через развитие мелкой моторики, оказывается положительное воздействие на
память, внимание и, как следствие, качество образовательной деятельности как в Центре, так и в
школе
Во время занятий следим за правильной осанкой. Закрепляем и повторяем правила обращения
с острыми предметами: иглы, ножницы, проволока, макетный нож. Каждые 15—20 минут делаем
перерывы в работе, чтобы дети подвигались, отдохнули, делаем гимнастику для глаз, мышц спины,
шеи, рук. Гимнастика проводится в форме игры. Во время отдыха слушаем тихую музыку, она
способствует расслаблению мышц всего тела, что необходимо при работе сидя. Музыкотерапия
помогает быстро набраться сил и продолжать работу в прежнем темпе и с прежним увлечением. Через
1—1,5 часа проветривается помещение.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЕ
Основные приемы и методы:
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
Целесообразное расходование времени занятия;
Применение разнообразных педагогических средств обучения;
Личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися;
Практическая значимость полученных знаний и умений
Структурные компоненты:
Длительность занятия 45 минут.
5мин – приветствие, подготовка материалов.
15мин – знакомство с новой темой, начало работы.
5мин- перемена (активный отдых)
10мин – окончание работы и уборка рабочих мест.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(на 2023-24 учебный год)
Этапы образовательного процесса

Год обучения
1 год
Всего
Количество групп обучения
2
2
36 недель
1 сентября 2023 г.
31 мая 2024 г.
2
4
2

Продолжительность учебного года:
Дата начала учебного года
Дата окончания учебного года (план)
Количество занятий в неделю
Продолжительность учебной недельной нагрузки на
одного учащегося
Продолжительность учебной нагрузки на одного
144
обучающегося за год
Продолжительность занятий в день у каждой группы

13

Для учащихся школьного возраста
Для дошкольников и детей с ОВЗ
Продолжительность перемен между занятиями в одной
группе
Продолжительность перемен между занятиями разных
групп
Режим работы
Сменность
Время проведения промежуточной аттестации
обучающихся и завершающих мероприятий

45 минут
30 мин
10 минут
10 минут
1330-1510
в 1 смену
декабрь, май

Работа на каникулах может проводиться по отдельному расписанию.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Набор учащихся происходит через платформу «Навигатор дополнительного образования РХ».
Возраст и уровень начальной подготовки не имеет значения. Обучающиеся с различными исходными
данными могут осваивать образовательную программу, выполняя задания индивидуального уровня
сложности по каждому разделу.
Форма: очная, дистанционная (при необходимости).
Режим занятий. Проведение занятий по 2 часа 2 раза в неделю. 36 недель – 144 часа в год.
Количественный состав в группах до 12 человек. Состав группы постоянный.
Цель программы. приобретение, расширение знаний и формирование практических навыков в
области древнего вида рукоделия бисероплетения, развитие у обучающихся творческого,
нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и
необходимых материалов для изготовления изделий.
Задачи :
- расширять знания об истории возникновения и развития бисероплетения;
- дать основы бисероплетения, обучать практическим навыкам и приемам изготовления и
декорирования изделий из бисера;
- обучать различным техникам бисероплетения;
- формировать представления по основам композиции, цветоведения и материаловедения.
- вырабатывать моторные навыки;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание;
- повышать общий интеллектуальный уровень;
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности,
расширению кругозора;
- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.
- прививать интерес к культуре, истокам народного творчества;
- содействовать доведению начатого дела до конца;
- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;
- воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность;
- формировать общую культуру обучающихся;
- содействовать организации содержательного досуга;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать духовно-нравственные, гражданско-патриотические ценности обучающихся.
Планируемые результаты.
обучающийся будет знать:
- что такое «декоративно-прикладное искусство»;
- некоторые сведения из истории бисероплетения;
14

- основные виды и свойства материалов для бисерного рукоделия;
- терминологию и технологию выполнения изделий из бисера;
- правила безопасности при работе с инструментами;
- основные правила при работе с бисером;
- основы композиции;
- основы цветоведения;
- роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного
произведения.
обучающийся будет уметь:
- правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;
- отличать теплые и холодные цвета;
- пользоваться основными законами композиции;
- закреплять и наращивать проволоку;
- читать схемы изделий;
- выполнять работы в разных техниках плетения.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся и приемы работы с ними
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей
деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические
новообразования. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей
обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий
организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной
активности, самоограничений.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированной этой
психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточенно
заниматься одним делом 10-20 минут. Постепенно у ребенка увеличивается объём внимания,
повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете
психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении
комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
1

Направление
воспитательной
работы
Нравственноэстетическое

Наименование
мероприятия
«Давай знакомиться»
посвящение в
воспитанники Центра
«Подарок маме»

2

Трудовое
воспитание

3

Художественноэстетическое

Конкурс новогодних
поделок

4

Культурнонравственное
воспитание

Участие в празднике
«Широкая Масленица»

5

Гражданскопатриотическое
воспитание

Беседа «Моя Хакасии».

Срок
выполнен
Планируемый результат
ия
сентябрь Формирование нравственных качеств
личности, знания о правилах поведения в
общественных местах, друг с другом.
ноябрь
Формирование у обучающихся
уважительного отношения к своему и
чужому труду.
декабрь Формирование мотивации к
самореализации в творчестве,
формирования потребности и умения
выражать себя в доступных видах
творчества.
март
Воспитание у обучающихся
уважительного отношения к народной
культуре, к окружающему их социуму.
апрель
Вырабатывание патриотических чувств к
своей Малой Родине.

6

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1.Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. – Культура и традиции, 1999.
2.Бенсон Э. Бисероплетение. – АСТ, 2011.
3.Виноградова Е.Г. Большая книга бисера. – «Кристалл», 2000.
4.Дикт Д. Цветы из бисера в вашем доме. – М.: Мартин, 2007.
5.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы
дизайнообразования. – М., 1999.
6.Крочли К. Бисер. Энциклопедия. – АРТ-РОДНИК, 2005.
7.Ликсо Н.Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2006.
8.Ляукина М.В. Бисер: Браслеты, "кружево" из бисера, вышитые брошки, пасхальные яйца.
– АСТ-ПРЕСС, 1999.
9.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
10.Романова Л.А. Магия бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
11.Тейлор К. Бисер. – Эксмо-пресс, 2000.
12.Чиотти Д. Бисер. – Никола-пресс, 2008.
13.Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как
носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего
народа.// Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной
конференции. – Смоленск, 1996.
Для обучающихся:
1.Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007.
2.Божко Л. Бисер. - М.: Мартин, 2000.
3.Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2003.
4.Лындина Ю. Игрушечки из бисера. – Культура и традиции, 2006.
5.Лындина Ю. Фигурки из бисера. – Культура и традиции, 2001.
6.Морас И. Животные из бисера. Новые идеи для вашего творчества. – АРТ-Родник, 2008.
7.Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Бисер, драгоценные камни и Фен-шуй. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».