Фабрика сувениров.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

________Прохоренко Т.Н.

______________ Попов Я.В

__________ Богданова О.В

Протокол №1 от
«31»августа 2023 г.

Протокол №1
от «31» августа 2023 г.

Приказ
№225 от «31» августа 2023 г.

Богданова
Оксана
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Богданова
Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:30:19
+07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
« Фабрика сувениров»
1 – 4 класс

Составитель:
Медведева Т.А
учитель Изо и технологии

Саяногорск, 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО, а также с
учетом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 6 и предназначена для
организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению в 1-4 классах.
Программа направлена на раскрытие творческих способностей в области декоративно прикладного искусства.
Основная идея данного курса - максимальное раскрытие творческого потенциала
ребенка средствами технического творчества на основе педагогической поддержки его
индивидуальных способностей в процессе специально организованной практической
деятельности, результатом которой является материальный продукт, выполненный самим
ребенком.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что она восполняет сокращение числа
уроков «Технологии» в общеобразовательном учреждении и ориентирована на
социальный заказ, то есть на формирование целостной, самодостаточной личности,
обладающей широким кругозором, с запасом необходимых знаний, умений, навыков и
ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем
мире. Программа дает возможность педагогу прививать интерес к техническому
творчеству, любовь к труду, развивать художественно-эстетический вкус, способствует
созданию среды комфортного эмоционального общения. Программа «Фабрика
сувениров» дает возможность педагогу применять как личностно-ориентированный, так и
системно-деятельностный подход к обучающимся, что соответствует требованиям ФГОС.
Цель:
развитие творческого потенциала детей, расширение возможностей для
самореализации личности ребёнка, получение базовых навыков
занятий детей
декоративно-прикладным искусством на основе изготовления поделок из разных видов
материалов.
Задачи программы:
 овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и
навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и
общественно значимых объектов труда;
 способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной
оценки своей работы;
 освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании
окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
 развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности;
 развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения,
технического и логического мышления, глазомера;
 воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их
труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 7 – 12 лет и
предусматривает 4 года обучения. Для занятий формируются группы учащихся из одного
класса. На изучение курса отводится 1 ч. в неделю, всего на курс 135 часов. Курс изучения
в 1 классе – 33 ч. в год, во 2 – 4 классах – 34 ч в год.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях
предусматриваются
следующие
формы
организации
учебной
деятельности:
индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала (с использованием компьютерных технологий).
2

Планируемые результаты освоения курса.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных
ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или
плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,
изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к
результатам труда мастеров;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые
общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- .опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические
знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или
собственного замысла
Метапредметными результатами
изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в
ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания
матералы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы
выполнения отдельных этапов изготовления изделий;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства
(рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять
контроль точности выполнения операций;
-.определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации (иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях,
справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты
и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы,
схемы (в информационных проектах).
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других.
- донести своюпозицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Ожидаемые результаты.
Результаты первого уровня:
o Познакомиться с названиями материалов и инструментов, их назначение и
использования;
o Знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и
режущими инструментами;
o Знать правила планирования и организации труда;
o Изготовление изделий по показу учителя.
Результаты второго уровня:
o Совместно с преподавателем планировать и организовывать свой труд;
o Развить
воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление,
конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
o Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные
роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
o Создавать полезные и практичные изделия, используя инструкцию учителя;
Результаты третьего уровня
o правильно использовать инструменты в работе;
o строго соблюдать правила безопасности труда;
o самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
o самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
o экономно и рационально расходовать материалы;
o выполнять работу в любой изученной технике;
o контролировать правильность выполнения работы
o применять новые технологические приемы обработки различных материалов;
o оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Формы поведения итогов освоения программы:
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения,
являются выставки работ воспитанников в школе и за пределами образовательного
учреждения,
участие в творческих конкурсах, обсуждение и анализ работ с
воспитанниками. Результативность
оценивается
по
следующим
критериям:
самостоятельность, степень оригинальности замысла, выразительность, аккуратность
выполненной работы, овладение приемами работы в технике.
Содержание программы
1 год обучения
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и
учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции
изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и
правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их
свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. При
обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя
составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само
изготовление будет вестись подконтрольно.
4

Работа с природным материалом. Вводная беседа (1 час) Беседа, ознакомление детей с
особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из
истории происхождения ножниц. Материал: гербарий листьев, цветов, семена растений,
ракушки, камни, гуашь, клей. Рассказ о флористике. Природа края. Прогулка. Сбор
природных
материала. Букет. Птицы из листьев. Изготовление композиций из
засушенных листьев. Лесные звери. Составление композиции. Мозаика из семян. (с
использованием семян, камешек, листьев).
Работа с бумагой. «Рваная бумага» Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Беседа
«Из истории происхождения и бумаги ». Выкладывание деталей по намеченному
рисунку, поочередное наклеивание деталей. Создавать изделие на основе заданной
технологии и приведённых образцов. Составление композиции. Изделия. Гриб. Котик.
Медвежонок. Собачка. Жираф. Материал: цветная бумага, салфетки, гофрированная
бумага, клей, ножницы.
«Мятая Бумага» У детей набор образцов разных видов бумаги (например, писчая,
туалетная, альбомная, газетная, журнальная). Аккуратно наклеивать. Выполнять разметку
деталей без шаблона и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.
Изделия. Снеговик Виноград. Цыплёнок. Гусеница.
«Игрушки на ёлку» Ознакомить с приёмом сгибания и складывания бумажных
заготовок; Закреплять ранее изученные и осваиваемые умения. Выполнение разметки
деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Изготовление
ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги Изделия. Цыпочка. Фонарик. Снежинка
вырезная. Материал: салфетки, гофрированная бумага, картон, клей, ножницы.
Торцевание Знакомство с техникой торцевания. Это мир необычной аппликативной
мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Изделия. Одуванчики. Птичка. Ёжик. Материал: салфетки, гофрированная бумага, картон,
клей, ножницы. Стержень от ручки.
Оригами. Отрабатывать приёмы сгибания и складывания бумажных заготовок. Осваивать
новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой — оригами. Изделия.
Самолёт. Цветы. Лебедь. Лодочка. Лягушка. Материал: цветная офисная бумага, белая
бумага, картон, клей, ножницы.
Работа с пластилином и с солёным тестом. Аппликация из пластилина. Выполнение
картинки
из пластилина по картоне. Осваивать приёмы работы с пластилином
(скатывание, сплющивание, вытягивание и др.) Серия картин из пластилина. Раскатывать
в руках. Подбирать цвета пластилина для изготовления изделия. Радужные бабочки.
Берёзка. Домики для гномиков. Сказочные герои
(лепка) Сказочные герои
(раскрашивание) Материал: пластилин, картон, солёным тестом.
Подведение итогов .Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы, обзор курса.
2 год обучения
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию
способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными
предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы
прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края – сувениры из меха.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе,
самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
Работа с природным материалом.
Вводная беседа. Правила техники безопасности
Изделия. Отпечатки листьев.
Коллективная работа. Панно « Листопад». Кукурузный штампинг. Отпечатки кукурузы на
листе. Панно «Лето» Основа гербарий листьев и цветов. Материал: гербарий листьев,
картон, клей, ножницы, подручный материал.
5

Работа с бумагой и картоном.
Изделия. Ассамбляж (разновидность коллажа) Открытки с элементами оригами
Открытки для настроения. Свободная тема. Открытки с сюрпризом для друга. Новогодние
украшения. Новогодние игрушки. Материал: картон, бумага, пайетки, фотографии, скотч
(цветной), диски.
Торцевание Изделия. Композиция. Сюжеты из сказок. Композиция «Зимняя сказка».
Материал: гофрированная бумага, салфетки, клей, стержень от ручки (гелевой), картон
Из конуса Изделия. «Кот» Из конуса «Лиса» Из конуса «Петух» Материал: бумага,
картон, клей, ножницы,
Оригами Изделия. Герои из сказок «два весёлых гуся». Оригами герои из сказок «Братец
Иванушка» Оригами герои из сказок «сестрица Алёнушка».
Работа с нитью в технике «изонить».
Нитяна́я гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическое
изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом
основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по
картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или
плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие.
Так же можно использовать цветные шелковые нитки.
Изделия. Рамочка. Цветы (чертёж). Цветы (вышивание). Цветы (вышивание). Материал:
нити, картон, шило, одноразовые тарелки.
Работа с пластилином и с солёным тестом.
Изделия. Лепка героев русских сказок («Царевна-лягушка») Раскрашивание героев
русских сказок. Составление композиции из героев русских сказок. Материал: пластилин,
солёное тесто.
Художественное творчество.
Поделки из ватных дисков. Изделия. Объёмная аппликация. Цыплята на лугу
Материал: ватные диски, акварель, клей, картон. Творческая работа.
Украшение интерьера Ваза. Украшение интерьера Ваза. (декор вазы)
Материал: подручные средства. Подведение итогов.
3 год обучения
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется
образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к
самостоятельному внесению изменений в эскиз. Третьеклассники обсуждают возможность
замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически
обсуждают вопросы рационализации труда
Работа с бумагой. Вводная беседа. Айрис фолдинг ( радужное складывание) Изделия.
Команда смешариков. Галстук для мальчиков( к 23 февраля), Мамина любовь (к 8 марта)
Материал: цветная бумага, клей, ножницы
Работа с солью. Изделия. Бутылки – насыпушки. Насыпушки – изображение рельефа.
Морская тематика. Наполняем баночки для души. Материал: соль экстра, гуашь, пустая
тара.
Работа с бумагой и картоном. Изделия. «Весёлые конусы» Герои к сказки. Заяц, лиса,
волк, медведь, грибок. ёлочка. «Объемная аппликация» - Бабочки. Птицы. Цветы «Астра»
цветы «Хризантема» «Роза». Материал: цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Работа с помпонами – элемент декора. Изделия. Гномики (поделка) Коврик из
помпонов. Летняя полянка. Цыплятки на лугу. Материал: шерстяные нитки,
полиэтиленовые пакеты
6

Художественное творчество. Свит – дизайн (композиции из конфет) Изделия. Ёлка из
конфет. Очень сладкий ёжик. Букеты для мам из конфет. 8 Марта рядом, рядом!
Автомастерская.
Работа с бисером Изделия. Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ
образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и
инструменты, пробные плетения. Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера.
Плетение деревьев из бисера. Материал: разноцветный бисер, иголка, нитки, основа для
изделия. Подведение итогов
4 год обучения
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию
образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует
серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.
Четвероклассники составляют план работы самостоятельно. Учатся работать коллективно.
Коллективная работа с подручным материалом.
Вводная беседа. Изделия. Панно «Очей, очарованье!» природный материал. Панно «
Золотая осень» (материал бросовый, бумага,) Уголок «Времена года» (оригами,
торцевание, изонить) Конкурсные работы к праздникам. Материал: подручный материал,
клей, ножницы.
Изделия. Картины из трубочек (композиция свободная) Цветы из трубочек.
Карандашница. Рамочки для фото. Материал: коктейльные трубочки, ножницы, клей.
Работа с бумагой .Айрис фолдинг ( радужное складывание) Изделия. Мозаика — одно из
самых древних искусств. Собирание мозаики очень важно для психического развития
ребенка. Изделия. Дракоша – мозаика из квадратиков. Материал: цветная бумага, картон,
клей, ножницы.
Вырезание силуэтное. Это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание
на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы,
звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в
другую. Новогодние украшения на окна. Материал: бумага, ножницы, цветной картон,
шпагат
Вязание крючком. Процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с
помощью вязального крючка, создающий не только плотные, рельефные узоры, но и
тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Знакомство с узорами, связанные
крючком. Пробуем – чехол для флешки. Чехол для очков. Летняя сумочка из пластиковых
бутылок. Материал: нитки «Ирис», пряжа, крючки, пластиковые бутылки.
Моделирование. Изделия. Снеговик из ниток. Круглая шкатулка. Райская птичка
(объёмное моделирование). Самолётик – Коллективная работа «Домик в деревне» В
моделировании применимы разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и
пластичная масса, , папье-маше, солёное тесто, бумага, поролон, нитки для вязания,
ткань…
Квиллинг. Искусство бумагокручения. Изделия. Снежный квиллинг ( снежинки)
Ромашковое чудо. Золотая рыбка на удачу.
Украшение интерьера. Изделия. Вязание коврика из помпонов. Панно из макарон.
Ключница (поделка из фанеры и декупаж) Коробка из газетных трубочек. Подведение
итогов.

7

Тематическое планирование внеурочного курса.
1 год обучения.
№
1
2
3
4

Тема раздела
Работа с природным материалом.
Работа с бумагой.
Работа с пластилином
Работа с солёным тестом.
Всего

часы
5
15
4
9
33

2 год обучения.
№
1
2
3
4

Тема раздела
Работа с природным материалом.
Работа с бумагой и картоном.
Работа с солёным тестом.
Художественное творчество.
Всего

часы
5
18
5
6
34

3 год обучения.
№
1
2
3

Тема раздела
Работа с бумагой и картоном.
Объемная аппликация.
Художественное творчество. Работа с различными и
материалами.
Всего

часы
15
5
14
34

4 год обучения.
№
1
2
3
4
5
6

Тема раздела
Природный материал.
Работа с бросовым материалом.
Работа с бумагой.
Вязание крючком.
Моделирование.
Украшение интерьера
Всего

часы
4
9
4
8
5
4
34

8

Учебно-методическое обеспечение курса
Возможные технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
-персональный компьютер для учителя (ноутбук);
- фото- и видеокамера (планшет, мобильный телефон) .
Наглядные пособия:
- коллекция презентаций по темам занятий;
- коллекция презентаций с работами обучающихся;
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- муляжи для рисования;
- -электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др .
Занятия могут проводиться, актовом зале, библиотеке в зависимости от темы занятия и от
создания необходимых условий для организации обучения.
Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественно-творческих
занятий:
- графические материалы (простые карандаши разной твёрдости и мягкости — от ТМ до
6М, цветные карандаши, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь,
мел, тушь);
- -пластические материалы (пластилин, глина);
-декоративные художественные материалы;
-бумага (цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для черчения, салфетки и
др .);
-; клей; ножницы; линейка; стеки; доска для лепки и др.
- природные материалы — шишки, жёлуди, листья и др ., нитки «Ирис»; бисер;
бусины; пайетки; лоскутки разноцветных тканей; узкая изоляционная лента или малярный
скотч; трубочки для сока, деревянные шпажки; пластмассовая посуда — стаканчик,
бутылочки от молочных продуктов, ложки, вилки; алюминиевая фольга; мягкая
металлическая проволока; яичные лотки и др .);
-классная доска с набором креплений для таблиц, плакатов, иллюстраций, детских работ и
т . д .;
- ученические столы и стулья;
-стол для учителя.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».