Речевечок 1е класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
Руководитель ШМО
++++++++++++++Ковалёва Е.В.
Протокол №1
от 31 августа 2023г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Я.В.Попов.

______________Богданова О. В.

Протокол №1

Протокол № 225

от 31 августа 2023г

от 31 августа 2023г
цифровой подписью:
Богданова Оксана Подписано
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:57:32 +07'00'
Валериевна

Рабочая программа
по развитию речи
обучающихся по адаптированной основной
общеобразовательной программе начального
общего образования обучающихся
с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)

1 «Е» класса
2023-2024 учебный год

Учитель начальных классов
Стяжкина Евгения Павловна

Саяногорск, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших
школьников коррекционного направления «Речевичок»
I. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса
детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие
его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс по развитию речи под названием “Речевичок”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по
русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательная грамматика»
1 кл. «Речевичок»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В
отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление
кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в
целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут (в 1 классе).
VII. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
VIII. Содержание программы. Тематическое планирование.
1-й класс «Речевичок»
Тематическое планирование (32 часа)
1. В мире безмолвия и неведомых звуков. 1ч
2. В страну слов. Первые встречи.
1ч.
3. К тайнам волшебных слов.
2ч.
4. Выбор друзей в Стране Слов.
1ч.
5. К несметным сокровищам Станы Слов. 1ч.
6. Чудесные превращения слов.
1ч.
7. В гости к Алфавиту.
2ч.
8. К тайнам звуков и букв.
1ч.
9. Встреча с Радугой.
1ч.
10. В Страну Говорящих Скал.
1ч.

11. В глубь веков на Машине времени. 1ч
12. В Королевстве ошибок.
1ч.
13. В Страну Слогов.
1ч.
14. Неожиданная остановка в пути.
1ч.
15. В удивительном городе Неслове. 1ч.
16. Чудеса в Стране Слов.
2ч.
17. К словам разнообразным,
одинаковым, но разным.
1ч
18. На карнавале слов.
2ч.
19. В Театре близнецов.
1ч.

Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.

20. Конкурс знающих.
1ч.
21. Новое представление.
1ч.
22. Необычный урок.
1ч.
23. Следопыты развлекают гостей. 1ч.
24. В Клубе весёлых человечков. 1ч.
25. К словам – родственникам.
Почему их так назвали?
1ч.
26. Экскурсия в прошлое.
1ч.
27. Полёт в будущее.
1ч.
28. Итоговое занятие.
2ч

Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Календарно-тематическое планирование
по коррекционному направлению «Речевичок»
№

Тема занятия

Количество
часов

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну слов. Первые
встречи.

1

3-4

К тайнам волшебных
слов.

2

5

Выбор друзей в Стране
Слов

1

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

7

Чудесные превращения
слов.

1

8-9

В гости к Алфавиту.

2

10

11

12

13
14

15

16

17

К тайнам звуков и букв.

Встреча с Радугой.

1

1

В Страну Говорящих
Скал.

1

В глубь веков на Машине времени.
В Королевстве ошибок.

1

В Страну Слогов.

1

1

Неожиданная остановка
в пути.

1

В удивительном городе
Неслове.

1

Содержание занятий.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки»,
«Знаешь сам - расскажи нам».
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.
Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только
хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад
Добрых слов.
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с
толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование
слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые
буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры
«Волшебный колодец», «Помоги Р».
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в
произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные
буквы».
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи
Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая
осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как
наши предки научились писать и считать. Головоломка
«Заколдованные слова»
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые
родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и
работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом
«Продолжи слово».
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое
слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ
учителя о речи.
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай
слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрё-

Дата
01.09

08.09
15.09
22.09
29.09

06.10

13.10

20.10
27.10

10.11

17.11

24.11
01.12
08.12

15.12

22.12

29.12

1819

Чудеса в Стране Слов.

2

20

К словам разнообразным, одинаковым, но
разным.
На карнавале слов.

1

В Театре близнецов.

1

2122
23

24

25

26

Конкурс знающих.

Новое представление.

Необычный урок.

2

1

1

1

Следопыты развлекают
гостей.

1

В Клубе весёлых человечков.
К словам – родственникам. Почему их так
назвали?

1

31

Экскурсия в прошлое.

1

32
33

Полёт в будущее.

2

27

28
2930

2

сток».
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание
слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны.
Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры
со словами – двойниками.
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос».
Конкурс загадок.
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову».
Игры с омонимами, омофонами.
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя).
Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры,
пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так
родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки
на память. Головоломка «Вгостилёт».

12.01
09.01
26.01
02.02
09.02
16.02

01.03

15.03

22.03

05.04
12.04

19.04
26.04

03.05
17.05
24.05

Всего: 33 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».