В мире книг 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 6 г.Саяногорска
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по

__________Ковалёва Е.В.

ВРМБОУ «СОШ №6»

Протокол № 1 от «31»
августа 2023 г.

_________Я. В. Попов
Протокол №1 от «31»
августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ
№6»
________ Богданова О. В.
Приказ № 225 от «31»
августа 2023 г.
Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Богданова Оксана
Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:59:12 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«В мире книг»
2 класс

Программу составили:
Горева Г. И.
учитель начальных классов
Лосоногова Ю. В.
учитель начальных классов

Саяногорск, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы НОО, а также с учётом Рабочей
программы воспитания МБОУ СОШ № 6.
«В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя,
знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других
стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В
процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение
Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка,
воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического
воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и
самовоспитание.
Актуальность данной программы:
помогает учащимся адаптироваться в сложном информационном потоке. Учит их работать с
книгой, систематизировать и обобщать полученные знания. Формирует у детей умение читать
осознанно и избирательно, соотнося свои потребности и возможности. Реализация программы
способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей и интересов детей, вооружает
их приёмами познавательной деятельности, углубляет и расширяет знания и практические навыки,
развивает память и внимание. Основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности заключаются в
преемственности с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную
работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Цель:
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем
расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе
формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
Обучающие: создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и
применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Развивающие: создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности,
развивать память, внимание, воображение.
Воспитательные: содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего
литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Освоение содержания программы опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, технология, литература и окружающий мир.
Форма организации занятий.
Программа рассчитана на 1 год для обучающихся 2 классов. Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа
в год.
Занятия проводятся как теоретические, так и практические с применением здоровьесберегающих
технологий (физминутки, динамические паузы и т. д.) и различных методов и форм работы.

Основные методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный,
проблемно- исследовательский.
Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную
работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет
сделать работу детей динамичной, насыщенной, интересной.
Формы организации занятий: игры с ролевым акцентом, интеллектуальные и деловые игры, занятие
– практикум, викторины, диспуты, творческие работы, проекты, поисковые исследования,
экскурсии.
Планируемые результаты:
Содержание программы «В мире
метапредметных и предметных результатов.

книг»

обеспечивает

реализацию

личностных,

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
 осознавать значимость чтения для личного развития;
 формировать потребность в систематическом чтении;
 использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
 уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
•
проявлять познавательную и творческую инициативу;
•
оценивать правильность выполнения действий;
•
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей;
Познавательные УУД:
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности;
 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности.
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
 составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
• донести свою позицию до других: вести дискуссию, выражать свои мысли,
слушать и понимать речь других, аргументировать, доказывать, вступать в общение с целью быть
понятым, проявлять доброжелательность и отзывчивость.
• договариваться совместно о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), давать оценку и
самооценку своей деятельности и других.
• конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса;

•

•
•
•

осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Формы организации контроля: творческие работы обучающихся, проектно- исследовательская
деятельность, КТД.
Содержание программы
2 класс - 34 часа
Введение. Книга, здравствуй(3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила
работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения(2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с
каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках(4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В.
Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс- кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские
журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о
детях).
Крупицы народной мудрости.
Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по
тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники(4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной
книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С, Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат
книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка»,
японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь(3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры
произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная
книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или
наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о
семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается(3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг
детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями
Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом
слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания,
рисунки.
По страницам любимых книг(3 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книгисборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по
оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Тематическое планирование.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Название разделов
Книга, здравствуй
Книгочей — любитель чтения
Книги о твоих ровесниках
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Писатели-сказочники
Книги о детях
Старые добрые сказки
Книги о тех, кто подарил нам жизнь
Защитникам Отечества посвящается
По страницам любимых книг
Итого

Всего
часов
3
2
4
4
4
4
4
3
3
3
34

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Литература:
-Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.:
Вентана Граф, 2011 г.
-Авторская программа внеурочной деятельности «В мире книг» Л. А. Ефросининой.
Интернет-источники:
1. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/
2. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —http://festival.1september.ru/
Технические средства обучения:
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Интерактивная доска Smart
Персональный компьютер с принтером.
Veb- камера,
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».