Мир профессий 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г.Саяногорска

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по ВР

Директор

____________Ковалева Е.В.

_________________ Попов Я.В.

___________Богданова О.В.

Протокол №1
от «31» августа 2023 г.

Протокол №1
от «31» августа 2023 г.

Приказ №225
от «31» августа 2023 г.
цифровой подписью:
Богданова Оксана Подписано
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:59:35 +07'00'
Валериевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мир профессий»
2 класс
34 часа

Программу составила
Попова Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов

г. Саяногорск, 2023г.

Пояснительная записка
Общая характеристика
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО, а
также с учетом Рабочей программы воспитания НОО МБОУ СОШ №6.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для организации
внеурочной деятельности во 2 классе, направлена на
удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся ( в том числе основы
предпринимательства).
Программа курса будет реализована в рамках «Внеурочной деятельности» по
профориентации..
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное
место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно
следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение
школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано
обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду
деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но
поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем.
Направление программы “Мир профессий” – духовно-нравственное и
социальное.
Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомства с
разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу
возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия – исследовать
способности применительно к рассматриваемой профессии.
Актуальность. Основными особенностями младшего школьника является
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому
перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и
место профориентационной работы. Чтобы обучающийся осознанно сделал свой выбор
во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий,
начиная с ближнего окружения. Ознакомление с миром профессий, их социальной
значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного
обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью
информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность
учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение,
связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют
возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу
возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
Цель: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире
профессий.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных
трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель,
мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье
и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с
темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
- расширять кругозор, уточнять представления об окружающем мире, создать
положительную основу для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитывать физические, психологические, социальные качества,
необходимые для полноценного развития личности.
На изучение курса внеурочной деятельности "Мир профессий" во 2 классе,
выделяется 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание учебного курса
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» построена таким
образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих
способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей. Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы,
викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это
способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в
творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Принципы реализации программы: научность; доступность; целесообразность;
наглядность.
Формы деятельности занятий внеурочной деятельности по профориентации при
реализации программы «В мире профессий.» основаны на индивидуальной, парной,
групповой и массовой работах (выступления, защита проектов). Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Виды деятельности:
- игровая деятельность (ролевые игры);
чтение и составление текстов по темам разделов;
изобразительная деятельность;
интервьюирование;
проектная деятельность;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие
воображения.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными
знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
 когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
 мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
 поведенческие
навыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности.
2. Познавательные УУД:
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы
на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Предметные результаты
В результате изучения курса у младших школьников формируются:
 первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли
образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
 уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
 элементарные представления об основных профессиях;
 ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
 элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства
в жизни человека и общества;
 первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и
реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
 умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость
в выполнении трудовых заданий;
 умение соблюдать порядок на рабочем месте;
 бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
 отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе,
небережливому отношению к результатам труда людей.


Содержание курса внеурочной деятельности "Мир профессий"
2класс (34 часа)
Раздел 1. Введение в мир профессий (1 ч ) Многообразие мира профессий. Выявить
уровень подготовленности второклассников к выбору профессии. Подчеркнуть важное
значение и огромную пользу всех без исключения профессий. Понятия: «труд»,
«профессия». Конкурс рисунков.
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности – групповая дискуссия. Диагностика «Какая это
профессия?».
Раздел 2. Профессии (30 ч)
1Профессии, которые нас защищают (9ч) Охранник. Полицейский. Пожарный.
Военный. Профессия «Следователь». Следствие ведут второклассники!
Разведчик. Летчик. Водолаз.
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - игры и упражнения, помогающие познакомиться с
профессиями: полицейский, участковый, инспектор, следователь, криминалист.
Понятия:
правопорядок,
происшествие,
уголовная
и
административная
ответственность. Игра «Следствие ведут Колобки»

2. Калейдоскоп профессий (12 час) Врач скорой помощи. Детский врач – педиатр.
Зубной врач. Кто лечит наши глаза. ЛОР- 3 волшебные буквы. Врач хирург. Профессия
– учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед. Профессия – библиотекарь.
Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто? Школьный доктор. Создание
странички портфолио – «Труд в почете любой». Знакомство с различными
профессиями. Кто такой учитель? Кто такой воспитатель? Обобщить и уточнить знания
детей о профессии учителя и воспитателя. Познакомить с профессиями продавца,
повара, парикмахера, художника, почтальона, врача, людей, занятых в сельском
хозяйстве и строительстве через очные и заочные экскурсии.
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности – групповая дискуссия. Беседа с приглашением.
Самодиагностика готовности к выбору профессии.
Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио
3. Профессии наших родителей (6 час) Кем работают мои родные? Кем работают мои
родители? Кем работают(ли) бабушки и дедушки? Сочинение «Трудовая гордость моей
семьи». Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы
портфолио. Семейные династии. Оформление фото-картиночной странички портфолио
по теме: «Семейные династии». Рассказ детей о профессиях своих родителей. Прессконференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Проект
«Профессия моих родителей». Заочная экскурсия. Мастер-класс «Все работы хороши,
выбирай на вкус».
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - игры и упражнения, помогающие познакомиться с
профессиями. Сочинение
4. Пишем «Книгу мира» (3 час) Эволюция профессий – как меняются условия
труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые
профессии. Исчезают ли профессии? Как приобрести профессию? «Я бы в
летчики пошел – пусть меня научат…»
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - дискуссия
Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде, профессиях (пополнение
папки «Азбука профессий») Практикум – игра.
Раздел 3. Итоговое повторение (3 ч) Викторина «Парад профессий». Праздник-отчёт
«Все профессии важны, все профессии нужны!» с приглашением родителей и ребят из
начальной школы.
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности – профессиональные упражнения
Диагностика «Зачем нужен труд». Эссе «Кем и каким я хочу стать».

Учебно-методическое обеспечение
1. Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Классные часы, игры,
конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009 г.
2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и
ПРО,2008 г
3. Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф.
Дубровиной И.В. /: Москва, «Гардарика» 1998г.
4. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф.,
Ярославль, «Академия развития» 1996г.
5. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль,
«Академия развития» 1996г.
6. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей.
Винокурова Н.: Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
7. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»:
Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
Интернет - ресурсы
http://rodn-i-k.narod.ru/asb_prof.htm
https://navigatum.ru/primary-school/
http://prof.biografguru.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».