РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО»
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
2 г класс
составитель: Михеева Е.В.
САЯНОГОРСК 2023
1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................... 3
Актуальность рабочей программы……………………………………….4
Цели и задачи курса…………………………………………………………5
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Речевое творчество » ....................................................................................7
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА......................9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………………….9
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации»
2. Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от
22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643,
от 31.12.2015 № 1576
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от
29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября
2015 года № 81)
4. Письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной
деятельности при введении ФГОС ОО»,
5. Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О
направлении методических рекомендаций по уточнению понятия
и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части
проектной деятельности»
6. .Программой по учебному курсу Каландаровой Н.Н.
«Уроки речевого творчества» и обеспечивается учебным пособием
Каландарова Н. Н. 1, 2, 3, 4 класс. - М.: ВАКО,2009.
8.Требованиям Положения о рабочей программе ОУ.
3
Актуальность рабочей программы:
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной
школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает
потребность и необходимость поиска и разработки таких методических
приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и
письменной речи, творческого мышления учащихся.
Ребенок по природе — творец и мечтатель. Что же поможет ученику в
дальнейшем развивать воображение, смекалку, уверенность в себе?
Сочинения-миниатюры, рисование — любимые детьми виды деятельности,
которые влияют на развитие их эмоциональности, общительности,
познавательного интереса. И в рамках уроков речевого творчества они
способны сыграть неоценимую роль.
4
Цели и задачи курса
Цель уроков - углубление и расширение знаний учащихся по русскому
языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, речи,
эмоционального мира ребенка. Важнейшая задача учителя - создание условий
для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной
деятельности. Разнообразные методы и приемы, используемые на уроке речевого
творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствуют
формированию позитивного отношения к учебе.
Задачи курса
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с
эмоциями и переживаниями;
предоставление простора инициативе, индивидуальности ребенка;
вооружение детей грамматико-стилистическими умениями;
обогащение активного словаря учащихся;
организация работы детей с толковыми и орфографическими
словарями;
организация прочтения и обсуждения художественных произведений.
Организация деятельности учащихся по созданию собственных
текстов.
Подготовка презентаций полученных работ в различных формах
( видеопрезентация, устный журнал, мини-конференция, газета и т.д)
Программа данного курса представляет систему занятий на развитие
речи и творческих способностей у младших школьников и рассчитана на
четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2,3,4
классах 34 часа(1 час в неделю).
Формы и методы внеурочной деятельности по направлениям:
Урок речевого творчества - это интеграции уроков русского языка, развития
речи и литературного чтения. Примерная структура урока: формулировка темы
учащимися, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей
(чтецов), орфографическая минутка, языковые игры, веселая минутка, речевое
творчество (коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по
5
плану; иллюстрирование).
Урок речевого творчества состоит из двух частей: лингвистической и
литературоведческой. В первой части урока большое внимание уделяется
мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания
повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй
части урока ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют чистоговорки,
сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочинения-миниатюры.
Уроки речевого творчества — это уроки нравственности. Они на материале
сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства.
Уроки речевого творчества как составная часть входят в систему изучения
грамматико-орфографических тем по традиционной методике обучения.
Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам.
Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, исходя из
которых выбираются виды упражнений связной речи.
На уроках речевого творчества дети будут учиться составлять план текста,
соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с деформированным
предложением, текстом и планом. Особое внимание уделяется анализу
морфологических и синтаксических характеристик слова. В качестве ведущих в
комплексе речевых умений выступают: умения раскрыть тему, главную мысль
текста, выразить свое отношение к тексту и настроение. При передаче
содержания и при создании собственного высказывания действия учащихся
направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и
речевое оформление.
В уроки включены олимпиады, тесты и викторины по литературному
чтению и русскому языку, состоящие из вопросов, заданий различного уровня
сложности.
6
.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества»
является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей
при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Уроки речевого
творчества» является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и
внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в
совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и
главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества»
является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте,
осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных
предложений, рисунков, опорных слов;
7
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания,
структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям
высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к
описываемому.
8
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА(с указанием
часов на изучение тем (разделов))
2-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма)(15ч т)
Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и
орфографических словарей. Культура общения. Речевые жанры. Речевая
деятельность.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма). (19 ч пр)
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр.
Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по
опорным словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных
работах, чувствовать образность поэтического слова.
2 класс
№ п/п
Название темы
Количество часов
теория
практика
1.
Что такое творчество
1
2.
Я и мое настроение
0,5
0,5
3.
Мои летние каникулы
1
4.
Автопортрет
1
5.
Моя дружная семья
1
6.
Положительные и
0, 5
0,5
отрицательные эмоции
7.
Слово. Чувство. Образ
1
8.
Эмоции и творчество. Моя
0,5
0,5
любимая игрушка
9.
Игры со словом
0, 5
0,5
10.
Родное слово в пословицах и
О,5
0,5
поговорках. Слово - друг.
Иллюстрирование знакомых
пословиц
11.
Сочинение по пословице «Семь
О,5
0,5
раз отмерь, один раз отрежь»
12.
Задачи. Загадки. Шутки
1
13.
Сочинение считалки
1
14.
Сочинение скороговорки
0,5
0,5
15.
Рисование и составление
1
рассказа на тему
«Я люблю...»
16.
Олимпиада
1
17.
Эмоции. Мимика. Жесты
1
18.
Компьютер
1
19.
Новогодняя елка в школе
0,5
0,5
20.
Сочинение сказки по опорным
0,5
0,5
словам
9
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Настроение животных
Сочинение на тему «Мое
любимое животное»
Фантастическое животное.
Сочинение, иллюстрирование.
Настроение цветов.
Составление словарика на тему
«Растения»
Сочинение на тему «Мой
любимый цветок»
Село и город
27.
Домашние животные и птицы
28.
Таяние снега
29.
Что я чувствую и представляю,
когда слышу слова «зима» и
«весна»
30.
Путешествие в космос
31.
Сочинение и рисование на тему
«Мой друг»
32.
Сочинение на тему «Моя парта»
(«Глазами моей парты»)
33.
Правила вежливости
34.
Литературная викторина
ИТОГО
34
10
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
15
1
19