Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 6 г.Саяногорска
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
Зам. директора по
__________Ковалёва Е.В.
ВР МБОУ «СОШ №6»
Протокол № 1 от «31» августа
2023 г.
_________Я. В. Попов
Протокол №1 от «31»
августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ
№6»
________ Богданова О. В.
Приказ № 225 от «31»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
2 класс
Программу составили:
Горева Г. И.
учитель начальных классов
Лосоногова Ю. В.
учитель начальных классов
Саяногорск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований
к результатам освоения основной образовательной программы НОО, а также с учётом
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 6.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для начального общего образования предназначена для организации внеурочной
деятельности по общеинтеллектуальному направлению во втором классе направлена на
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к
обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям. По содержанию является научнопедагогической, по функциональному назначению- учебно-познавательной, по форме
организации- общедоступной, по времени реализации одногодичной. Программа направлена
на формирование финансовой грамотности младших классов на основе построения прямой
связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и
использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и
ориентирует на формирование ответственности у учеников за финансовые решения с учетом
личной безопасности и благополучия.
Актуальность данной программы определена следующими факторами:
1. Развитие финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных
финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению
которых они не всегда готовы.
2. Основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.
3. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и
развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует
ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования,
обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается
на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и
индивидуальную деятельность.
Отличительной особенностью программы является практический характер – учащиеся
не только узнают много нового и интересного из мира финансов, но и научатся
подсчитывать доходы и расходы условной семьи.
Цели:
1. Развитие экономического образа мышления;
2. Воспитание ответственности и грамотного финансового поведения в области
экономических отношений в семье;
3. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные задачи курса:
Обучающие: формирование
представления о существенных сторонах финансовой
грамотности; содействие целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего
мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью
экономических категорий и понятий;обучение детей пользоваться экономическим
инструментарием.
Развивающие:содействие общему развитию школьников: развитие мышления,
эмоционально-волевой сферы;
Воспитательные: воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье.
Освоение содержания программы опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, технология, литература и окружающий мир.
Форма организации занятий.
Программа рассчитана на 1 год для обучающихся 2 классов. Режим занятий: 1 час в неделю,
34 часа в год.
Занятия проводятся как теоретические, так и практические с применением
здоровьесберегающих технологий (физминутки, динамические паузы и т. д.) и различных
методов и форм работы.
Основные
методы
работы:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
проблемный, проблемно- исследовательский.
Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и
индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной,
интересной.
Формы организации занятий: игры с ролевым акцентом, интеллектуальные и деловые
игры, занятие – практикум, викторины, диспуты, творческие работы, проекты, поисковые
исследования, экскурсии.
Планируемые результаты:
Содержание общеинтеллектуальных занятий «Основы финансовой грамотности»
обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
•
•
•
•
•
•
осознавать себя как активного члена семьи, общества и государства;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развивать самостоятельность и осознавать личную ответственность за свои решения
в сфере финансов;
развивать навыки сотрудничества с учителем, родителями, сверстниками во время
подготовки к заданиям и обсуждению их итогов;
проявлять учебно – познавательный интерес к учебному материалу и способам
решения элементарных финансовых задач;
овладевать навыками рефлексии во время обсуждения результатов
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
•
проявлять познавательную и творческую инициативу;
•
оценивать правильность выполнения действий;
•
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач.
Познавательные УУД:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации в области финансов;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для
решения финансовых задач;
• освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
• овладеть логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятиях.
Коммуникативные УУД:
• донести свою позицию до других: вести дискуссию, выражать свои мысли,
слушать и понимать речь других, аргументировать, доказывать, вступать в общение с
целью быть понятым, проявлять доброжелательность и отзывчивость.
• договариваться совместно о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), давать оценку и
самооценку своей деятельности и других.
• конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса;
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной
форме;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
•
•
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Формы организации контроля: творческие работы обучающихся, проектноисследовательская деятельность, КТД.
Содержание программы
2 класс - 34 часа
Введение (1 ч.)
Почему так важно изучать финансовую грамотность? Понятие «финансовая
грамотность». Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений,
приобретение социальных знаний по финансовой грамотности. Правильно распоряжаться
своими финансами. Вести учет своих доходов и расходов. Игра - путешествии «Сказочная
страна финансов».
Что такое деньги и откуда они взялись. (8ч.)
Что такое деньги? Появление обмена товаров.
Ознакомление с термином «товар».
Выгода обмена, проблемы, возникающие при обмене. Свойства предмета, выполняющего
роль денег. Примеры товарных денег. Игра «Обмен товарами».
Как появились деньги. Первые деньги. Объяснение, для чего нужны деньги; понимание и
правильное использование термина «деньги». Роль денег.
Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Решение задач с
денежными расчетами.
Драгоценные металлы - основные товарные деньги. Свойства драгоценных металлов
(ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Объяснение,
почему драгоценные металлы стали деньгами.
Появление монет. Первые монеты разных государств.Монеты чеканили из благородных
металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось
государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В
Китае и Индии были собственные монеты.Рисование на тему «Монеты разных стран мира».
Изобретение бумажных денег. В связи с проблемами изготовления и безопасности
перевозки появляются бумажные деньги. Так в Китае примерно тысячу лет назад появились
первые бумажные деньги. Их называли летающими, т.к. они были гораздо легче ожерелий из
монет.Ознакомление с терминами «бумажные деньги, банкноты, купюры».Почему
появились бумажные деньги.Оценка преимущества и недостатков использования бумажных
денег, обоснование своего выбора.
Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?» Интерактивная викторина,
направленная на закрепление и обобщение полученных ранее знаний о деньгах и истории их
возникновения. Решение финансовых задач.
Итоговое занятие по теме «Что такое деньги и откуда они взялись». Викторина
«Быстрее всех». Решение финансовых задач.
Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок. (8 ч.)
Знакомство с устройством монет. Гурт. Подделка монет. Знакомство с устройством
монет, с термином «гурт». Зачем на гурте монет стали делать насечки
Устройство монет. «Орёл и решка». Аверс и реверс. Номинал.Устройство монеты.
Знакомство с понятиями «Орёл и решка», аверс и реверс, номинал. Пословицы и поговорки о
деньгах.
Мини – исследование «Чем похожи и чем отличаются монеты одной страны от монет другой
страны. Составление плана и проведение мини – исследование. Запись выводов, решение
финансовых задач.
Номинал банкнот. Купюра. Знакомство с термином «купюра» Сравнение металлических и
бумажных денег. Оценка преимуществ и недостатков в использовании бумажных денег.
Мини – исследование «Чем похожи и чем отличаются купюры одной страны от купюр
другой страны. Составление плана и проведение мини – исследование. Запись выводов,
решение финансовых задач.
Защита банкнот от подделок. Знакомство с защитными знаками современных банкнот:
специальная бумага, шероховатые поверхности, водяные знаки, переливающиеся цвета,
специальные нити, вшитые в купюру. Проведение эксперимента по определению степени
защиты денег. Научиться отличать настоящие деньги от подделок. Ознакомление с
терминами «мошенничество», «подделка», фальшивые деньги», «фальшивомонетчики».
Моделирование монет в технике «чеканка». Ознакомление с особенностями работы с
таким материалом как «фольга», способами и приемами выполнения чеканки, овладение
приемами работы с инструментом «чекан», необходимым для выполнения техники чеканки
Итоговое занятие по теме «Рассмотрим деньги поближе». Выделение как минимум трёх
признаков, по которым можно отличить настоящие купюры от фальшивых. Составление
кроссворда на тему «Деньги»
Какие деньги были раньше в России. (7 ч.)
Клады. Кладоискатели – люди, которые ищут клад.Понятие «что такое клады». Просмотр
видеосюжета из мультфильма «Трое из Простоквашино». Обсуждение
Первые русские деньги - «Меховые деньги». Ознакомление с тем, что первоначально
деньгами служили меха ценных пушных зверьков. Со временем меховые деньги были
вытеснены серебром, но серебряные денежки надолго сохранили название меховой
денежной системы. Беседа, просмотр мультимедийной презентации.
Первые русские монеты. Деньга и копейка. Ознакомление со старинными денежными
единицами. Появление на Руси монет в Х веке. Монеты чеканили княжества. При
образовании централизованного государства монеты стали едиными.Устройство монеты.
Примеры первых монет.
Старинные деньги. Рубль, кун,гривенник и полтинник. Ознакомление с историей
возникновения денег. Понимание причин появления денег, названия денег. Умение
описывать старинные русские монеты, объяснять происхождение названия денег.
Практическое задание вылепить «гривны». Игра «Найди пару» (собери пословицы),
объяснение смысла.
Первые бумажные деньги. «Ассигнации». Ознакомление с историей возникновения
ассигнаций. Составление рассказа как менялись первые деньги на Руси. Название и описание
старинных денег, объяснение происхождения названий денег. Установление соответствия
между частями пословиц. Решение финансовых задач. Игра «Верю - не верю».
Исследовательская работа «Стоимость современных товаров в пересчёте на первые
русские монеты». Проведение исследовательской работы.
Итоговое занятие по теме: «Какие деньги были раньше в России».Дизайн купюры
сказочной страны. Творческий проект по изготовлению купюры сказочной страны.
Объяснение, что означают поговорки: «У него нет ни гроша за душой», «Ломанного
гроша не стоит».
Современные деньги России и других стран. (10 ч.)
Современные деньги России. Современные монеты. Знакомство с современными
монетами России. Модификация современных монет. Интересные факты. Беседа о
современных монетах. Просмотр мультимедийной презентации.
Современные деньги России. Современные бумажные деньги. Знакомство
с
современным видом бумажных денег, Интересные факты. Беседа о современных бумажных
деньгах. Решение финансовых задач.
Просмотр видеороликов РГО «Мульти Россия» о городах России, изображённых на
купюрах. Исследовательская работа «Города России на современных деньгах»
Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.
Знакомство с современными деньгами различных стран мира. Просмотр видеосюжета,
обсуждение, решение ребусов.
Банк. Функции банкоматов. Ознакомление с понятиями банк, банкомат, банковская карта.
Чтение рассказа «Что такое банк?», автор Петр Кошель.
Экскурсия в Сбербанк России. Ознакомление с работой банка, устройство банкомата.
Наличные, безналичные и электронные деньги.Что такое безналичные деньги. История
их появления. Проведение безналичных расчетов. Привычные нам монеты и банкноты
неумолимо сменяются безналичными расчетами, операциями с использованием электронных
денег. Новейший тренд – развитие криптовалют. Могут ли ценные бумаги исполнять роль
денег? Беседа, просмотр видеосюжета.
Не в деньгах счастье. Деньги – средство обмена, а не благо.Понимание и правильное
использование экономических терминов; представление о роли денег в обществе; знание
истории появления денег; проведение элементарных финансовых расчётов.
Самостоятельная работа по теме «Современные деньги России и других стран».
Выполнение самостоятельной работы по теме «Современные деньги России и других стран»,
решение финансовых задач, мини – исследование «Мир пластиковых карт»
Итоговое занятие «Финансовая грамотность». «Паучок понятий» (групповая работа, тема
по выбору), понимание и правильное использование экономических терминов и понятий.
Тематическое планирование
№
п/п
Раздел
Ко Формы
лич организации
ест
во
час
ов
1
Беседа–
размышление
Разыгрывание
ситуаций
1
Введение
2
Что
такое 8
деньги
и
откуда
они
взялись.
игры
с
ролевым
акцентом,
интеллектуаль
ные и деловые
игры, занятие –
практикум,
Характеристика основных видов деятельности
Давать понятие «финансовая грамотность».
Продолжать
постигать азы финансовой
грамотности. Правильно распоряжаться своими
финансами.Вести учет своих доходов и расходов.
Овладевать начальными навыками адаптации в
мире
финансовых
отношений,
приобретать
социальные знания по финансовой грамотности.
Участвовать в игре - путешествии «Сказочная
страна финансов».
Ознакомление с термином «товар». Объяснять
выгоды
обмена.
Объяснять
проблемы,
возникающие при обмене. Описывать свойства
предмета, выполняющего роль денег. Приводить
примеры товарных денег. Игра «Обмен товарами».
Объяснять, для чего нужны деньги; использовать
термин «деньги». Понимать роль денег, объяснять,
что такое деньги и различать денежные единицы,
анализировать, сравнивать, обобщать и делать
выводы. Решать задачи с денежными расчетами.
Называть
свойства
драгоценных
металлов
(ценность, прочность, делимость). Объяснять,
почему драгоценные металлы стали деньгами.
Составлять рассказ о появлении первых монет.
Рисовать на тему «Монеты разных стран мира».
Составлять рассказ о появлении первых бумажных
денег. Ознакомление с терминами «бумажные
деньги, банкноты, купюры»Объяснять, почему
появились
бумажные
деньги.
Оценивать
преимущества и
недостатки
использования
бумажных денег, обосновывать выбор. Участвовать
в викторинах «Что такое деньги и откуда они
взялись?» «Быстрее всех». Решать задачи с
денежными расчетами.
3
Рассмотрим
8ч
деньги
поближе.
Защита денег
от подделок.
игры
с
ролевым
акцентом,
интеллектуаль
ные и деловые
игры, занятие –
практикум,
творческие
работы,
поисковые
исследования,
4
Какие деньги 7ч
были раньше
в России.
занятие
–
практикум,
викторины,
проекты,
поисковые
исследования,
КТД
«Какие
деньги
были
раньше
в
России»
Высказывать предположения и выбирать решение
из нескольких предложенных, зачем на гурте монет
стали делать насечки, кратко обосновывать
выбор.Рассмотреть,
как
устроены
монеты.
Познакомиться с понятиями «Орёл и решка», аверс
и реверс, номинал. Добавить слово в пословицы и
поговорки о деньгах. Составлять план и провести
мини – исследование. Записать выводы, решать
финансовые задачи. Познакомиться с термином
«купюра»Сравнивать металлические и бумажные
деньги. Оценивать преимущества и недостатки
использования бумажных денег. Описывать и
сопоставлять характеристики
видов
денег.
Познакомиться с защитными знаками современных
банкнот: Проводить эксперимент по определению
степени защиты денег. Отличать настоящие деньги
от подделок. Познакомиться
с терминами
«мошенничество», «подделка», « фальшивые
деньги»,
«фальшивомонетчики».Овладевать
приемами работы с инструментом «чекан»,
необходимым для выполнения техники чеканки.
Выполнять чеканку модели монеты. Выделять как
минимум три признака, по которым можно
отличить настоящие купюры от фальшивых.
Составлять кроссворд на тему «Деньги»
Объяснять понятие «что такое клады». Смотреть
видеосюжет
из
мультфильма
«Трое
из
Простоквашино».
Обсуждать
сюжет.
Познакомиться с тем, что первоначально деньгами
служили меха ценных пушных зверьков.
Беседовать о меховых деньгах, смотреть
мультимедийную презентацию.Познакомиться со
старинными денежными единицами. Описывать
устройство монеты. Приводить примеры первых
монет. Ознакомиться с историей возникновения
денег.
Предполагать причины появления денег, названия
денег. Описывать старинные русские монеты,
объяснять
происхождение
названия
денег.
Выполнять практическое задание лепка «гривны».
Участвовать в игре «Найди пару» (собери
пословицы), объяснять их смысл. Ознакомиться с
историей возникновения ассигнаций. Составлять
рассказ как менялись первые деньги на Руси.
Называть и описывать старинные деньги,
объяснять
происхождение
названий
денег.
Устанавливать соответствия между частями
пословиц. Решать финансовые задачи. Участвовать
в игре «Верю - не верю». Проводить
исследовательскую
работу
«Стоимость
современных товаров в пересчёте на первые
русские монеты». Выполнять творческий проект по
изготовлению
купюры
сказочной
страны.
Объяснять, что означают поговорки: «У него нет
ни гроша за душой», «Ломанного гроша не
стоит».
5.
Ит
ого
Современные 10
деньги
России
и
других стран.
34 ч
игры
с
ролевым
акцентом,
занятие
–
практикум,
проекты,
поисковые
исследования,
экскурсии,
научный клуб
школьников
«Мы и деньги»
Знакомиться с современными монетами России.
Рассматривать современные монеты. Находить
интересные факты. Беседовать о современных
монетах. Смотреть мультимедийную презентацию
о
современных
монетах.
Знакомиться
с
современным видом бумажных денег, находить о
них интересные факты. Составлять рассказ о
современных
бумажных
деньгах. Решать
финансовые задачи. Проводить исследовательскую
работу «Города России на современных деньгах».
Знакомиться с современными деньгами различных
стран мира, смотреть видеосюжет, обсуждать
просмотр, решать ребусы. Знакомиться с
понятиями банк, банкомат, банковская карта.
Читать рассказ «Что такое банк?», автор Петр
Кошель. Ознакомиться с работой банка и
устройство банкомата. Выяснять что такое
безналичные деньги. Познакомиться с историей их
появления. Проводить безналичные расчеты.
Высказывать предположения и выбирать решение
из нескольких предложенных: могут ли ценные
бумаги выполнять роль денег? Беседовать,
смотреть видеосюжет.
Подготовить ответ на
вопрос: А всё ли можно купить за деньги?
Понимать
и
правильно
использовать
экономические термины; рассказывать о роли денег
в обществе; о истории появления денег; проводить
элементарные финансовые расчёты.Выполнять
самостоятельную работу по теме «Современные
деньги России и других стран», решать
финансовые
задачи,
проводить
мини
–
исследование
«Мир
пластиковых
карт».
Участвовать в групповой работе «Паучок
понятий», понимать и правильно использовать
экономические термины и понятия.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Литература:
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность.
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации
3.
для
учителя.
Думная, Н. Н. Как вести семейный бюджет: учебное пособие.
Интернет-источники:
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;
3.Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.cls4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
5. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/
6. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/
7. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money
Технические средства обучения:
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Интерактивная доска Smart
Персональный компьютер с принтером.
Veb- камера,
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.