Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Саяногорска
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_______ / Е.В.Ковалёва/
Протокол № 1
Согласовано:
зам.директора по ВР
Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ №6»
МБОУ «СОШ № 6»
___________/Я.В.Попов/
от «31» августа 2023 г.
________ /О.В.Богданова
Приказ № 225 от «31» августа 2023 г.
Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.
цифровой подписью:
Богданова Оксана Подписано
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.10.13 14:16:47 +07'00'
Валериевна
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Клуб будущих отличников»
3 класс
34 часа
Программу составили:
Арчинекова Ольга Васильевна,
Чанкова Галина Ильинична
учителя начальных классов
г. Саяногорск 2023г
1
I.Пояснительная записка
Программа учебного курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы НОО, а также с учётом Рабочей
программы воспитания НОО МБОУСОШ № 6.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб будущих отличников» предназначена для
организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 3 классе,
направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию,
мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. По содержанию является
научно-педагогической; по функциональному назначению - учебно-познавательной; по форме
организации - общедоступной; по времени реализации - четырехгодичной.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем,
что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной
программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника
начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий
основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
высказывать свое мнение. Содержание программы максимально приспособлено к запросам и
потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому
открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы
обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в
индивидуальном темпе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях
особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее
полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей,
где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные
направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности
различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы,
базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей
познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской
деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не
только на повышение компетенций обучающихся в определенных предметных областях, не только
на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим
данная программа отличается от имеющихся. В рамках программы обеспечено сочетание
различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые
способности ребенка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что
открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к
индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для
детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания,
тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и
формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель изучения курса: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности
ребенка через систему развивающих занятий и познавательных способностей детей
Задачи курса:
2
1. Развитие познавательных способностей детей
2. Развитие творческих способностей младших школьников.
3. Расширение кругозора учащихся
4. Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Место курса «Клуб будущих отличников» в 3 классе в плане внеурочной деятельности
Программа на 3 класс составлена из расчёта 34 часа
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию
психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания,
которые способствуют развитию перечисленных качеств. Занимательные геометрические задачи
способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих
задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать
их для получения новых фигур. Систематическое решение логически - поисковых задач из
области математики способствует развитию гибкости мышления. Активному восприятию и
пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и
игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску
рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется
их условие и решение. Знакомство с играми, способствуют развитию способности действовать в
уме.
Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы,
математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют
непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию
общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей
и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Основные методы работы:
-объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены
таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей
динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Основные формы занятий:
- игры с ролевым акцентом; - викторины; -диспуты; - конкурсы; - интеллектуальные
игры; -олимпиады;
- творческие работы.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические
сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что
способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Возраст детей, на которых рассчитана программа от 9 до 10 лет.
II. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать
простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности
- проговаривать последовательность действий
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно
плану
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
3
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
- добывать новые знания: находить ответы на вопрсы, используя учебник, свой жизненный
опыт
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать речь других
- читать и пересказывать текст
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результаты
К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся научится:
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
IV.Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Наименование разделов
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые
задания.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
Итого:
Коли
чество часов
5
5
5
5
5
5
4
34ч.
4
V. Учебно – методическое обеспечение
Для ученика: дидактические материалы для обучающихся, раздаточный материал, нагдядные
пособия. Для учителя: демонстрационные материалы по теме занятия, образовательная
платформа « Учи.ру», ноутбук, интерактивная доска
5