МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г.Саяногорска
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Заместитель директора по ВР
Директор
____________Ковалева Е.В.
_________________ Попов Я.В.
___________Богданова О.В.
Протокол №1
от «31» августа 2023 г.
Протокол №1
от «31» августа 2023 г.
Приказ №225
от «31» августа 2023 г.
Богданова Оксана
Валериевна
Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.28 17:00:48 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Хакасия - мой край родной»
2 класс
34 часа
Программу составили:
Горева Галина Ивановна
Учитель начальных классов
Лосоногова Юлия Владимировна
Учитель начальных классов
Попова Светлана Геннадьевна
Учитель начальных классов
г. Саяногорск, 2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО, а также с
учетом Рабочей программы воспитания НОО МБОУ СОШ №6.
Программа внеурочной деятельности «Хакасия – мой край родной» построена на
интегрированной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской
культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории,
природы и окружающего мира). Программа предназначена для организации внеурочной
деятельности, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к
саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. По
содержанию является научно-педагогической; духовно-нравственного направления; по
времени реализации – 1 год.
Данная программа рассчитана на учащихся 8-9 лет и реализуется через кружковую
деятельность с использованием дистанционно-образовательных технологий. Количество
часов – 34, одно занятие в неделю.
В ходе изучения программы необходимо научить ребенка видеть историкокультурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития
истории и культуры, формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей
причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории и
культуры, развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем
изучения культурного и исторического наследия малой родины.
Учитель может проводить занятия в разнообразных формах в зависимости от конкретной
темы и желания. Это могут быть воображаемые путешествия, дискуссия, размышление,
игра, экскурсии в музеи
Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности
начинается с любви к малой родине, родному краю. Курс краеведения позволит на
доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по
изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их
местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные
«краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического,
экономического характера устно или в различных документах они передавали
последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и
духовной культуре народов.
Актуальность заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный
интерес к изучению родного края. Национальный, региональный и этнокультурный
компонент в начальной школе является одним из основных источников обогащения
обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование
гражданских позиций и навыков.
Цель: развитие интереса и уважительного отношения к культурным традициям
родного края, сохранение хакасской культуры во всём её многообразии.
Задачи:
Дать представление о культурных традициях родного края;
развивать познавательный интерес, воображение, речь обучающихся;
научить обучающихся анализировать и оценивать факты, явления, события в
истории края;
познакомить с жизнью и творчеством известных людей Хакасии;
воспитывать стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию;
чувства уважения к национальным традициям края.
Формы организации занятий:
- виртуальные экскурсии по городу и республике;
-видео посещение выставок, музеев;
-просмотр видеофильмов;
- интерактивные игры;
-конкурс сказок, фотографий
- фотовыставки.
- виртуальные встречи с интересными людьми республики Хакасия;
- видео экскурсии в заповедники, краеведческие музеи Хакасии;
- выпуск стенгазет к знаменательным датам.
Методы работы, используемые при освоении программы:
- объяснительно- иллюстрационный;
- репродуктивный.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
положительное отношение к краеведению;
познавательный интерес к малой родине;
уважительное отношение к окружающим людям;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД
поддерживать беседу в стандартных ситуациях общения;
строить понятные для партнёра высказывания при объяснении своего выбора и
отвечать на поставленные вопросы;
строить диалог, формулировать вопросы;
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Уметь контролировать свои действия, осуществлять контроль при наличии
эталона;
уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия при помощи
учителя;
Познавательные УУД
рассказывать о своей республике, используя наработанный материал;
Формы подведения итогов освоения программы: творческие работы,
подготовка и защита проектов.
Предметные результаты
В результате изучения курса у младших школьников формируются:
Предметные результаты:
1. понимание особой роли родного края, истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2. сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе Хакасии, её современной жизни;
3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
6. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
7. знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
8. элементарные представления о национальных героях Хакасии;
9. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и
Хакасии;
10. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
11. любовь к родной школе, своему городу, республике, России;
12. уважение к защитникам Родины;
13. умение отвечать за свои поступки;
Содержание курса
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера,
которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие
впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь. Региональный материал близок и интересен
детям, т.к. всё, что изучается, находится вокруг них, рядом. И всё непосредственно
касается их жизни и жизни близких им людям.
В блоке выдержаны основные направления программы:
Волшебный край – Хакасия моя.
Хакасия - край мой. Символы Хакасии. Национальная одежда хакасов, украшения.
Хакасские народные игры.
Города Хакасии.
Абакан – столица Хакасии. Черногорск – город угольщиков. Абаза – жемчужина Хакасии.
Сорск – город молибдена. Защита проектов. Мой город - Саяногорск
Культурное наследие хакасского народа.
Хакасские народные сказки. Хакасские национальные музыкальные инструменты. Поэты,
художники, артисты, певцы Хакасии. Экскурсия в краеведческий музей города
Саяногорска.
Природа Хакасии.
Растительный и животный мир Хакасии. Красная книга Хакасии. Кедр – земное золото
Хакасии. Заповедники Хакасии. Семейный праздник «Волшебный край мой – Хакасия
моя».
Тематическое планирование.
№ п/п
Название раздела
1.
2.
3.
4.
Волшебный край – Хакасия моя.
Города Хакасии
Культурное наследие хакасского народа
Природа Хакасии.
Итого
Количество
часов
5ч
9ч
11ч
9ч
34ч
Календарно- тематическое планирование 34ч
№п/п
1,2
3
4
5
6
7
8
9,10
11
12
13,14
15, 16
17
18, 19
Тема
Характеристика деятельности на
занятии.
Домашнее семейное чтение,
конкурс сказок.
Дата
проведения
В мире сказок
1 четверть
05.09
12.09
Города Хакасии. Абакан – Виртуальная
экскурсия. 19.09
столица Хакасии
Просмотр видеофильма.
Хакасские игры
Игры на свежем воздухе
26.09
Символы Хакасии
Занятие - видео путешествие. 03.10
Просмотр клипа.
Национальная
одежда Просмотр
презентации. 10.10
хакасов
Раскрашивание
хакасского
растительного орнамента на
варежке.
Красная книга Хакасии
Просмотр
видеофильма. 17.10
Выполнение
рисунка
с
изображением
любого
охраняемого животного Хакасии.
Составление в классе Красной
книги из детских рисунков.
Кедр – земное золото Просмотр фильма
24.10
Хакасии.
По страницам детских книг.
Домашнее семейное чтение. 2 четверть
Чтение сказок народов Сибири.
07.11
14.11
Заповедные места Хакасии
Виртуальная
экскурсия
в 21.11
этнокультурный центр « Ымай».
Просмотр видео.
Города Хакасии. Сорск – Виртуальная
экскурсия. 28.11
город молибдена
Просмотр презентации.
Писатели Хакасии
Виртуальные
встречи
с 05.12
писателями
Хакасии. 12.12
Прослушивание стихов поэтов
Хакасии в аудиозаписи.
Художники Хакасии
Виртуальный
вернисаж. 19.12
Просмотр
презентации
с 26.12
репродукциями
картин
художников Хакасии.
Города
Хакасии. Виртуальная
экскурсия. 3четверть
Черногорскгород Просмотр презентации.
09.01
угольщиков
Мой город - Саяногорск
Обзорная
видео
экскурсия. 16.01
Просмотр фильма.
23.01
Самостоятельное
чтение
рекомендованной
детской
литературы, конкурс детских
рисунков
Города Хакасии. Абаза – Виртуальная
экскурсия.
жемчужина Хакасии.
Просмотр презентации.
Кол.
часов
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
2ч
20,21, 22 Мы- читатели.
30.01
06.02
13.02
3
23
20.02
1ч
24, 25
Великая масленица.
Интерактивная игра.
27.02
05.03
26,27, 28 Природный мир Хакасии
Виртуальная
экскурсия. 12.03
Просмотр презентации.
19.03
4 четверть
02.04
29
Заповедные места Хакасии
Экскурсия в этнокультурный 09.04
центр « Ымай»
30
Мой город - Саяногорск
Обзорная
видео
экскурсия, 16.04
просмотр
фильма,
конкурс
фотографий, сделанных детьми и
родителями на улицах родного
города.
31, 32
День Победы
Просмотр
видеофильма, 23.04
выполнение
рисунков, 07.05
посвящённых
Дню
Победы,
конкурс рисунков
33,34
СШГЭС - самая мощная Виртуальная
экскурсия. 14.05
электростанция в мире
Просмотр фильма, посвящённого 21.05
Саяно – Шушенской ГЭС.
2ч
3ч.
1ч
1
2ч
2ч
Информационное обеспечение программы
1. Антошин К.В. У истоков жизни. О современной литературе Хакасии, Тувы, Горного Алтая.
Красноярск.
2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан.
3. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии.
Абакан.
4. Рассказы по истории Хакасии, Пантелеев А.Ф., Пантелеева Н.Н., Абакан.
5. Кызласов А.С. Писатели и художники Хакасии. Абакан.
Интернет ресурсы
https://zapovednik-khakassky.ru/zapovednik-xakasskij
https://hnkm.ru/khakasia
https://khakassia.travel/
https://www.3dtur24.ru/panorama/sshges/index.html
https://nbdrx.ru/ElectronBiblioteka2.aspx