Работа с текстом 3 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Саяногорска

Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_______ / Е.В.Ковалёва/
Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ «СОШ № 6»
___________/Я.В.Попов/

Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ №6»
________ /О.В.Богданова
Приказ № 225 от «31» августа 2023 г.

Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.
цифровой
Богданова Подписано
подписью: Богданова
Оксана Валериевна
Оксана
Дата: 2023.10.13
Валериевна 14:17:58 +07'00'

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Работа с текстом»
3 класс
34 часа

Программу составили:
Арчинекова Ольга Васильевна,
Чанкова Галина Ильинична
учителя начальных классов

г. Саяногорск 2023г

Пояснительная записка
Программа учебного курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы НОО, а также с учётом Рабочей
программы воспитания НОО МБОУСОШ № 6.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Работа с текстом» предназначена для
организации внеурочной деятельности в 3 классе, направлена на формирование готовности и
способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию ценностного
отношения к знаниям. По содержанию является научно-педагогической, по функциональному
назначению – учебно–познавательной, по форме организации- общедоступной, по времени
реализации- четырёхгодичной. Программа учебного курса разработана к учебно-методическому
комплекту О.Н. Крыловой «Работа с текстом». Художественная литература является средством
эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их
познавательной и творческой активности. Создать для ребѐнка условия, способствующие
открытию целостной картины мира благодаря детской книге, развивать мотивы отношения к
чтению позволяет курс «Работа с текстом». Программа учебного курса позволяет проводить
системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта
обучающегося. Содержание занятий создаѐт условия для углубления знаний, полученных на
уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить
уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается
слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и
определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. Каждому тексту
прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и
художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по
орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с
целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя
общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам,
определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой
выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного
чтения. Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую
информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы
развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым
материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую
зоркость. С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как
заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным
материалом, работа с фразеологизмами. При работе с текстом осуществляется системный подход
к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Актуальность программы : обучить детей технике чтения нелегко, но ещѐ труднее научить
понимать и анализировать прочитанное. Помочь преодолеть эти трудности призван используемый
на занятиях учебно-методический комплект «Работа с текстом», О.Н. Крыловой (пособие
полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для
начальной школы).
Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам анализа информационных
текстов, но их понимание во многом отражает готовность ученика к продолжению образования,
самостоятельному получению знаний, поскольку текст является основным источником
информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в основную школу ребенок
переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для обучения. В виду того, что
в конце каждого года обучения проводятся итоговые работы в тестовой форме, возникает
необходимость обучения детей этому виду деятельности и обучению работе с различными
источниками информации.

Цель программы «Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений и
интереса к чтению.
Основные задачи:
1. Расширить читательский кругозор;
2. Способствовать пониманию социальной значимости чтения в обществе;
3. Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
4. Учить работать с текстом литературного произведения;
5. Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
Место курса « Работа с текстом» в плане внеурочной деятельности
Программа для 3 класса составлена из расчёта 34 часа в год
Планируемые результаты освоения учебного курса «Работа с текстом»
Рабочая программа по курсу " Работа с текстом" составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта, основной общеобразовательной
программой начального общего образования и позволяет добиваться обучающимся следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
 самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

 в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с текстом» в
3 – 4 -м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Познавательные
УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
нужна для решения учебной задачи в один шаг.

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.

Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого
Предметные результаты:
Ученик научится:
 различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений
национальной литературы и фольклора разных народов России; находить в них отражение
нравственных ценностей (добро и зло, стремление к истине, Родина, планета Земля, народы и
 их культуры и др.);
 владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей
понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая
своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с
учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное,
 ознакомительное, просмотровое);
 отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из
текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о
нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
 произведения;
 пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования,
 описания или рассуждения. Составлять план;
 характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь
между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и
героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять
 критерии для сравнения;
 находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные
 средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;
 объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и
других источников информации;


 применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать,
создавать произведения самостоятельно и по аналогии с прочитанными, на предложенную
 тему;
 выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при
выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление,
 аннотацию, предисловие, иллюстрации);
- самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в
соответствии с учебной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение
этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ
самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и
др.
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Работа с текстом «Синица» по Г. Скребицкому.

1

2

Работа с научным текстом «Летняя тундра».

1

3

Работа с научным текстом «Фламинго» по Э. Бауэру.

1

4

Работа с научным текстом «Грызуны» по материалам

1

энциклопедии «Хочу всё знать».
5

Работа с научным текстом «Бактерии» по материалам

1

энциклопедии «Хочу всё знать».
6

Работа с научным текстом «Жизнь деревьев» по Г.

1

Ханнелору.
7

Работа с художественным текстом С. Михалкова

1

«Ответ».
8

Работа с научным текстом «Божья коровка» по

1

материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой».
9

Работа с научным текстом «Воздух» по материалам

1

энциклопедии «Хочу всё знать».
10

Работа с художественным текстом А. Старостина «На
Ямале».

1

11

Работа с научным текстом «Змеи» по материалам

1

энциклопедии «Что такое. Кто такой».
12

Работа с художественным текстом Э. Шима «Живые

1

цветы».
13

Работа с научным текстом «Цирк» по материалам

1

энциклопедии «Что такое. Кто такой».
14

Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «И так

1

бывает».
15

Работа с научным текстом по материалам

1

энциклопедии «Что такое. Кто такой».
16-17

Работа с художественным текстом А. Тихонова «Скоро

2

зима».
18-19

Работа с художественным текстом И. Соколова-

2

Микитова «В сосновых борах».
20

Работа с научным текстом по материалам

1

энциклопедии «Что такое. Кто такой».
21-22

Работа с художественным текстом Л. Киселёвой

2

«Башмачки».
23

Работа с научным текстом «Собаки» по Э. Бауэру

1

24

Работа с художественным текстом С. Михалкова «Осёл

1

и бобр».
25

Работа с художественным текстом «Оленёнок» по

1

записям В. Васильева.
26-27

Работа с художественным текстом В. Осеевой «На

2

катке».
28

Работа с научным текстом «Растения» по материалам

1

энциклопедии «Хочу все знать».
29-30

Работа с художественным текстом «Калина» по И.

2

Соколову-Микитову.
31-33

Работа с научным текстом по материалам

3

энциклопедии «Тайны окружающего мира» З. А.
Клепининой.
34

Работа с научным текстом о животных по А. Клыкову.

1

V. Учебно – методическое обеспечение
Тетрадь « Работа с текстом» . 3 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2023г

Для ученика: дидактические материалы для обучающихся, раздаточный материал, нагдядные
пособия. Для учителя: демонстрационные материалы по теме занятия, образовательная
платформа « Учи.ру», ноутбук, интерактивная доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».