МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
ГорОО
МБОУ СОШ №6
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
Заместитель руководителя
по УВР
Директор
________________________
________________________
Богданова О.В.
Приказ
№
225
Попов Я.В.
от «31» августа 2023 г.
Приказ
№
225
Ковалёва Е.В.
от «31» августа 2023 г.
Протокол № 1
Подписано цифровой
Богданова
подписью: Богданова Оксана
от «31» августа 2023 г.
Валериевна
Оксана
Дата: 2023.09.28 17:05:03
Валериевна
+07'00'
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Русский язык с увлечением»
для обучающихся 3 классов
Составители:
Васина А.А., учитель начальных классов 1 категории
Призба Д.А., учитель начальных классов 1 категории
Саяногорск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности
«Русский язык с увлечением» (далее — курс) составлена на основе требований
Федерального государственного образовательного стандартаначального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 05 2021 №
286 «Об утверж- дении Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»), с учётом Примернойпрограммы воспитания (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 23 июня 2022 г № 3/20)), Примерной основнойобразовательной программы
начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)), Приказа
Министерства просвещения РФ от 2 декабря2019 г № 649 «Об утверждении Целевой
модели цифровой образовательной среды»
Программа по курсу внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением» включает
пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание
курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического
обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие
цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной
деятельности
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные
результаты за период обучения в 3 классе
В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по
разделам программы
В тематическом планировании описываются программное содержание по всем
разделам содержания обучения каждого года за период обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной
программной темы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА
«Русский язык с увлечением»
Курс «Русский язык с увлечением» позволяет формировать позитивное отношение
обучающихся к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность
каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения.
Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий,
интеллектуальных и творческих способностей.
Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:
способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
расширять лингвистический кругозор школьников;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных
технических средств;
формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской
деятельности, навыки контроля и самоконтроля
Курс «Русский язык с увлечением» составлен для обучающихся 3 классов. На проведение занятий
отводится 34 часа - 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также
достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
У третьеклассника будут формироваться:
- Внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к занятиям
русским языком;
- интерес к предметно-исследовательской
деятельности, предложенной в заданиях рабочей
тетради;
- ориентации на понимание предложений
и оценок учителей и товарищей;
- представление о своей этнической
принадлежности.
Третьеклассник получит возможность
для формирования:
- интереса к познанию русского языка;
- ориентации на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной учебной
задачи;
- самооценки на основе заданных
критериев успешности учебной деятельности;
- представления о своей гражданской
идентичности в форме осознания «Я» как
гражданина России.
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в учебном материале
- принимать установленные правила в
планировании и контроле способа решения;
- принимать роль в учебном
сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной,
письменной речи, во внутреннем плане.
Третьеклассник получит возможность
научиться:
- контролировать и оценивать свои
действия при сотрудничестве с учителем,
одноклассниками;
- на основе результатов решения
практических задач делать теоретические
выводы о свойствах изучаемых языковых фактов
и явлений;
-самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- пользоваться знаками, символами,
таблицами, схемами, приведёнными в рабочей
тетради;
- ориентироваться на возможное
разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков;
- осуществлять синтез как составление
целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений.
Третьеклассник получит возможность
научиться:
- проводить сравнение и классификацию
изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при
указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого
ряда единичных объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- выбирать адекватные речевые средства
в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и
позицию;
- формулировать собственное мнение и
позицию;
- договариваться и приходить к общему
решению;
- открывать что-то новое, делать выбор и
принимать решения.
Третьеклассник получит возможность
научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему
решению (при работе в группе, в паре);
- осуществлять действие
взаимоконтроля.
Предметные результаты
К концу третьего класса обучающийся должен знать / понимать:
повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в
предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем
существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;
корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
имена собственные;
парные согласные на конце слова, правила их правописания;
уметь:
находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные
предложения;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён
существительных; род, число имён прилагательных; род, время и число глаголов),
образовывать множественное число от единственного, единственное от
множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без
термина падеж);
писать раздельно предлоги со словами;
подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
находить в словах орфограммы на изученные правила;
различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
обозначать парные согласные на конце слов;
различать слова с разделительными ь и ъ;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё; ю, я, ь;
приводить примеры слов с нужными орфограммами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами
правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые - мягкие, парные непарные, звонкие - глухие.
Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного
русского литературного языка.
Графика
Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и
буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь;
в словах с непроизносимыми согласными. Совершенствование навыка клавиатурного письма.
Лексика
Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном
значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах‚ синонимах‚ фразеологизмах, расширение
словаря обучающихся. Работа со словарями, учебной и справочной литературой.
Состав слова (морфемика)
Родственные (однокоренные слова). Различие однокоренных слов и различных форм одного
и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и
сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную
форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные
существительные. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа
прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам,
числам и падежам.
Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой
формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по
родам и числам. Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных,
служебных слов.
Синтаксис
Различение предложений по цепи высказывания. Интонационные особенности
повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение
главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения
распространённые, нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов)
между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли
служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении. Предложения с
однородными членами с союзами и, а, но и без союзов. Простые и сложные предложения.
Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений.
Орфография
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора
написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания
слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные в корне слова (ознакомление);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;
разделительные ъ и ь;
ь после шипящих на конце имён существительных;
не с глаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Количество часов
4
5–6
Части слова. Корень. Орфограммы в корне слова (10 часов)
Части слова. Корень.
1
Правописание проверяемых парных согласных
2
букв в корне слова.
Чередование согласных букв в корне.
1
Безударные гласные в корне.
2
7
8–9
Сложные слова и их правописание.
Непроизносимые согласные буквы в корне слова.
10
Удвоенные согласные буквы в корне слова.
1
Части слова. Приставка. Правописание приставок (6 часов)
Части слова. Приставка.
1
Безударные гласные буквы в приставках.
2
1
2-3
11
12 – 13
14
1
2
15 – 16
Удвоенные согласные буквы на стыке приставки
и корня.
Разделительные Ъ и Ь знаки.
17
18 – 19
Части слова. Суффикс. Окончание и основа (3 часа)
Части слова. Окончание и основа.
1
Суффикс. Разбор слов по составу.
2
20
21
22
23 – 25
26
27
28
29
30
31
32
33 - 34
1
2
Части речи. Имя существительное (3 часа)
Имя существительное как часть речи:
1
одушевленные и неодушевленные
существительные.
Имя существительное как часть речи: род имен
1
существительных.
Имя существительное как часть речи: число имен 1
существительных, словообразование имен
существительных.
Части речи. Местоимение (3 часа)
Местоимение как часть речи:
3
Часть речи. Имя прилагательное (3 часа)
Имя прилагательное как часть речи.
1
Имя прилагательное как часть речи. Род и число
1
имен прилагательных.
Правописание безударных окончаний имен
1
прилагательных. Разбор прилагательных по
составу.
Части речи. Глагол (3 часа)
Глагол как часть речи.
1
Глагол как часть речи: время глагола,
1
неопределенная форма глагола.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
1
Неопределенная форма глагола.
Предложение. Виды предложений (3 часа)
Предложения: виды предложений. Главные и
1
второстепенные члены предложений.
Виды предложений: простые и сложные
2
предложения. Главные и второстепенные члены
предложения
Дата
07.09.2023
14.09.2023
21.09.2023
28.09.2023
05.10.2023
12.10.2023
19.10.2023
26.10.2023
09.11.2023
16.11.2023
23.11.2023
30.11.2023
07.12.2023
14.12.2023
21.12.2023
28.12.2023
11.01.2024
18.01.2024
25.01.2024
01.02.2024
08.02.2024
15.02.2024
22.02.2024
29.02.2024
07.03.2024
14.03.2024
21.03.2024
04.04.2024
11.04.2024
18.04.2024
25.04.2024
02.05.2024
16.05.2024
23.052024
Форма проведения занятий
Курс внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением» рассчитан на один
академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе
с учителем.
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также
предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность В курсе наиболее
распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения
кейсов,
эксперименты, викторины, коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение
интерактивных заданий на образовательной платформе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Методические материалы для ученика:
помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в
том числе раздаточный материал и т д )
Методические материалы для учителя:
методические материалы;
демонстрационные материалы по теме занятия;
методическое видео с подробным разбором материалов,рекомендуемых для
использования на занятии
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сетиИнтернет:
образовательная платформа
Учебное оборудование:
компьютер (ноутбук, );
компьютерные мыши;
клавиатуры
Учебное оборудование для проведения лабораторных,практических работ и
демонстраций:
мультимедийный
панель
проектор
с
экраном
(интерактивной доской) или интерактивная