Звукопроизношение 1 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г.Саяногорска

Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Ковалева Е.В.
Протокол № 1
от «31» августа 2023г

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ «СОШ № 6»
_________/Попов Я.В.
Протокол № 1
от «31» августа 2023г

Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ №6»
________/О.В. Богданова
Приказ № 225
от «31» августа 2023г
Подписано цифровой

Богданова Оксана подписью: Богданова Оксана
Валериевна
Валериевна
Дата: 2023.10.13 14:16:16 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
коррекционно-развивающее направление
«звукопроизношение»
1е класс
2023-2024 учебный год

Программу составила:
Вишневская Ольга Витальевна

Саяногорск, 2023 год
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по логопедическому занятию - звукопроизношение, для
обучающихся 1 класса с ТНР, разработана в соответствии:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК452/07 от 11.03.16
5. Распоряжение министерства просвещения РФ № Р - 75 от 06.08.2020 года.
6. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от
06.08.2020 № 6-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической
помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях".
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей ихпсих
офизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
ОВЗ и предусматривает коррекционную направленность обучения.
Цель программы: Выявление нарушений речи и коррекционно-логопедическая работа
над устранением недостатков речи учащихся.
Задачи:
В соответствии с целью рабочей программы коррекционного обучения выдвигаются
следующие коррекционные задачи:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата и дифференцированность движений
речевых органов;
- формировать фонематическое восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава
слова,
- коррекция нарушений звукопроизношения,
- развивать просодические стороны речи;
- развивать высшие психические функции;
- закрепить знание и умение применять на практике изученные орфограммы.
- расширять лексикон учащихся;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- развивать мелкую моторику;
2

- развивать графо-моторные навыки;
- развивать связную речь;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать интерес к родному языку.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного
языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается
незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков,
отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность
произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах:
отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение,
искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава
родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования
фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в
искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо
нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например,
только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова).
Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезковыраженным общим недоразвитием речи характеризуются
остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается
выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова
проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне
отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность,
выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи,
смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированное™
дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова,
обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела.
Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно
передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене
слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри
лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и
антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в
речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее
частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся
преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных
аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки
однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии
сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково.
С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при
3

сравнении правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер ошибок,
особенно в самостоятельной речи.
Отличительной
особенностью
является
своеобразие
связной
речи,
характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на
второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов
при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При
рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с
элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные
предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные
нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических
ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен
недостаточной сформированностью базовых психических функций, обеспечивающих
процессы чтения и письма в норме.
Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медикопедагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе
осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной
деятельности, позволяющего учитывать особенности обучающихся с ОВЗ (ТНР), в том
числе детей -инвалидов.
Особенности преподавания предмета
В классе 11 человек с общим недоразвитием речи разного уровня. Обучаются по
решению ПМПК. Обучение второй год. Дети обучаются в данном классе 5 лет
(пролонгированный период).
В классе 3 обучающихся с дизартрией различной степени тяжести, 1 обучающийся
- с дизартрией, осложненное заиканием, 3 обучающихся – выход из моторной алалии, 2
обучающихся – ОНР III уровня, осложнённое фонетико-фонематическим недоразвитием.
Большое значение на уроках имеет практическая направленность обучения, учёт
возрастных и индивидуальных особенностей детей, реализация дифференцированного
подхода в обучении. Особенностью преподавания предмета «Произношения» в 1 классе
является воспитание внятной, выразительной речи и полноценной готовности к усвоению
письменной речи.
Особенности обучающихся
Низкая концентрация внимания,
повышенная
отвлекаемость,
трудность
переключения
наблюдается внимания.
Слабая артикуляция.

Обучающимся
характерна
бедность
словарного
запаса,
неточность употребления слов,
трудность актуализации словаря.
Низкая работоспособность.

Часть

детей

испытывают

Специальные образовательные условия
Привлечение внимания обучающихся к учебному
материалу с использованием дополнительных
инструкций, демонстрационного материала, смена
видов деятельности.
Наблюдения
за
техникой
произнесения,
(артикулированию звуков), усиление кинестетических
ощущений, развитие фонематического восприятия.
Использование упражнений по формированию
умений регулировать мышечный тонус, выполнять
произвольные
движения
артикуляторной
мускулатуры, упражнения на релаксацию.
Использование упражнений по расширению и
активизации
словаря,
формирование
морфологических обобщений, уточнение значений
слов, введение их активную речь.
Постоянная смена видов деятельности. Соблюдение
охранительного режима (физминутки, гимнастика для
глаз и пальцев рук, динамическая организация урока);
включение в урок игровых приёмов работы.
Применение
упражнений,
предусматривающих
4

трудности при классификации
предметов, обобщении явлений и
признаков, нарушена логических
связей.
Недостаточная сформированность
фонематического слуха.
Отмечается
полиморфное
нарушение звукопроизношения.

Наличие нарушений слоговой
структуры слова. Затрудняются в
произношении слов со сложной
слоговой
структурой
и
со
стечением согласных.

активизацию
познавательной
деятельности.
Использование учебного материала с опорой на
жизненный
опыт
обучающихся.
Поэтапное
разъяснение, последовательное выполнение заданий
Использование упражнений на формирование
звукового анализа, внимания и памяти, фонетикофонематических представлений, звукового анализа и
синтеза.
В артикуляционную гимнастику
включаются
статические и динамические упражнения для языка и
губ, чистоговорки для автоматизации и
дифференциации звуков. Дозировка повторений
одних и тех же упражнений определяется с учётом
характера
и
тяжести
речевого
нарушения.
Использование учебного материала только на
правильно произносимых звуках и словах. Речевой
материал систематически повторяется и закрепляется.
Использование особого речевого режима: четкая,
разборчивая речь без резкого повышения голоса,
многократное
повторение,
подчеркнутое
артикулирование.
Произношение слов и предложений с соблюдением
ритма, темпа, ударения и интонации в соответствии с
условиями
речевого
общения.
Повторение
воспринятого на слух слоговых рядов из 2-3-4 слогов,
составление предложений с использованием слов
усвоенной
звуко-слоговой
сложности
в
чистоговорках, стихотворениях.
Применение коррекционно-развивающих игр и
упражнений,
включающих
иллюстративнографический и игровой материал.

Нарушения связной речи.у всех
обучающихся класса. Отсутствие
полноты и развернутости в
высказывании.
Нарушение речевого дыхания и Для
нормализации
дыхания
используются
просодики речи.
упражнения с произнесением различного речевого
материала на выдохе (тянуть глухие согласные звуки,
гласные звуки, сочетания гласных с согласными
звуками, двух-трехсложные слова с открытыми и
закрытыми
слогами,
фразы).
Использование
голосовых
(ортофонических)
упражнений,
способствующих
выработке
координированной
работы дыхательной, артикуляторной и голосовой
мускулатуры, развитию основных акустических
характеристик голоса (силы, высоты, тембра).
Применение упражнений на развитие на развитие
подвижности органов артикуляторного аппарата.
Дыхательные,
голосовые
и
артикуляторные
упражнения определяются с учетом механизма и
формы
речевой
патологии,
особенностей
психофизиологического развития обучающихся.
Исходя из особенностей класса, программный материал разбит в соответствии с
учетом зоны ближайшего развития обучающихся. Коррекционно-развивающая работа
5

строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в
соответствии со структурой и характером нарушений, их влияние на учебную
деятельность и общее развитие ребенка. В артикуляционную гимнастику включаются
статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и
тех же упражнений определяется с учётом характера и тяжести речевого нарушения.

1. Планируемые предметные результаты по произношению
Личностные результаты.
Обучающиеся должны научиться:
 положительно относиться к школе и учебной деятельности;
 иметь представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни;
 выполнять правила личной гигиены на уроках произношения;
 соблюдать этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе
взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 сотрудничать со взрослыми и сверстниками различных социальных ситуациях, не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 самостоятельности и ответственности за свои поступки;
 выполнять правила работы в группе, доброжелательно относиться к сверстникам,
прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обучающиеся должны научиться:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе
учителя-логопеда);
 определять пути и средства достижения учебной цели;
 с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления
причинно-следственных последовательностей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
 выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;
 осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться
образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
 работать в определённом темпе;
 применять знания в новых ситуациях.
 способность
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
 умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
 умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями).
Познавательные УУД.
Обучающиеся должны научиться:
 ориентироваться в учебнике (на развороте);
 понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом);
6

 находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из
текстов, иллюстраций учебника;
 использовать знаково-символические средства представления информации;
 использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 с помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания,
предложения) с выделением отличительных признаков;
 проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным
критериям;
 группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся должны научиться:
 внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на
посторонние воздействия;
 подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда;
 понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
 свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия,
удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии
полученной инструкции;
 целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);
 отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным
использованием усвоенной терминологии;
 пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии;
 обращаться к учителю или товарищу по группе за разъяснением;
 применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам
учебной работы;
 адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
Предметные результаты.
Обучающиеся должны научиться:
 правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в
самостоятельной речи;
 чётко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой
инструкцией;
 удерживать артикуляционную позу;
 правильно произносить гласные и согласные звуки в прямых, обратных, закрытых
слогах и слогах со стечениями согласных, а так же в сочетаниях слогов разного
типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (ударных и
неударных слогов, гласных и согласных), без чередования в двух и трёхсложных
словах;
 правильно произносить звук j в начале слова, перед гласной и разделительным
мягким и твёрдым знаками;
 правильно и слитно произносить звуки в словах со стечением трёх согласных, с
оппозиционными звуками;
 дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, соноры и
другие группы звуков;
 повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3-4 слогов;
 выделять ударный слог в дву- и трёхсложных словах;
7

 составлять схему дву- и трёхсложного слова;
 составлять и правильно произносить предложение с использованием слов
усвоенной звуко – слоговой сложности;
 демонстрировать
сформированные
произносительные
навыки
(чёткое
произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале
стихотворений, адекватное восприятие звучащей речи;
 правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных;
 воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений
предложения и тексты;
 дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие,
свистящие и шипящие звуки;
 анализировать звуко-слоговую структуру слов из 2-3 слогов со стечением
согласных, определять ударный слог и ударную гласную в слове;
 определять количество слов в предложении из 4 - 5 слов;
Обучающиеся получат возможность научиться:
 уточнять значения используемых синтаксических конструкций;
 грамматически оформлять речь путём овладения словосочетаниями, связью слов в
предложении.
 проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение
которых совпадает с написанием.
 Названия основных органов артикуляционного аппарата.
 Краткую характеристику изученных звуков (гласный, согласный, твёрдый/мягкий,
глухой/звонкий), их условные обозначения;
 4 -5 коротких стихотворений, позволяющих продемонстрировать навыки чёткого и
правильного произношения звуков в двусложных словах с закрытыми слогами,
стечением согласных и наличием оппозиционных звуков, 3-4 прозаических текса с
включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма.
2. Содержание учебного предмета
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного
образовательного стандарта: обучение грамоте, развитие речи (окружающий мир) и
опирается на их содержание.
Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется в нескольких
направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных
логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных
занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения обучающихся,
препятствующие усвоению программы на уроках произношения и обучения грамоте.
На уроках развития речи и на уроках произношения обучающиеся овладевают
речью для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения
грамотой, грамматикой, правописанием и чтением. Уточнение и обогащение словарного
запаса обучающихся на уроках произношения осуществляется с учётом требований
программы по развитию речи.
В связи с тем, что работа по произношению направлена на воспитание у младших
школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звукослоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия, программа имеет три
раздела, которые тесно связаны между собой:
I. Формирование и развитие произносительной стороны речи.
II. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
III. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.
Работа по данным направлениям на уроках произношения осуществляется
параллельно.
8

Одной из отличительных особенностей содержания курса является
последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их
артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.
С целью предупреждения специфических ошибок в письме обучающихся, в
частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков: [с] - [ш], [п] [б], [ч] - [ц] идёт через определенное время и после твёрдого и прочного усвоения
каждого из исходных звуков.
Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение
выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков,
расположенных в определённой последовательности, является необходимым условием
успешного овладения грамотой.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия
программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно
возрастающей звуко-слоговой структуры. Правильно произносимые слова должны
употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и
интонации.уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу
артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок).
I. Формирование и развитие произносительной стороны речи.
Повторение изученного в подготовительном классе
Правильное произношение и различение следующих звуков:
гласных А, У,О, Ы,И,Э;
согласных М,П,В,К,Н,Ф,Т,Х;.
дифференциация звуков К-Х;
мягких согласных [М’] [П’] [В’] [К’][Н’] [Ф’] [Т’] в сочетании с гласными И, Е.
Дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных в сочетаниях типа ПЫ-ПИ
Правильное произношение и различение звуков: С-С’, Б-Б’ Д-Д’, З-З’, Г-Г’, Ш-Ж,
Л-Л’, Р-Р’.
Дифференциация звуков: С-Ш, З-Ж, Р-Л, звонких и глухих согласных.
Правильное произношение звука Й в начале слова, перед гласной и после разделительных
Ь и Ъ.
Звук Ц.
Дифференциация Ц-Т’, Ц-Т, Ц-С’, Ц-С.
Звук Ч.
Звук Ч-Т, Ч-Ш, Ч-Т’,Ч-Щ.
Звук Щ
Дифференциация Щ-С,Щ-Ш,Щ-Ч.
Повторение дифференциальных признаков изученных звуков.
Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов
Произнесение ряда гласных звуков типа: уиу, уиуа и т.п.
Произнесение различных сочетаний типа: па-па-ап, сас-сос-сус, и т. п.
Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за,
бра-бра-пра, пча-птя-пча и т. п.
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения
проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале): без чередования
звуков; с чередованием гласных и согласных звуков.
Правильное произнесение сочетаний со звуком Й типа: тя-тья-тью и т. п. Повторение в
заданной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из 3-4
слогов.
Формирование навыков произношения слов и предложений
9

Произнесение дву- и трёхсложных слов, отдельных четырёхсложных, состоящих из
слогов типа (вагон, станок, иголка), чёткое произнесение окончаний слов при изменении
формы слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трёх
согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными
звуками.
Развитие навыков анализа звуко-слогового состава слова
Правильное выделение ударного слога в
двусложных
и трёхсложных словах;
составление схемы слова с выделением ударного слога.
Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной
звуко-слоговой сложности.
Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов
с соблюдением ритма.
Запоминание и повторение в заданной последовательности 3-4 слов; запоминание
последовательности инструкций.

1.









2.






II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов:
произнесение ряда гласных звуков (уиуауиуауаиу и т.п.);
произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со
стечением согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; леле-ли-ли; пле-пли-пло; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; бра-ора-прапра; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-ау, у-а-и; та-та-ка, ка-ка-та; па-та, пта;
произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за,
бра-бра-пра, жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя, пча-птя-пча;
усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка,
танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолёт) и со стечением
согласных в начале слова (стакан, плита);
произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов
(упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале);
без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-тата-тата, та-тататата-татата-та и
т.д.;
с
чередованием
гласных
и
согласных
звуков: татотутатотутатоту, ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана... и т. д.;
правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-ть те-тье-тье-те;
повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда,
состоящего из трех-четырех слогов.
Формирование навыков произношения слов и предложений:
четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и
трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного
типа (вагон, волк, станок, иголка облако, поехали, одеяло), четкое произношение
окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков
в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех
согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными
звуками;
правильное выделение ударного слога в двухсложных и трехсложных словах;
составление схемы слова с выделением ударного слога;
составление и правильное произнесение предложений с использованием слов
усвоенной звуко-слоговой сложности;
заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков,
слов и с соблюдением ритма;
10

 запоминание и повторение в данной последовательности 3-4 слов; запоминание ряда
инструкций.
III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
1. Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение
последовательности гласного в ряду из 2-3 гласных: [ау], [аиу].
2. Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).
3. Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.
4. Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и
словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.
5. Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).
6. Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и
трёхсложного слова.
7. Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).
8. Усвоение терминов “звук”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “мягкий звук”,
“твёрдый звук”, “слог”. Усвоение слогообразующей роли гласных.
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на усвоение каждой темы(66ч.)
№

Тема

Колво
часов

1.

Обследование
3
устной
и
письменной речи

2.

Гласные
звуки. 3
Произношение
звуков,
не
требующих
коррекции

3.

Мягкие согласные 3
звуки в сочетании
с гласными И, Е

4.

Дифференциация
звуков [К] - [Х]

5.

Мягкий согласный 3

3

Основные виды учебной деятельности.

Уточнение логопедического заключения у вновь
поступивших учеников. Обследование компонентов
речи
(произношение,
фонематический
слух,
слоговая структура, лексическая и грамматическая
сторона
речи,
связная
речь).
Оценка
сформированности навыков письма, чтения.
Уточнение и закрепление гласных звуков. Слушание
объяснений
учителя
и
наблюдение
за
демонстрациями. Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Анализ проблемных ситуаций.
Анализ
таблиц, схем. Работа с раздаточным
материалом.
Слушание объяснений учителя и наблюдение за
демонстрациями. Развитие движений
органов
артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного и чёткого произношения твёрдых
согласных звуков. Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Анализ проблемных ситуаций.
Анализ таблиц, схем типа (СГ; ГС). Работа с
раздаточным материалом.
Слушание объяснений учителя и наблюдение за
демонстрациями. Развитие движений
органов
артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного и чёткого произношения звуков.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Анализ проблемных ситуаций. Анализ таблиц,
схем. Работа с раздаточным материалом.
Слушание объяснений учителя. Развитие движений
11

дата

звук
[j].
Дифференциация
[j] - [л’].

6.

Дифференциация
3
твёрдых и мягких
звуков в сочетании
с [ы] - [и],

7.

Звук [Й]
Артикуляция звука.

8.

Звук
[С] 3
Артикуляция звука.
Дифференциация
звука.

3

Звук
[З] 3
Артикуляция звука.
Дифференциация
звука.
10. Звук[Ц].
3
Артикуляция звука.
Дифференциация
звука.
9.

11.

Звук
[Ч]. 3
Артикуляция звука.
Дифференциация
звука.

органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного и чёткого произношения мягких
согласных звуков Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Наблюдение за демонстрациями
учителя. Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам. Анализ проблемных
ситуаций. Анализ
таблиц, схем. Работа с
раздаточным материалом, меловым рисунком.
Слушание объяснений учителя. Развитие движений
органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного и чёткого произношения твёрдых и
мягких
согласных
звуков.
Правильное
произношение и различение звуков. Слушание и
анализ выступлений своих товарищей.Отбор и
сравнение материала по нескольким источникам.
Анализ проблемных ситуаций. Выполнение звукобуквенного анализа и синтеза.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Развитие движений
органов артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного и чёткого
произношения йотированного согласного звука.
Правильное произношение и различение звуков.
Выполнение
звуко-буквенного
анализа
и
синтеза.Работа с раздаточным материалом.
Привлечение внимания обучающихся к учебному
материалу с использованием дополнительных
инструкций, демонстрационного материала, смена
видов деятельности. Развитие движений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного и чёткого произношения звука.
Работа с раздаточным материалом.
Слушание объяснений учителя. Развитие движений
органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного и чёткого произношения звука.
Работа с раздаточным материалом.
Слушание объяснений учителя. Развитие движений
органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного и чёткого произношения
(аффрикатов),
свистящих
согласных
звуков.
Различение звуков. Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Наблюдение за демонстрациями
учителя. Анализ проблемных ситуаций. Анализ
таблиц, схем. Работа с раздаточным материалом.
Выполнение звуко-буквенного анализа и синтеза.
Привлечение внимания обучающихся к учебному
материалу с использованием дополнительных
инструкций, демонстрационного материала, смена
видов деятельности.Развитие движений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного и чёткого произношения согласных
звуков
(аффрикатов). Различение звуков.
12

12. Звук
[Щ]. 3
Артикуляция звука.
Дифференциация
звука.

13. Звук
[Ш] 3
Артикуляция звука.
Дифференциация
звука.

Выполнение звуко-буквенного анализа и синтеза.
Работа с раздаточным материалом.
Привлечение внимания обучающихся к учебному
материалу с использованием дополнительных
инструкций, демонстрационного материала, смена
видов деятельности.Развитие движений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного и чёткого произношения согласных
звуков. Различение звуков. Работа с раздаточным
материалом.
Слушание объяснений учителя. Развитие движений
органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного и чёткого произношения звука.
Работа с раздаточным материалом.

15. Звук
[Л] 3
Артикуляция звука.
Дифференциация
звука.
16. Звук
[Р] 3
Артикуляция звука.
Дифференциация
звука.

Привлечение внимания обучающихся к учебному
материалу с использованием дополнительных
инструкций, демонстрационного материала, смена
видов деятельности.
Слушание объяснений учителя. Развитие движений
органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного и чёткого произношения звука.
Работа с раздаточным материалом.
Слушание объяснений учителя. Развитие движений
органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного и чёткого произношения звука.
Работа с раздаточным материалом.
Слушание объяснений учителя. Развитие движений
органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного и чёткого произношения звука.
Работа с раздаточным материалом.

17. Автоматизация
звуков
упражнениях.

6

Работа с раздаточным материалом. Работа по
введению изученных звуков в слоговую систему
слова.

18. Введение
6
изученных звуков в
слово.

Работа с раздаточным материалом. Работа по
введению изученных звуков в слова.Использование
упражнений по расширению и активизации словаря,
формирование
морфологических
обобщений,
уточнение значений слов, введение их активную
речь.
Работа с раздаточным материалом. Работа по
введению
изученных
звуков
в
предложение.Использование
упражнений
по
расширению и активизации словаря, формирование
морфологических обобщений, уточнение значений
слов, введение их активную речь.

14. Звук
[Ж] 3
Артикуляция звука.
Дифференциация
звука.

в

19. Введение
6
изученных звуков в
предложение.

13

Список литературы
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе:
Учеб.пособие для студентов дефектологического фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение,
1994 г.
2. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных
классов», 2006 г.
3. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников:
Учебное пособие. – СПб: СОЮЗ, 1998г.
5. Коррекция письма на уроках: практические и тренировочные задания и
упражнения/ авт.-сост. Л.В.Зубарева- Волгоград: Учитель,
2008г.
6. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989г.
7. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.:
«Просвещение»,1989г.
8. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос»,
1999г.
9. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4
классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987г.
10. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:
«Просвещение», 1999г.
11. Логопедическая гимнастика. – СПб. «Детство», 1999г.
12. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003г.
13. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.,
2020г.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».