МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г.Саяногорска
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Ковалева Е.В.
Протокол № 1
от «31» августа 2023г
Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ «СОШ № 6»
_________/Попов Я.В.
Протокол № 1
от «31» августа 2023г
Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ №6»
________/О.В. Богданова
Приказ № 225
от «31» августа 2023г
Богданова
Оксана
Валериевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
коррекционно-развивающее направление
«Коррекция дисграфия»
2е-3е класс
2023-2024 учебный год
Программу составила:
Вишневская Ольга Витальевна
Саяногорск, 2023 год
1
Подписано цифровой
подписью: Богданова
Оксана Валериевна
Дата: 2023.10.13 14:17:32
+07'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с положением Федерального
закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
в части «создания условий, способствующих получению качественного образования
лицам с ограниченными возможностями здоровья», обучающихся по основной
образовательной программе начального общего образования; требованиями ФГОС к
основной образовательной программе начального общего образования (НОО).
ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения
качественного начального общего образования для всех детей, поступающих в школу.
В стандарте указывается на обязательный «учет индивидуальных возрастных,
психологических, физиологических особенностей детей».
Важным условием для успешного обучения детей с нарушением развития речи
является организация коррекционно-педагогической работы.
Рабочая программа по коррекции дисграфии составлена на основе:
- Программно-методических материалов «Логопедическое сопровождение учащихся
начальных классов. Письмо» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение
,2014.
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г №2 «об организации
работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.
- Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. Р.И.
Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001.
- Школьный логопункт. Е.В. Мазанова. М: Гном 2011.
Программа курса разработана с опорой на методические системы работы, А.В.
Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой и предназначена
для логопедической работы с группой обучающихся начального общего образования,
испытывающих трудности в формировании письма.
Цель программы: исправление нарушения письма у обучающихся 2-4 классов.
Задачи коррекционно-педагогической работы:
- Сформировать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные,
зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения
стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и
способами действия с речеязыковыми единицами.
Характеристика состава обучающихся:Обучающиеся 2-4 классов, с нарушением
письменной речи, характеризующейся вариативными и стойкими дисграфическими
ошибками.
Планируемые результаты: отсутствие дисграфических ошибок при выполнении
репродуктивных (письмо под диктовку) и продуктивных творческих заданий
(изложение).
2
Курс данной программы включает следующие содержательные линии:
системупонятий, относящихся
- к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, звукобуквенный анализ, обозначение звуков буквами);
- к слову (состав слова, части речи и их соотношение с членами предложения);
- к предложению (предложение, виды предложений, составные части
предложений);
- к тексту (типы текстов, структурные элементы текста).
Личностные результаты.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства ее осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера,
усваивать способы их решения.
Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами или процесса.
Содержание программы.
1. Развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие –
слухопроизносительная дифференциация фонем, звукобуквенный анализ и
синтез).
2. Развитие лексико-грамматического компонента языковой системы. Слово
(лексико-грамматическое значение). Морфемный состав.
3. Развитие связной речи. Работа над текстом. Проверка сформированности навыка
письма и возможности его использования при выполнении разного уровня
сложности продуктивных заданий.
3
2 класс
Задачи:
1.Развивать фонематическое восприятие;
2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а
также на тактильные и кинетические ощущения;
4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания,
предложения и текста;
5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;
6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 1-го этапа
коррекционно – развивающего обучения:
К концу обучения дети должны знать:
— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква,
артикуляция и т.д.);
— все буквы и звуки родного языка;
— отличительные признаки гласных и согласных звуков;
— гласные и согласные звуки;
— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на
письме;
— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по
звонкости — глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости
согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
4
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук;
— сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
—самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные
звуки.
Календарно - тематическое планирование 2 класс
Тема занятия
Содержание работы
1. Подготовительный этап работы
1. Развитие слухового и Развитие артикуляционной моторики. Уточнение
зрительного внимания артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие
и восприятия
слухового и зрительного внимания и восприятия, на
развитие памяти и логического мышления
2. Звуки
Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми).
Дифференциация речевых и неречевых звуков
3. Гласные и согласные Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и
звуки
согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами»
для обозначения звуков на письме
П. Основной этап работы
4. Дифференциация
Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных
гласных букв А—Я,
звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения
У—Ю, О—Е,
мягкости на письме
Ы—И, Э—Е
5. Дифференциация
Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на
гласных букв А—Я
письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация
гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и в тексте
6. Дифференциация
Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на
гласных букв У—Ю
письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация
гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте
7. Дифференциация
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на
гласных букв О—Е
письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация
гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте
8. Дифференциация
Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на
гласных букв Ы—И
письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация
гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте
9. Дифференциация
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на
5
Часы
2
2
2
2
2
2
2
2
2
гласных букв Э—Е
10. Мягкий знак
11. Звонкие и глухие
согласные
12. Звуки Б—Б', П—П'
13. Звуки В-В',
Ф—Ф'
14. Звуки Г—Г', К—К',
Х—Х'
15. Звуки Д—Д', Т—Т'
16. Звуки 3—3', С—С'
17. Звуки Ж—Ш
18. Лабиализованные
письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация
гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и
«опорой» для обозначения на письме. Знакомство со
схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение
мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий
знак в функции разделения. Дифференциация мягкого
знака в функции смягчения и разделения
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и
слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение
согласных звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие
фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф'
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и
«опорами» для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К',
X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и
«опорами» для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т'
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и
«опорами» для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки 3—3', С—С'. Дифференциация звуков изолированно, в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие
фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза
Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
гласные. Звуки О—У
19. Лабиализованные
гласные. Буквы Е—Ю
20. Дифференциация
соноров. Звуки Р—
Р'—Л—Л'
21. Звуки Л—Л'—Й
22. Дифференциация
свистящих и шипящих
звуков
23. Звуки С—С, Ш
24. Звуки З—З', Ж
25. Звуки
С—С', Ц
26. Звуки ТС—Ц (на
усмотрение логопеда)
27. Звуки Ч—Щ
звуков с символами и буквами. Сравнительная
характеристика
звуков.
Дифференциация
звуков
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой
памяти, внимания и координации движений
Буквы
Е—Ю.
Соотнесение
букв
с
символами. 2
Дифференциация гласных букв Е—Ю изолированно, в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие
навыков звукобуквенного анализа и синтеза
Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в 2
слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение
звуков с символами и «опорами» для их обозначения на
письме. Работа со словами-паронимами. Развитие
фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, 2
словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках.
2
Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки.
Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме
Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах,
2
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза
Звуки З—З', Ж. Дифференциация звуков З—З', Ж в слогах,
2
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза
Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах,
2
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза
Знакомство со звуками ТС—Ц. Дифференциация звуков Ц— 2
ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение
звуков с символами и «опорами» для их обозначения на
письме. Развитие фонематического восприятия, слуха,
внимания, анализа и синтеза
Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно,
2
в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для
обозначения на письме. Развитие фонематического анализа
7
и синтеза
Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в слогах,
словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с
28. Звуки Ч -ТЬ
символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
29. Звуки Ч—Ш
Звуки Ч—Ш. Дифференциация звуков Ч—Ш в слогах,
словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие слуховых дифференцировок
30. Звуки Ч—Ц (на
Звуки Ч—Ц. Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах, словах,
усмотрение логопеда) словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами
и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
31. Развитие связной
речи
III. Заключительный этап работы
В коррекционной работе используются различные
виды текстов: описание, повествование, рассуждение,
изложение, сочинение...
Всего часов: 68
3
3
3
4
3 класс
Задачи:
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях
(управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 2-го этапа
коррекционно – развивающего обучения:
К концу обучения дети должны знать:
— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);
— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;
8
— правописание суффиксов и приставок;
— части речи;
— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
— главные и второстепенные члены предложения;
— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;
— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).
К концу обучения дети должны уметь;
— распознавать части речи и их основные признаки;
— изменять слова по числам, родам и падежам;
— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
— производить разбор слова по составу;
— различать понятия словоизменение и словообразование;
— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между
предложениями в тексте;
— устанавливать связи между частями сложного предложения;
— составлять и анализировать сложное предложение.
Календарно - тематическое планирование 3 класс
Тема занятия
1. Родственные слова
2. Корень слова
3. Приставка
Содержание работы
Часы
1. Слово. Словосочетание. Предложение
А. Развитие навыков словообразования
Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор
2
родственных слов. Знакомство с однокоренными
словами.
Дифференциация
однокоренных
и
родственных слов. Пополнение словаря и развитие
навыков словообразования
Знакомство с понятием «корень». Дифференциация
2
однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со
схемой. Выделение единого корня и правописание
родственных и однокоренных слов
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении
2
приставки в словах. Графическое обозначение
приставки.
Правописание
приставок.
Развитие
временных
и
пространственных
представлений.
Развитие
зрительного
и
слухового
внимания.
9
4. Суффикс
5. Морфологический
состав слова
6. Предлоги
7. Слова-предметы
8. Практическое употребление существительных в форме
единственного и множественного числа
9. Практическое
употребление
существительных
разного рода
10. Употребление
существительных в
косвенных падежах
11. Слова-признаки
12. Согласование
прилагательных с
существительными в
роде и числе
13. Согласование
прилагательных с
существительными в
падеже
14. Слова-действия
Образование новых слов при помощи приставок. Работа
с антонимами
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений
различных суффиксов. Обогащение словаря по теме
«Профессии».
Образование
существительных
с
уменьшительно-ласкательным
значением.
Выбор
суффикса
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и
окончании. Формирование навыка разбора слов по
составу. Уточнение значений слов. Работа с
антонимами,
синонимами.
Развитие
неречевых
процессов
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове.
Развитие временно-пространственных представлений.
Выбор того или иного предлога
Б. Развитие навыков словоизменения
Знакомство со словами-предметами. Обозначение
изучаемых слов при помощи схемы.
Обогащение номинативного словаря
Знакомство с понятием числа. Словоизменение.
Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование
навыка
образования
форм
единственного
и
множественного числа имен существительных. Развитие
восприятия
(зрительного,
слухового).
Развитие
внимания (слухового, зрительного)
Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке
вопроса к существительным различного рода, в разборе
слова по составу. Обогащение словаря. Развитие
Логического мышления
Знакомство с падежными формами имен существительных.
Дифференциация
именительного
и
винительного, родительного и винительного падежей.
Формирование навыка словоизменения. Преодоление
аграмматизма в устной речи
В. Развитие навыков согласования слов
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к
предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к
словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих
признаки предметов, со схемой
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению
и согласованию имен прилагательных с именами
существительными в роде и числе. Работа с антонимами,
синонимами
Согласование существительных с прилагательным в
роде. Согласование имен прилагательных с именами
существительными
в
падеже.
Преодоление
аграмматизма в устной речи.
Знакомство с действиями предметов. Обогащение
глагольного
словаря.
Развитие
навыков
словоизменения.
Подбор
действия
к
предмету.
10
2
2
5
2
2
2
5
2
2
5
3
Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с
графической схемой.
15. Согласование глагола Работа по словоизменению. Согласование имен
с существительным в
существительных с глаголами в числе. Обогащение
числе
словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной
речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.
16. Согласование глагола Согласование глагола с существительным в роде.
с существительным в
Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий
роде
с графической схемой. Работа с антонимами,
синонимами.
17. Согласование глагола Знакомство с категорией времени глагола. Развитие
с существительным во
навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение
времени
глагола по временам. Развитие пространственновременных отношений.
18. Имя числительное
Знакомство
с
числительными.
Согласование
числительных с существительными в роде и падеже.
Правописание
числительных.
Работа
по
словоизменению. Устранение аграмматизма в устной
речи.
II. Предложение
19. Предложение
Соотнесение предложений с графическими схемами.
Знакомство со словосочетанием и предложением.
Виды связи в словосочетаниях и предложениях.
Построение сложных предложений различных типов.
Установление в сложных предложениях причинноследственных связей. Дифференциация понятий:
предложение — словосочетание — текст.
4
3
4
3
4
20. Состав предложения
Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к
отдельным словам в предложении. Наблюдение за
изменением смысла предложения в зависимости от
перестановки слов, изменения количества слов.
Преодоление
устногоаграмматизма.
Работа
с
деформированными предложениями.
III. Текст
4
21. Работа над текстом
Установление смысловых связей между предложениями в
составе текста. Знакомство с понятием текст, его
признаками: смысловой целостностью, законченностью.
3
Всего часов: 68
11
Литература:
1.Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов”, Москва, “Просвещение”, 1991 г.
2.Ишимова О.А., Шаховская С.Н.,Алмазова А.А «Логопедическое сопровождение
учащихся начальных классов. Письмо» М. Просвещение 2014 год
3.Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л
“Логопед” № 6, 2009 г.
4.Лалаева Р.И. “Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы”,
Москва, “Просвещение”, 1978 г.
5.Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных
логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005.
Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
6.Садовникова И.Н. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников” – М., Владос, 1995 г.
7.Сукач Л.М. “Дидактический материал для исправления недостатков произношения,
чтения и письма у младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1985 г.
8.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе
учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. – М.: “Когито – Центр”, 1999.
9.Ястребова А.В. “Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов
общеобразовательных учреждений” – М.: АРКТИ, 1999.
Показатели динамики правильного формирования письма:
- развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
- умение различать букву и звук, овладение правильным начертанием письменных
строчных и прописных букв;
-правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением, безошибочное списывание;
- понимание функций небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса;
-различать слова и предложения, предложения и тексты (повествование,
описание);
12
- умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и
предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.
Оценка достижения планируемых результатов коррекционно-педагогической
работы позволяет оценить динамику личных достижений обучающихся с
нарушением письма.
Стандартизированные диагностические методики письма используются на
начальном, промежуточном и заключительном этапах коррекционнопедагогической работы. Проверочные работы с использованием бальной системы
оценивания проводятся в конце каждого раздела тематического раздела
планирования.
Оценивание успешности выполнения заданий и упражнений в конце каждого
занятия проводится в виде наблюдения, самооценки и внешней оценки взрослого
для создания ситуации успеха.
13