Развитие познавательных способностей 3Е класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г.Саяногорска
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Ковалева Е.В.
Протокол № 1
от «31» августа 2023г

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ «СОШ № 6»
_________/Попов Я.В.
Протокол №1
от «31» августа 2023г

Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ №6»
________/О.В. Богданова
Приказ № 225
от «31» августа 2023г
Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.10.13 14:21:01 +07'00'

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Развитие познавательных способностей»
коррекционно – развивающая область
3 Е класс

2023-2024 учебный год

Педагог-психолог
Фролова Анна Николаевна
Первая квалификационная категория

Саяногорск, 2023 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий: «Развитие
познавательных способностей» составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы ООО, а так же с учётом Рабочей программы
воспитания МБОУ СОШ №6.
Программа составлена для работы с детьми ОВЗ ТНР 1 класса на основании методических
рекомендаций Л.С.Выготского, И.А Агапова, М.А.Давыдова и направлена на развитие
познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а так же
формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть
таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность
осуществляться не может. Для детей ОВЗ ТНР важно развитие и формирование
психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана
действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального
манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но,
главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться
произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;
рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности,
анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации.
Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей с
ОВЗ ТНР.
Цель программы: Коррекция, формирование и развитие познавательных способнстей
младших школьников
Задачи программы:
1.Развитие операциональных механизмов образной памяти посредством формирования
приемов запоминания, представляющих собой творческую переработку образной памяти:
эйдетических (оживление, вхождение, трансформация, образное мышление) и
мнемотехнических (ассоциации) приемов запоминания.
2. Развитие операциональных механизмов воображения посредством формирования
приемов создания нового образа воображения: комбинирования, агглютинации,
гиперболизации, вероятностного прогнозирования.
3. Развитие познавательных интересов в форме постановки вопросов путем создания
условий для раскрепощения активности детей в форме вопросов и выработки умений
формулировать вопросы.
4. Создание условий повышения продуктивности зрительного восприятия, образной
памяти, воображения и познавательной активности в форме вопросов: а) активизация
процесса визуализации посредством развития эйдетизма и синестезии; б) регуляция
внимания; в) формирование навыков психической саморегуляции.
Структура занятия:
1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения
мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных
убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются
показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой
деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания,
ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные
процессы.
2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят
определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому
вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на
сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и
подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ,

МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только
способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся
соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить
методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все
задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не
только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения
выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их,
делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться
выразительными средствами русского языка.
6. КОРРЕ ГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты
зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного
комфорта
7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).
В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер,
зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя
речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
или решение нестандартных задач.
8. РЕФЛЕКСИЯ.
Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю по 40 минут.
Формы занятий: 1.групповая 2.рабора в парах 3. индивидуальная 4.ученик у доски
5.рассказ психолога 6.дифференцированная 7.тест 8.самостоятельная.
Методы: ОИ – объяснительно иллюстративный, ЧП – частично поисковый, И –
исследовательский, П – продуктивный.
Содержание программы
Развитие слуховой и словесно – логической памяти. (1 час)
1. Слушая приводимые ниже слова, назвать к каждому подходящее определение, которое
не должно повторяться.
2.После минуты запоминания воспроизвести слова цепочки.
3.Прослушать 2 раза текст. Ответить на вопросы по тексту.
4. Рисунок «Осень золотая», рассказ по своему рисунку: что изображено, какие краски,
хотелось бы тебе самому там побывать?
5.Упражнение на развитие внимания: «тексты с ошибками».
Развитие образного мышления(1 час)
1. «Что изменилось?» Упражнение с картинками
с предметами, цифрами; с цветными полосками.
2. «Кто больше увидит?»
Предложить внимательно рассмотреть картинку и перечислить, что на ней изображено.
3.«Кодирование»
Н М Е Т Р А Л О С
1 2 3 4 5 6 7 8 9
(цифры можно заменить знаками)
Н-р: ~ V > < + I - ☺ ∩
МЕТРО - 2 3 4 5 8 V > < + ☺
МОСТ - 2 8 9 4
V☺∩<
Развитие внимания
1. Производить симметричные или асимметричные движения руками, кистями, пальцами.
Дети должны безошибочно повторить.
2.Альбомный лист, по середине круг диаметром 2-2,5 см. Цвет: зеленый, синий или
желтый. Кто дольше сможет смотреть не отрываясь? Время 1-1,5 мин. Рекомендуется

проводить на каждом уроке вместо физ. минутки. (Можно задать вопрос: - Что видели?)
развивает воображение.
4. Рисунок «Дары осени».
Навыки правильного распределения внимания
1. Прослушать 2 раза текст. Ответить на вопросы по тексту
2. Найди смысл в каждом четверостишье (читаются стихи по 1 строчке из каждого):
3.«Математика
и
русский
одновременно».
Учащимся предлагают решить арифметический пример, а во время решения они слушают
неизвестный
рассказ.
4.«Запрещенное движение» Педагог предлагает детям повторить за ним различные
движения, за исключением запрещенного.
5. Найти в тексте слова с ошибками.
Задание на концентрацию внимания. Тренируем внимание
1. Не водя рукой по рисунку, сосчитайте число параллельных отрезков.
2. Назвать отсутствующие числа в клеточках.
3. Рисование двумя руками.
4.«Корректурная проба»
5. «Зарядка»
6.Упражнение на внимательность. Первые буквы в словах правильные, а остальные
перепутали свой порядок, нужно восстановить слова.
Развитие образного мышления и воображения.
1. Придумать как можно больше самых разных и оригиначьных способов необычного
употребления обычным предметам.
2. Упражнение. Группы соревнуются в том, чтобы больше заметить друг у друга перемен
в их костюмах.
3. Рассмотреть репродукцию картины. Ответить на вопросы.
4.Посмотреть на ряды чисел в течение 5 секунд, затем ответьте на вопросы:
Какое число наибольшее и наименьшее?
Сколько чисел?
Назовите третье число.
Чему равна сумма чисел?
5.Упражнение на развитие речи. Освоение эпистолярного жанра. Уметь излагать свои
мысли в форме письма — занимательное и увлекательное занятие. В письме все должно
быть выражено словом — и интонация, и настроение автора. Заполнение
поздравительных открыток.
6. Детям говорится о том, что сегодня ребята совершат путешествие в необычную страну.
Туда, где живут не простые люди обычного роста, а очень маленькие существа.
У них даже все предметы, которые есть дома, имеют очень маленький размер и поэтому
носят свои названия. Надо придумать названия предметов, которые могли бы иметь
жители той страны.
Развитие зрительной памяти
1. В течение одной минуты посмотреть на следующие слова.
Написать все слова, которые начинаются со следующих букв: С, В, Т.
2. Через указанное время воспроизвести картинки: изображение рожиц, состоящих из
геометрических фигур.
3. Прочитать З раза записанные 8 слов, попытайтесь их запомнить:
Ответить на вопросы:
сколько букв в последнем слове? какие два слова начинались с гласной буквы? назовите 2
слова, заканчивающиеся на «О».
Назовите третье от начала слово. Назовите слова, оканчивающиеся на согласную. В каком
слове встречается буква «Ц»? Было ли среди слов название ягоды?
4. Предлагаются 5-10 репродукций картин. Найти предмет, название которого начинается
с определенной буквы.
5.В течение 5 секунд запомнить расположение кружочков в трех квадратах, а затем
воспроизвести их в пустых квадратах.

6. Упражнение на тренировку зрительной памяти.
Каждый из нижеприведенных вопросов необходимо прочитать по одному разу, затем
закрыть страницу листком бумаги и дать ответ.
1. В каком из слов есть буква «Р»? 2. В каком из слов есть буква «А»? 3.На столе
лежали: книга, ручка, краски, фломастер и тушь. Школьник взял один предмет и вместо
него положил другой. Оказалось, что на столе лежат: книга, ручка, краски, ластик, тушь.
Что взял школьник и что он положил? 4.Мама попросила дочку купить в магазине : мясо,
сыр, масло и мыло. Девочка купила: мясо, сыр, сало и мыло. Что она забыла купить, а что
купила лишнее? (Забыла купить масло, а вместо него купила сало.)
Тренировка слуховой памяти. 1.Прослушать один раз каждый из следующих рядов
слов, а затем произведите их вслух, причем слова первых трех рядов в том же порядке.
2.Прослушать один раз следующие пары (тройки) слов, а затем по слову назовите и
остальные:
3.Внимательно прослушать произнесенные семь слов, обозначающих имена популярных
литературных героев, а затем ответить на вопросы.
4. Слушая приводимые ниже слова, записать к каждому подходящее определение, которое
не должно повторяться.
Восстановить исходные слова с помощью записанных
определений.
6. После минуты запоминания воспроизведите слова цепочки:
7. Прослушать 2 раза текст. Ответить на вопросы.
8. «Тренируем слуховую память»
Учитель читает вслух подборки слов, а учащиеся должны повторить в том же порядке.
9. Рисунок « Я – мультипликатор». Создаем новых героев.
Развитие логического мышления. (5 часов)
Прочитать фразу, обсудить её и сделать вывод.
1.Петя умнее Миши, но Коля умнее Пети. Следовательно, самый умный...(Коля).
2.Если дрова ольховые, они не дают много тепла. Эти дрова дали много тепла.
Следовательно, . . .(они не ольховые).
3.Вова не любит ходить в школу, когда там дают контрольные работы. Сегодня он
вернулся домой в хорошем настроении. Следовательно,... (сегодня не было контрольной
работы).
4.В каждом приведенном ниже предложении имеется четыре слова. В первой части
предложения показано, как должны соотноситься два слова между собой. Во второй части
дано только первое слово. А вот четвертое надо дописать. Оно должно относиться к
третьему слову так, как второе относится к первому.
5.Смысловые группы.
Прочитать слова из одного блока ирешить, в какие смысловые группы их можно
объединить. В каждом блоке можно выделить по 2—4 смысловых группы.
6. Группы соревнуются в том, чтобы больше заметить друг у друга перемен в их
костюмах.
7. Участвуют 2 – 3 команды. Первая команда в течение З- 4 минут рассматривает
репродукцию картины. Затем репродукцию располагают так, чтобы она была хорошо
видна всем, кроме игроков этой команды. Игроки команд 2, 3, 4 задают вопросы игрокам
команды 1 и по существу содержания картины, и о разных малоприметных деталях. За
каждый правильный ответ команде 1 начисляются очки. Затем наступает очередь команды
2, а затем и остальных команд. Каждой команде предлагается репродукция новой
картины. Количество вопросов фиксируется.
Развитие образной памяти и интеллекта (2 часа)
1.«Составь из слогов слова»: Педагог предлагает ребятам несколько блоков, состоящих из
рассыпанных слогов. Надо использовать все слоги по одному разу и составить из них
слова.

2.К приведенным блокам окончаний надо подобрать один общий слог для начала.
3.Упражнение «Садовод – собери слова по теме». Выбирается буква, на которую нужно
написать как можно больше слов на тему— природа, работа, кулинария, одежда,
автомобили,
спорт
и
т.д.
Спустя 3—4 минуты все читают свои ответы и сравнивают, кто оказался победителем —
знает больше предметов на нужную букву.
Развитие речедвигательных навыков. (2 часа)
Для развития у детей речедвигательных навыков хорошо использовать скороговорки,
которыми богат наш русский фольклор. Для начала просим ребенка трижды сказать слово
«дрова, дрова, дрова». Это не вызовет у него больших затруднений. А вот если вставить
между этими тремя словами еще слова «раз, два, три», то сложность скороговорки
значительно возрастет. «Раз дрова, два дрова, три дрова. Чтобы сказать такое без ошибок,
потребуется некоторая тренировка. По мере овладения ребенком простыми
скороговорками, можно разучивать с ним другие — с увеличением распространенности и
по возрастающей сложности. При речевом тренинге нужно обращать внимание на
скорость проговаривания слов, целостность предложения и сохранение смысла
предложения.

Календарно – тематическое планирование 3 класс
Дата проведения

Итого

Кол-во часов

Прак
тика

Тема

Теория

№

0,5

0,5

1

04.09.2023

0,5

0,5

1

11.09.2023

0,5

0,5

1

18.09.2023

1

1

2

6

Диагностика познавательных
способностей
Развитие слуховой и словеснологической памяти
Развитие внимания,
речедвигательных навыков
Развитие образного мышления и
воображения
Развитие зрительной памяти

0,5

0,5

1

25.09.2023
02.10.2023
09.10.2023

7

Развитие слуховой памяти

0,5

0,5

1

16.10.2023

8

Развитие образной памяти и
интеллекта
Развитие зрительной памяти,
речедвигательных навыков
Развитие образного мышления и
воображения
Развитие внимания, Развитие
речедвигательных навыков
Развитие зрительной памяти,
Развитие образной памяти и
интеллекта
Развитие слуховой и словеснологической памяти; Развитие
образного мышления и
воображения
Развитие образного мышления и
воображения, Развитие

0,5

0,5

1

23.10.2023

1

1

2

1

1

2

0,5

0,5

1

13.11.2023
20.11.2023
27.11.2023
04.12.2023
11.12.2023

0,5

0,5

1

18.12.2023

0,5

0,5

1

25.12.2023

0,5

0,5

1

09.01.2024

1

2
3
4-5

9 - 10
11-12
13
14

15

16

План

Факт

17 - 18
19
20

21 -22
23
24

25

26

27

28
29
30-31
32
33
34

речедвигательных навыков
Развитие зрительной памяти
Развитие слуховой памяти
Развитие внимания; Развитие
образного мышления и
воображения
Развитие логического мышления
Развитие зрительной памяти
Развитие слуховой памяти,
Развитие образной памяти и
интеллекта
Развитие слуховой и словеснологической памяти; Развитие
образного мышления и
воображения
Развитие логического мышления,
Развитие речедвигательных
навыков
Развитие образной памяти и
интеллекта Развитие
речедвигательных навыков
Развитие образного мышления и
воображения
Развитие зрительной памяти
Развитие логического мышления
Развитие внимания, Развитие
образной памяти и интеллекта
Развитие слуховой памяти
Развитие логического мышления

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1

16.01.2024
23.01.2024
30.01.2024
06.02.2024

1
0,5
0,5

1
0,5
0,5

2
1
1

13.02.2024
20.02.2024
27.02.2024

0,5

0,5

1

05.03.2024

0,5

0,5

1

12.03.2024

0,5

0,5

1

19.03.2024

0,5

0,5

1

09.04.2024

0,5
1
0,5

0,5
1
0,5

1
2
1

16.04.2024
23.04.2024
30.04.2024

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

14.05.2024
21.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».