МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г.Саяногорска
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Ковалева Е.В.
Протокол № 1
от «31» августа 2023г
Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ «СОШ № 6»
_________/Попов Я.В.
Протокол №1
от «31» августа 2023г
Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ №6»
________/О.В. Богданова
Приказ № 225
от «31» августа 2023г
Подписано цифровой
Богданова Оксана
Богданова Оксана подписью:
Валериевна
Валериевна
Дата: 2023.10.13 14:21:31
+07'00'
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Развитие эмоционально – личностной сферы детей с ТНР»
коррекционно – развивающая область
1Е класс
2023-2024 учебный год
Педагог-психолог
Фролова Анна Николаевна
Первая квалификационная категория
Саяногорск, 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развтитие эмоционально – личностной
сферы» составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы ООО, а так же с учётом Рабочей программы воспитания
МБОУ СОШ №6.
Программа составлена для работы с детьми ОВЗ 1 класса.
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной
зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности
детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение
тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в
особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение
может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям
дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в
состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и
снижение работоспособности. Возникшая в детстве неуверенность в себе, как правило,
становится устойчивым образование. На начальном этапе обучения у детей часто
встречаются волнение, досада, напряженность. Эти состояния отражают те области
развития психической сферы ребенка (личностную, познавательную, деятельностную),
которые наиболее подвержены изменениям в соответствующем возрастном периоде.
Задачи программы:
Снизить уровень тревожности.
Повысить уверенность в себе.
Преодоление страхов ребенком.
Снятие психомышечного напряжения.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем
мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
2. Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на
эмоциях, чувствах и переживаниях.
3. Функциональная
музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению
эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
4. Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности.
Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
5. Телесная
терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
6. Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики,
снижение тревожности.
Использованные методики:
«Росточек под солнцем», «Что я люблю?», «Волшебное имя», «Превращения»,
«Похвалилки», «На что похоже моё настроение?», «Расскажи свой страх», «Водопад», «За
что меня любит мама», «Продумай заранее», «Конкурс боюсек», «Волшебные зеркала»,
«Волшебное путешествие», «Скульптура», «Моя жемчужина», «Неопределённые
фигуры», «Веселый страх», «Помоги Аху»
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.
Форма работы – индивидуальная, групповая.
Содержание программы
№
Тема
Содержание
1
2
Диагностика тревожности
Что такое чувства?
3-4
Что такое радость, что
такое грусть
5-6
7-8
Я такой разный
Мешок со страхами
9-10
Росточек под солнцем
11-12
Что я люблю?
13-14
Вот если бы все было не
так.
15-16
Рисуем настроение
17-18
Превращения
19-20
Моё настроение
21-22
Волшебное путешествие.
23-24
Хозяин своего поведения
25-26
Веселый страх
27-28
Я и Другой, не похожий на
меня
29-30
Другой – не значит плохой
Тест Люшера
Дыхательное упражнение с выдыханием звука;
Называем чувства, какое настроение вызывают чувства,
рисуем настроение
снятие мышечного и эмоционального напряжения у
ребенка и поднятие его самооценки, веры в свою
уникальность.
Автопортрет, повышение уверенности в своих силах
Упражнения: «Мои желания», «Я умею» снятие тревоги,
беспокойства
Кинезиологическое упражнение: «Колечко»;
«Волшебное путешествие»;
Упражнение по развитию памяти «Стихотворение».
Кинезиологическое упражнение: «Кулак-ребро-ладонь»;
«Звездный день»;
Упражнение на развитие моторно – слуховой памяти
«Повтори за мной».
Кинезиологическое упражнение: «Змейка»;
«Давайте представим»;
Упражнение на развитие зрительной памяти «Запомни
порядок!»
Кинезиологическое упражнение: «Лезгинка»;
«Морское путешествие»;
Кинезиологическое упражнение: «Ухо-нос»;
«Какой Я»;
Упражнение на развитие наблюдательности, восприятия и
памяти «Художник».
Кинезиологическое упражнение: «Кулак-ребро-ладонь»;
Дыхательное упражнение с выдыханием звука;
«Веселые человечки»;
Упражнение на развитие наблюдательности и памяти
«Разведчики».
Кинезиологическое упражнение: «Замок»;
«Узнай себя»;
Упражнение на развитие на развитие концентрации и
удерживании его длительное время на одном предмете
«Послушаем!».
Глазодвигательное упражнение;
Упражнение «Журчание воды»;
Упражнение на стимулирование внимания, обучения
быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы
«Будь внимателен!».
Дыхательное упражнение с выдыханием звука;
«Отдых на море»;
Упражнение на развитие активного внимания «Слушай
звуки!»
Повышение самооценки, формирование коммуникативных
навыков, коррекция внимания, развитие пространственных
представлений
Когнитивное упражнение «Перекрестное марширование»;
Упражнение «Рыбки»;
31-32
33
34
№
Упражнение на развитие внимания, связанного с
координацией слухового и двигательного анализаторов
«Четыре стихии».
Мы разные, - и это здорово! Глазодвигательные упражнения;
«Прогулка по сказочному лесу»;
Упражнение на развитие речи и мышления «Пословицы».
Я – особенный
Кинезиологическое упражнение: «Колечко»;
Игра «Сенсорная тропинка».
Упражнения:стоп-упражнение, «Солнечный зайчик»,
«Танец рыбок».
Упражнение «Полет к звездам»
Диагностика тревожности:
Тест Люшера
Автопотртет
Календарно-тематическое планирование
Тема
теория
1
2
3-4
Диагностика тревожности
Кол-во часов
практика итого
1
5-6
Что такое чувства?
Что такое радость, что
такое грусть
Я такой разный
1
1
1
1
1
2
7-8
Мешок со страхами
1
1
2
9-10
11-12
13-14
1
0,5
1
1
1
2
15-16
Росточек под солнцем
Что я люблю?
0,5
Вот если бы все было не 1
так.
Рисуем настроение
0,5
1,5
2
17-18
Превращения
1
1
2
19-20
Моё настроение
1
1
2
21-22
Волшебное путешествие.
1
1
2
23-24
Хозяин своего поведения
1
1
2
25-26
Веселый страх
0,5
1,5
2
27-28
Я и Другой, не похожий
на меня
Другой – не значит
плохой
Мы разные, - и это
здорово!
Я – особенный
Диагностика
тревожности:
Автопотртет
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
29-30
31-32
33
34
1
1
2
План
Дата проведения
Факт
5.09.2023
12.09.2023
19.09.2023
26.09.2023
03.10.2023
10.10.2023
17.10.2023
24.10.2023
07.11.2023
14.11.2023
21.11.2023
28.11.2023
05.12.2023
12.12.2023
19.12.2023
26.12.2023
10.01. 2024
17.01. 2024
24.01.2024
31.01. 2024
07.02. 2024
14.02. 2024
21.02. 2024
28.02. 2024
06.03. 2024
13.03. 2024
20.03. 2024
03.04. 2024
10.04.2024
17.04.2024
24.04.2024
15.05.2024
22.05.2024