Функциональная грамотность 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №6
Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/Сабитова С.И./
ФИО
Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.

Согласовано:
зам. директора по УВР
МБОУ СОШ № 6
_________/ Козарез О.Ю./
ФИО
от «31» августа 2023 г.

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/ Богданова О.В./
Приказ № 225
от «31» августа 2023 г.
цифровой подписью:
Богданова Оксана Подписано
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.26 09:15:46 +07'00'
Валериевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по функциональной грамотности
для 8 класса

Составитель: Потылицына Н.А.,
учитель математики

Саяногорск 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а
также с учетом рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ№ 6.
Актуальность.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в
конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой
сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее
образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for
International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и
умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую,
естественнонаучную и финансовую.
Проблема
развития
функциональной
грамотности
обучающихся
в
России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и
для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет
их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные
максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной
деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим
объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на
уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами
участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности
15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории
молодых людей и их благосостояния.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на
высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
2

Целеполагание.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 8
классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
•
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
•
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая
грамотность);
•
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
•
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов
в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки
и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
•
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
8
Грамотность
класс
Чит
Математи
Естественно-научная
Фин
ательская
ческая
ансовая
Уро
оце
интерпре
интерпретирует и
оце
вень
нивает
тирует и
оценивает личные, местные,
нивает
оценки
форму и
оценивает
национальные, глобальные
финансовы
(рефлексии
содержани
математические
естественнонауч ные
е
) в рамках
е текста в
данные в
проблемы в различном
проблемы
предметног
рамках
контексте лично
контексте в рамках
в
о
предметно
значимой
предметного содержания
различном
содержани
го
ситуации
контексте
я
содержани
я
Личностные
Читательская

Грамотность
Математическая

8
клас
с
Оценивает
Объясняет гражданскую
содержание
позицию в конкретных
прочитанного с
ситуациях общественной
позиции норм морали жизни
на
основе
и общечеловеческих математических знаний с

Естественнонаучная
Объясняет
гражданскую
позицию
конкретных
ситуациях

Финансовая

Оценивает
финансовые действия
вв
конкретных
ситуациях с позиции
норм
морали
и
3

ценностей;
формулирует
собственную
позицию

позиции норм морали и общественной
общечеловеческих
общечеловеческих
жизни на основе ценностей
ценностей
естественнонаучных
знаний с позиции
норм
морали
и
общечеловеческих
ценностей
Характеристика образовательного процесса
Программа реализуется через внеурочную деятельность и включает 4 модуля
(читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы 8 класса описывает содержание
модуля из расчета одного часа в неделю.
Количество часов на один год обучения в 8 классе – 34 ч., т.е по 1 часу в неделю:
15 часов на модуль «читательская грамотность»,
4 часов на модуль «математическая грамотность»,
5 часов на модуль «финансовая грамотность»;
8 часов на модуль «естественнонаучная грамотность»;
2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед
ними проблемы в рамках предметного содержания.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование,
игра, викторина, квест, квиз, проект.

4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Всего Теория Практика Формы деятельности
часов:
Модуль «Основы читательской грамотности»

№

-3
-5
-7

Тема занятия

Читательская грамотность. Зачем она нужна?
1
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые
2
знания. Электронный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные
4
ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности
6
содержащейся в тексте информации?
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).
8

10
1,5
0

Беседа, конкурс.
Беседа, круглый стол.

1,5
0

Квест, круглый стол

2

20

Квест, круглый стол.

0,52

1,5

2

1,5
0

Квест, круглый стол.

1
2
0,5
2
0,5

Деловая игра.

-9
1

Составление плана на основе исходного текста.

0,5

0-11
1

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

2

20

Деловая игра.

1

Работа со смешанным текстом

2

20

Тестирование.

2-13
4-15
Модуль «Основы математической грамотности»
1

Креативное мышление. Введение

1

0

1

Создаем рисунки. Ситуация «Рисунок к математическому выражению»

1

0

1

0

1 Викторина, круглый
стол, дискуссии

1

0

1 Тестирование

6

1 Беседы, диалоги,
дискуссии
1 Круглый стол, игра.

7
8

Решение естественнонаучных проблем. Ситуация «Вопросы почемучки»,
1
«Трудный предмет»
1

Решение социальных проблем

9
5

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
2

Финансовая грамотность - залог успешности современного человека

1

0

1

2

Финансовая грамотность. Ситуация «Две семьи»

1

0

1

2

Финансовая грамотность. Ситуация «Акция в магазине»

1

0

1

0

Беседы, диалоги,
дискуссии
Круглый стол, игра.

1

0

Викторина, круглый
стол, дискуссии
0,5 Тестирование

0

0,5 Проект, игра.

0

0,5 Практикум.

0

1

Беседа. Исследование.
Урок-практикум

2
3
4

Финансовая грамотность. Ситуация «Выгодный обмен», «Фальшивые
2
1
деньги»
0,5
Финансовая грамотность. Ситуации «Новые джинсы», «Траты Димы»,
2
1
«Конкурс эрудитов», «Валюта"
0,5
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
2

Что такое «глобальные компетенции»?

2

Решение ситуаций. Ситуация «Добываем марганец в Зедландии»

1
0,5
1

2

Решение ситуаций. Ситуация «Забота о животных"

1

0

1

2

Решение ситуаций. Ситуация «Чистая вода»

1

0

1

5
6
7
8
2

Решение ситуаций. Ситуация «Государство «Мусорные острова»

1

0

1

3

Решение ситуаций. Ситуация «Образование в мире: право и бизнес»

1

0

1

3

Занятие -презентация своих заданий

2

0

2

3

Итоговое занятие

2

0

2

Урок-исследование.
Урок-практикум.

9
0
1-32
3-34
Итого
4

3
0,5

Обсуждение. Урок
практикум
Беседа. Демонстрация
моделей. Презентация
Беседа. Демонстрация
моделей. Презентация

30,5
3
3
,
5
6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

.

Дата
Дата по
№
Тема урока
по
плану
факту
Модуль «Основы читательской грамотности» (15 час)
Читательская
1
грамотность. Зачем она нужна?
07.09.23
Формирование
2
читательских умений с опорой на текст и вне 14.09.23
текстовые знания. Электронный текст как источник информации.
Формирование
3
читательских умений с опорой на текст и вне21.09.23
текстовые знания. Электронный текст как источник информации.
Сопоставление
4
содержания текстов научного стиля.
28.09.23
Образовательные ситуации в текстах.
Сопоставление
5
содержания текстов научного стиля.
05.10.23
Образовательные ситуации в текстах.
Работа
6
с текстом: как критически оценивать степень достоверности 15.10.23
содержащейся в тексте информации?
Работа
7
с текстом: как критически оценивать степень достоверности 19.10.23
содержащейся в тексте информации?
Типы
8 текстов: текст-аргументация (комментарий, научное
26.10.23
обоснование).
Типы
9 текстов: текст-аргументация (комментарий, научное
09.11.23
обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
16.11.23
Составление плана на основе исходного текста.
23.11.23
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)
30.11.23
задачи
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)
07.12.23
задачи
Работа со смешанным текстом
14.12.23
Работа со смешанным текстом
21.12.23
Креативное мышление. Введение
28.12.23
Создаем рисунки. Ситуация «Рисунок к математическому
11.01.24
выражению»
Решение естественнонаучных проблем. Ситуация «Вопросы
18.01.24
почемучки», «Трудный предмет»
Решение социальных проблем
25.01.24
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5 часов)
Финансовая грамотность - залог успешности современного
01.02.24
человека
Финансовая грамотность. Ситуация «Две семьи»
08.02.24
Финансовая грамотность. Ситуация «Акция в магазине»
15.02.24
Финансовая грамотность. Ситуация «Выгодный обмен»,
22.02.24
«Фальшивые деньги»
Финансовая грамотность. Ситуации «Новые джинсы», «Траты
29.02.24
Димы», «Конкурс эрудитов», «Валюта"
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (10 часов)
Что такое «глобальные компетенции»?
07.03.24
Что такое «глобальные компетенции»?
14.03.24
Решение ситуаций. Ситуация «Добываем марганец в Зедландии»
21.03.24
Решение ситуаций. Ситуация «Забота о животных"
04.04.24
7

Решение ситуаций. Ситуация «Чистая вода»
Решение ситуаций. Ситуация «Государство «Мусорные острова»
Решение ситуаций. Ситуация «Образование в мире: право и
бизнес»
Занятие -презентация своих заданий
Занятие -презентация своих заданий
Итоговое занятие
Итого-34 часа

11.04.24
18.04.24
25.04.24
02.05.24
16.05.24
23.05.24

8

Список литературы
для учителя:
1.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—8 классы: материалы для учащихся.
— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
2.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—8 классы:учебная
программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
3.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—8
классы:методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТАПРЕСС,2016.
4.Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—8
классы:контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
для обучающихся:
1.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся.
— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Интернет-ресурсы:
1.Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2.Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
3.Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabota-i-zarplata;
4.Портал
«Профориентир».
«Мир
профессий»
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5.Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
6.Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
7.Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/201302-10-10585
8.http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
9.http://www.banki.ru/products/deposits/
10.http://www.sravni.ru/vklady/

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».