МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/_____________/
ФИО
Протокол №__1__
от «_31_» августа 2023г.
Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
_________/______________/
ФИО
от «_31_» августа 2023г.
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/О.В. Богданова
Приказ № __225__
от «_31_» августа 2023г.
Богданова Оксана
Валериевна
Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.26 09:16:11 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Экология и здоровье человека»
9 класс
Программу составил(а):
Лышко Юлия Витальевна
(ФИО учителя)
ВКК
Саяногорск, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы ООО, а также с учетом
Рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ № 6.
Программа внеурочной деятельности предусматривает 34 учебных часа (1 час в
неделю).
Цель курса: в процессе изучения ближайшего окружения способствовать
формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в
природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности
человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладения знаниями о
здоровье.
Задачи курса:
1. освоение обучающимися способов, методов оценки экологического состояния
окружающей среды и ее отдельных компонентов;
2. раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
3. овладение
умениями
наблюдать
и
оценивать
состояние
здоровья,
наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями
и опытами, истолковывая данные и формулируя гипотезы и рабочие
определения;
4. формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы; воспитание
коллективизма
и
одновременно
осознание
неповторимости
каждого
человеческого существа, восхищения духовными и физическими качествами
человеческой личности, стремления к духовному и физическому совершенству;
5. эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к
нему, как значимому условию своего собственного развития, условию
существования всего многообразия жизни и культуры на планете;
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности
и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России,
субъективная значимость использования русского языка и языков народов России,
осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, происхождения, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального
российского
общества.
Осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности,
веры
и
религии
в
жизни
человека,
семьи
и
общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
4.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и
которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское
участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации
деятельности,
рефлексии
изменений,
способов
взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать
художественные
произведения, отражающие
разные
этнокультурные
традиции;
9.
Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные
межпредметные
познавательные,
понятия
результаты
и
включают
универсальные
учебные
освоенные
обучающимися
деиствия
(регулятивные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий,
таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. В основной школе биологии будет продолжена работа по
формированию и развитию основ читательской компетенции.
При изучении биологии обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в
том числе:
• систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде
таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм,
опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения биологии обучающиеся
приобретут
опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче
средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они
получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
Формы подведения итогов и контроля: анкетирование в начале изучения курса и
в конце (методика измерения), выступления на семинарах и конференции.
№
1
2
3
4
5
Тематическое планирование
Раздел, тема
Количество часов
теория
практика
Введение
2
Здоровье и наследственность
5
Среда жизнедеятельности человека
3
3
Природная среда теряет свои экологические свойства
10
Здоровый образ жизни
7
4
Итого:
27
7
Содержание
Введение (2 часа).
Вводное занятие «Здоровье и факторы риска болезни».
Анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика
измерения».
Здоровье и наследственность (5 часов).
«Место человека в системе животных».
Семинары:
«Стресс – наследственная реакция адаптации»;
«Носители наследственности»;
Наследственные болезни»;
Диагностика и лечение, предупреждение наследственных болезней»
Среда жизнедеятельности человека (6 часов)
«Природная среда – источник инфекционных заболеваний».
Семинары:
«Космос и здоровье»;
«Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. Погода и
самочувствие»;
«Поселение как среда жизни. Среда жилого поселения».
Практические работы:
Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь»;
Ознакомление и фитонцидными растениями и выявление возможности их
использования в интерьере».
Природная среда теряет свои экологические свойства (10 часов).
семинары:
«Загрязнение атмосферы и гидросферы»;
«Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений»;
«Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье»;
«Влияние шумов на здоровье»;
«Очистка воды из природных источников».
Здоровый образ жизни (11 часов).
«СПИД – коварная болезнь».
Семинары:
«Культура питания»;
«Алкоголизм – болезнь химической зависимости»;
«Табакокурение»;
«Наркотики, зависимость и последствия»;
«Как сказать наркотикам: «Нет!».
Практические занятия:
«Определение
обеспеченности
организма
человека
витаминами
и
микроэлементами»;
«Изучение устойчивости витамина С»;
Конференция «Всемирный день здоровья».
Заключительное занятие. Повторное анкетирование «Отношение к здоровью и к
здоровому образу жизни: методика измерения».
Календарно-тематическое планирование
Номер
занятия
1-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24
25
26
27-28
29
30
31
32
Тема занятия
Введение (2 час)
Здоровье и факторы риска болезни
Здоровье и наследственность (5 часов)
Место человека в системе животных
Стресс – наследственная реакция адаптации
Носители наследственности
Наследственные болезни
Диагностика, лечение и предупреждение наследственных болезней
Среда жизнедеятельности человека (6 часов)
Природная среда – источник инфекционных заболеваний
Космос и здоровье
«Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов
Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения
Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь
Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление
возможности их использования в интерьере
Природная среда теряет свои свойства (10 часов)
Загрязнение атмосферы и гидросферы
Опасность химического отравления. Организм защищается от
загрязнений.
Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье.
Влияние шумов на здоровье
Очистка воды из природных источников
Здоровый образ жизни (11 часов)
СПИД – коварная болезнь
Культура питания
Алкоголизм – болезнь химической зависимости
Табакокурение
Наркотики, зависимость и последствия
Как сказать наркотикам: «Нет!»
Определение обеспеченности организма человека витаминами и
микроэлементами
Изучение устойчивости витамина С
Дата
33
Всемирный день здоровья
34
Заключительное занятие.
Итого: 34 часа
Список литературы
1. Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 класс / Сост.
Поддубная Л.Б., учитель высшей категории. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии:
Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый
мир», 2000.
3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учебник для 9-11-х классов
общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2000.
4. Шилов И.А. Экология: Учебник для биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа,
2000.
5. Билич Г. Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 1. Анатомия / Г.Л. Билич, В.А.
Крыжановский. – 3-е стер. изд. – М.: ОНИКС, 2005.