Функциональная грамотность 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №6

Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/Сабитова С.И./
ФИО

Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.

Согласовано:
зам. директора по УВР
МБОУ СОШ № 6
_________/ Козарез О.Ю./

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/ Богданова О.В./
Приказ № 225
от «31» августа 2023 г.

ФИО

от «31» августа 2023 г.

Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.26 09:15:21 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по функциональной грамотности
для 6 класса

Составитель: Потылицына Н.А.,
учитель математики, 1КК

Саяногорск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а
также с учетом рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ№ 6.
Актуальность программы.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих
знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать
компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком
контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности,
интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой
деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: ≪Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее
образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого
диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений?≫, является исследование PISA (Programme for International Student Assessment),
инициированное Организацией экономического сотрудничества и развития в консорциуме с
ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.
Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. Первоначально в данном
исследовании PISA оценивалось четыре вида грамотности: читательская,
математическая, естественнонаучная и финансовая. В дальнейшем добавляется оценка
креативности мышления, глобальные компетенции и совместное решение проблем.
Следовательно, исследование развивается.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 ≪О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года≫. Согласно Указу, ≪...в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования≫. Поскольку функциональная грамотность
понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное
функционирование человека в современном обществе, её развитие у школьников необходимо не
только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского
общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные
максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной
деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим
объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.
Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности для становления
личности определила основную цель программы.
Цель.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6
классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:
Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и

инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять
роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные
особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать
осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на
материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные результаты
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
Финансовая

6-й класс
Применяет извлеченную из текста информацию для решения различного
рода проблем
применяет математические знания для решения разного рода проблем
объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе
имеющихся научных знаний
применяет финансовые знания для решения разного рода проблем.

Личностные результаты
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
Финансовая

6 класс
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по
отношению к прочитанному
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина
страны

Содержание курса «Функциональная грамотность»
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о
деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда
берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это
зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно
учиться? Личные деньги. Сколько стоит "свое дело"?
Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на построение
и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.

Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов: текст-повествование
(рассказ, отчёт, репортаж). Работа с несплошным текстом: таблицы
и карты.
Естественнонаучная грамотность:
Строение вещества
Тело и вещества. Агрегатные состояния.
Тепловые явления
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для
измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
Живая природа
Царства живой природы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1

2

3
4
5
6
7
8

№
1
2

3

4
5
6

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Тема занятия
Всего Теор Прак
ия
тика
часов
Удивительные факты и истории о деньгах.
1
1
1
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
1
1
1
Заработная плата. Почему у всех она разная?
От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная
1
1
1
плата, проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
2
1
2
Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться?
Личные деньги
Сколько стоит "свое дело"?

1

1

1

1
1

1
1

0
1

Обобщение и
материала.
ИТОГО

1

1

1

закрепление

пройденного

Формы
деятельности
Беседы, диалоги,
дискуссии.
Круглый
игра.

стол,

Круглый стол,
игра, квест.
Беседы, диалоги,
дискуссии.
Викторина, квест,
квиз
Проект, игра.
Беседы, диалоги,
дискуссии
Круглый
стол,
игра, квест.

8
8
8
Модуль «Основы математической грамотности»
Тема занятия
Всего Теор Прак
Формы деятельности
ия
тика
часов
Числа и единицы измерения: время,
1
0
1
Игра,
обсуждение,
деньги, масса, температура, расстояние.
практикум.
Вычисление величины, применение
1
1
1
Исследовательская
пропорций прямо пропорциональных
работа, урок практикум.
отношений для решения проблем.
Текстовые
задачи,
решаемые
2
1
1
Обсуждение,
урокарифметическим
способом:
части,
практикум,
проценты, пропорция, движение, работа.
соревнование.
Инварианты: задачи на четность
1
0
1
Урок-игра,
урок(чередование, разбиение на пары).
исследование.
Логические
задачи,
решаемые
с
2
0
2
Урок-игра, индивидуальпомощью таблиц.
ная работа в парах.
Графы и их применение в решении
1
0
1
Обсуждение,
урокзадач.
практикум.

7

8

Геометрические задачи на построение и
1
1
1
Беседа,
на
изучение
свойств
фигур:
исследование,
геометрические фигуры на клетчатой
моделирование.
бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности,
1
1
1
Обсуждение,
комбинаторики: таблицы, диаграммы,
практикум,
вычисление вероятности.
проект, игра.
Итого
10
4
9
Модуль «Основы читательской грамотности»
Всего Теор
ия
часов
в
1
1

№

Тема занятия

1

Определение основной темы и идеи
эпическом произведении
Древнерусская летопись как источник
информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,
отчет, репортаж)
Типы
задач
на
грамотность.
Интерпретационные задачи.
Работа с не сплошным текстом: таблицы и
карты.

2
3

4
5
6
7

Прак
тика
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

0

2

урок-

урок-

Формы
деятельности
Беседа, конкурс.
Круглый
стол.
Ролевая игра.
Работа в парах,
игра в формате
КВН.
Квест,
круглый
стол.
Круглый
стол,
дискуссия.
Квест, игра «Что?
Где? Когда?».
Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями.

Итого
9
6
9
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№

1
2
3

4

5

6
7
8

Всего Теор Прак
ия
тика
часов
Строение вещества
Тело и вещество. Агрегатные состояния
1
0
1
вещества.
Масса. Измерение массы тел.
1
0
1
Строение вещества. Атомы и молекулы.
1
1
1
Модели атома.
Тепловые явления
Тепловые
явления.
Тепловое
1
1
1
расширение тел. Использование явления
теплового расширения для измерения
температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и
1
1
1
конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель
1
1
0
Вселенной.
Модель солнечной системы.
1
1
0
Живая природа
Царства живой природы
1
1
0
Итого
8
6
5
Тема занятия

Формы деятельности
Наблюдения
Лабораторная работа
Моделирование
Презентация. Учебный
эксперимент.
Наблюдение
физических явлений.
Проектная работа
Обсуждение.
Исследование.
Проектная работа
Квест

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

1.Модуль: «Основы финансовой грамотности» (8 час)
1.
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и
современность.
2.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата.
Почему у всех она разная? От чего это зависит?
3
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты,
прибыль, дивиденты.
4
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
5
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно
учиться?
6
Личные деньги
7
Сколько стоит "свое дело"?
8
Обобщение и закрепление пройденного материала.
2. Модуль: «Основы математической грамотности» (10 часов)
9.
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние.
10.
Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем.
11.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа.
12.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа.
13.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на
пары).
14.
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
15.
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
16.
Графы и их применение в решении задач.
17.
Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
18.
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности.
3. Модуль: «Основы читательской грамотности» (8 часов)
19.
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
20.
Древнерусская летопись как источник
информации о реалиях времени.
21.
Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных текстах.
22.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
23.
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
24.
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
25.
Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты
26.
Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты
4. Модуль: «Основы естественнонаучной грамотности» (8 часов)
Строение вещества
27.
Тело и вещество. Агрегатные состояния
вещества.

Дата по
плану
06.09.23

13.09.23
20.09.23
27.09.23
04.10.23
11.10.23
18.10.23
25.10.23
08.11.23
15.11.23
22.11.23
29.11.23
06.12.23
13.12.23
20.12.23
27.12.23
10.01.24

17.01.24

24.01.24
31.01.24
07.02.24
14.02.24
21.02.24
28.02.24
06.03.24
13.03.24

20.03.24

Дата по
факту

Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома.
Тепловые явления
30.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование
явления теплового расширения для измерения температуры.
31.
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
32.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
33.
Модель солнечной системы.
Живая природа
34.
Царства живой природы
Итого-34 часа; Практические работы- 7
28.
29.

03.04.24
10.04.24

17.04.24
24.04.24

08.05.24
15.05.24
22.05.24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».