Учимся писать и говорить правильно 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Саяногорск
«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель ШМО

Заместитель директора школы

Директор МБОУ СОШ №6

_______ /Куриленок И.А./

по УВР МБОУ СОШ №6

________ / Богданова О.В./

Протокол № 1

________/Козарез О.Ю./

Приказ №

от «31» августа 2023 г.

«31» августа 2023 г.

от «31» августа 2023 г.

Богданова
Оксана
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Богданова
Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.26
09:14:52 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по русскому языку в 9 Д классе
«Учимся писать и говорить правильно»
на 2023-2024 учебный год

Программу составила:
Балашова Татьяна Михайловна
1 квалификационная категория

Саяногорск, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, а также с учетом рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ№ 6.
Данный курс относится к внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной
программы.

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения,
подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной
форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного
чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Предметные результаты:
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),
приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными
видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности
к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых
средств;
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный
текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,

соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ,
отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный
выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
Общая характеристика учебного курса
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся
9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой
экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к
ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует
стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный
курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой
аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать
результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной
и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику,
вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального
сознания
вообще.
Подлинная
рациональность,
включающая
способность
аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития
эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое
личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
На программу изучения курса внеурочной деятельности в 9 классе выделяется 1
час в неделю. Всего отводится 34 часа.
Содержание программы
Раздел 1 Сжатое изложение
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту
публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое
изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая
проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются
следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой
в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой
передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде
всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную
информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или
искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух
так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую

позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся
составной частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым
ответом (2-14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми
содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его
культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень
языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют
практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют
необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Раздел 3 Сочинение
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1,
15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют
коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное
высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое
внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя
прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в
дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Характеристика основных видов
деятельности
учащихся (на уровне учебных действий)
Раздел 1 Сжатое изложение (4 часа, из Изучение
инструкции
по
выполнению
них 1 час - практическая работа)
экзаменационной
Практическая работа. Отработка работы по русскому языку. Знакомство с
навыков написания сжатого изложения критериями
оценки выполнения заданий. Работа с
(1 час)
бланками
ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ.
Работа с текстом, границы микротем исходного
текста, определение темы, идеи, ключевых
(опорных) слов. Знакомство со структурными
особенностями сжатого изложения. Знакомство
и
отработка основных приёмов компрессии
исходного
текста.
Создание
собственного
текста
изложения,
оценивание работы.
Работа с тестом, заполнение бланков/
Раздел 2 Задания с кратким
открытым ответом7 часов, из них 1
час - практическая работа)
Практическая работа. Отработка
навыков работы с тестами. (1 час)
Раздел 3 Сочинение (6 часов, из них 1
Знакомство с алгоритмом написания сочинения
час - практическая работа)
на лингвистическую тему. Знакомство с
критериями
Практическая работа. Отработка
оценки
выполнения
заданий.
Подбор
навыков написания сочиненияаргументов в
рассуждения. (1 час)
сочинении
на
лингвистическую
тему.
Написание
сочинения на лингвистическую тему.

Практическое
занятие.
Знакомство
с
алгоритмом
написания сочинения-рассуждения по тексту.
Знакомство с критериями оценки выполнения
заданий.
Подбор аргументов в сочинении-рассуждении
по тексту.
Написание сочинения-рассуждения по тексту.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Подготовка к ОГЭ по
русскому языку»
№ Содержание учебного материала
Количест Дата
Дата
во часов
план
факт
Раздел 1 Сжатое изложение
8
1
Знакомство с тестом в формате ОГЭ. Комментарий заданий
2
2
Структура задания 1. Способы сжатия текста
2
3
Способы сжатия текста
2
4
Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого 2
изложения
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом
14
5
Тестовые задания. Фонетика и графика.
2
6
Лексика и фразеология.
2
7
Орфография.
2
8
Синтаксис и пунктуация.
2
9
Синтаксис и пунктуация.
2
10 Синтаксис и пунктуация.
2
11 Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами.
2
Раздел 3 Сочинение
12
12 Задание 15. Структура сочинения-рассуждения.
2
13 Строим тезис.
2
2
14 Приводим аргументы.
15 Пишем заключение.
2
16 Практическая работа. Отработка навыков написания
2
сочинения-рассуждения.
17 Работа с вариантом ОГЭ.
2
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса»
Рекомендуемая литература для учителя
1.ОГЭ 2019. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ под
редакцией И.П. Цыбулько - М.: Национальное образование, 2018
2. ОГЭ 2018. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ И.П.
Цыбулько, Е.Н. Зверева. – М.: Эксмо, 2017.
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по
новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.:
"Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс
(по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная
итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1968

Литература для учащихся
Егораева Г.Т. ЕГЭ. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).
Типовые тестовые задания/ М. «Экзамен», 2009, 2010.
С.И.Львова «Уроки словесности», «Дрофа», 1996.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М.
Просвещение. 2001


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».