Проектная деятельность (микробиология) 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/Лышко Ю.В./
ФИО

Протокол №1
от «31» августа 2023г.

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
_________/Козарез О.Ю./
ФИО

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/О.В. Богданова
Приказ № 225
от «31» августа 2023г.

Богданова
Оксана
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Богданова
Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.26
09:10:40 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ннеурочной деятельности
«Микробиология. Проектная деятельность»
8 класс

Программу составил(а):
Кульбистеева Екатерина Валериевна
(ФИО учителя)

Саяногорск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы ООО, а также с учетом Рабочей
программы воспитания ООО МБОУ СОШ №6.
В современном курсе школьной биологии для изучения микроорганизмов-бактерий,
низших грибов, простейших животных, одноклеточных растений отводится незначительное
количество учебных часов. А между тем, именно информация о представителях микромира и
элементарные способы наблюдения за ними вызывают у учащихся настоящий интерес. С
другой стороны, в настоящее время в производственной сфере возрастает потребность в
специалистах-микробиологах

(лабораторная

диагностика

инфекций,

разработка

и

производство вакцин, сывороток, антибиотиков, в лабораториях и на предприятиях пищевой,
химической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в сельском
хозяйстве и т. д.). Развивая интерес школьников к микробиологии на дополнительных занятиях,
можно показать учащимся новые пути приобретения профессиональных знаний и тем самым
способствовать более осмысленному подходу к выбору будущей профессии.
Программа курса охватывает основные разделы общей микробиологии и знакомит
учащихся с разнообразием мира микроорганизмов, их систематикой, обменом веществ,
особенностями физиологии, ролью в важнейших природных процессах и значением в жизни
человека. Большое внимание в курсе уделяется прокариотическим организмам. Дается
характеристика строения их клеток, физиологические особенности.
Достаточное внимание уделено представлениям о роли бактерий в эволюции живого и
их месте в истории формирования биосферы, участию в важнейших круговоротах химических
элементов. В рамках курса рассматриваются взаимодействия между микроорганизмами,
некоторые примеры симбиоза. Дается краткая характеристика некоторых патогенных
микроорганизмов. Рассматриваются примеры использования микроорганизмов человеком в
промышленности, в сельском хозяйстве, в медицине.
Важной частью курса является изучение этапов развития микробиологии как науки.
Кроме теоретических занятий, программой предусмотрено проведение значительного
количества лабораторных работ с непатогенными микроорганизмами. Практические работы
проводятся в соответствии с инструкциями (см. приложение), включающими в себя
практическую часть и правила техники безопасности.
Новизной программы является то, что наряду с традиционными формами обучения, в
программе предусмотрено сотрудничество с микробиологической лабораторией УГСХА, что
позволит учащимся реально познакомиться с научной лабораторией, с реализацией на практике
разработок ученых-микробиологов.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 7 и 8 классов средних школ.
Программа предусматривает использование базовых знаний учащихся по биологии, химии,
географии и их углубление за счет самостоятельного поиска учащимися информации для
решения проблемных задач.
Занятия носят практико-ориентированный, межпредметный, ориентационный
характер, что обеспечивает учащимся большие возможности для саморазвития и
профессиональной ориентации в будущем.
Программа рассчитана на 34 учебных часа с периодичностью 1 час в неделю. Для
выполнения лабораторных работ кабинет биологии имеет достаточное количество
лабораторного оборудования. В качестве УМК используются подробные инструкции к
лабораторным работам, рабочая тетрадь обучающегося, учебники, словари, энциклопедии,
Интернет-ресурсы.
Программа внеурочной деятельности «Микробиология. Проектная деятельность»
предназначен тем, кого интересует невидимый живой мир вокруг нас, процесс познания
этого мира; тем, кто хочет познакомиться с простейшими методами исследовательской
работы и, как продолжение, в будущем связать свою профессиональную деятельность с
микробиологией. Предлагаемая программа курса направлена на удовлетворение этих
интересов.
Благодаря многочисленным и разнообразным лабораторным работам учащиеся
приобретут первичные навыки исследовательской работы с живыми объектами, навыки
работы с точными приборами, приобретут первичные навыки составления научной
отчетности.
Приобретенные навыки и знания позволят учащимся более глубоко усваивать
предметы естественного цикла, более качественно подготовиться к итоговой аттестации и
более сознательно подойти к выбору будущей профессии.
ЦЕЛЬ КУРСА
Расширение знаний учащихся о невидимых живых организмах, освоение учащимися
методик биологического эксперимента и научного анализа полученных данных.
ЗАДАЧИ КУРСА
1) Раскрыть и углубить основные биологические понятия.
2) Углубить знания учащихся о разнообразии микроорганизмов, строении их клеток,
физиологических особенностях
3) Развить представление о связях между микроорганизмами, об их роли в природе и
жизни человека.

4) Познакомить

с

основными

методами

микробиологии

(микроскопия,

культивирование).
5) Формировать практические навыки работы с микроскопом и лабораторным
оборудованием.
6) Развить познавательную активность и самостоятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России,

чувство

ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина
России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов
России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского
народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, происхождения,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2.

Готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории

образования

на

базе

ориентировки

в

мире

профессий

и

профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам

(способность

к

нравственному

самосовершенствованию;

веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном

потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества,

в

становлении

гражданского

общества

и

российской

государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде.
4.

Сформированность

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Метапредметные результаты

включают освоенные обучающимися

межпредметные понятия и универсальные учебные деиствия (регулятивные,
познавательные,

коммуникативные).

Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий,

таких, как система, факт,

закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися
основами

читательской

компетенции,

приобретение

навыков

работы

с

информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе биологии будет
продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
В ходе занятий обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию,
в том числе:
• систематизировать,

сопоставлять,

анализировать,

обобщать

и

интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в

виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе занятий обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как
особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом
уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к
поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого
решения.
Содержание курса
№

Название раздела

Кол-во
часов
3

1

Азы
исследовательской
деятельности

2

Систематика
микроорганизмов.

3

3

Анатомия
микроскопических
грибов.

3

4

Анатомия
микроскопических
растений.

4

5

Анатомия
микроскопических
животных.

4

6

Выращивание
микроорганизмов в
школьной
лаборатории.

5

Основное содержание темы

Вид учебной
деятельности
Методы исследования в биологии. Подготовка
План исследования, цель и
оформленной
задачи. Наблюдение, опыт,
исследовательской
эксперимент. Многообразие
работы в течении
микроорганизмов.
учебного года.
Многообразие одноклеточных
Подготовка
растений, животных, грибов.
оформленной
исследовательской
работы в течении
учебного года.
Анатомия изучаемого организма. Подготовка
Клеточное строение изучаемого
оформленной
объекта. Работа в лаборатории.
исследовательской
работы в течении
учебного года.
Анатомия изучаемого организма. Ознакомление со
Клеточное строение изучаемого
строением и
объекта. Работа в лаборатории
разнообразием
одноклеточных
растений.
Анатомия изучаемого организма. Ознакомление со
Клеточное строение изучаемого
строением и
объекта. Работа в лаборатории
разнообразием
одноклеточных
животных.
Анатомия изучаемого организма. Работа в
Клеточное строение изучаемого
школьной
объекта. Работа в лаборатории
лаборатории с
применением

7

Роль
микроорганизмов в
природе и жизни
человека.

6

8.

Правила
оформления работы.

6

Биоценозы, биогеоценозы с
участием микроорганизмов.
Пищевые цепи с данным
объектом, информация об
использовании микроорганизмов
человеком.
Подготовка презентации по
материалам проекта. Оформление
исследовательской работы.
Защита работы.

необходимого
оборудования.
Подготовка
оформленной
исследовательской
работы в течении
учебного года.
Подготовка
оформленной
исследовательской
работы в течении
учебного года.

ЛИТЕРАТУРА
Емцев В.Т. Микробиология: учебник для вузов. - М.: Дрофа, 2005. - 445 с. Заварзин Г.А.,
Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию. -М.: Дрофа, 2001.-197 с.
Заварзин Г.Л., Колотилова Н.П. Введение в природоведческую микробиологию: Учебное
пособие. – М.: Книжный дом – Университет, 2001.
Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология, учебное пособие для
поступающих в ВУЗы. - М.: "Книжный дом" Университет, 1999. - 200 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Заварзин Г.А. Микробиология двадцать первому веку. – М.: Знание, 1981.
Коновалов С.А. Достижения технической микробиологии. – М.: Знание, 1976.
Понамарёва И.П., Корнилова О.А.. Кучменко В.С.Биология: Растения, Бактерии. Грибы.
Лишайники; учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Вентана-Граф,
2009- 304 с.
Савенкова А.И.путь к неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности.

Календарно тематическое планирование
№
п\п

Тема

Теория

Практ

Планируемые результаты

1

Основы исследовательской
деятельности.

2

Методы исследования в
биологии.

1

3

Экскурсия «Мир
микроорганизмов».

1

Учатся составлять отчёт по
экскурсии.

4

Работа с определителем
микроорганизмов.

1

5

Систематика изучаемого
одноклеточного растения.

1

Вырабатывают навыки
работы с источником
информации.
Учатся работать с
источником информации.

6

Систематика изучаемого
одноклеточного животного.

1

7

Морфологические
особенности мукора.
Морфологические
особенности пеницилла.
Морфологические
особенности дрожжей.

1

Анатомия хламидомонады.

1

8
9

10

1

Изучают особенности
исследовательской
деятельности,
Изучают методы
исследования в биологии.

Учатся работать с
источником информации.

1
1

Учатся работать с живыми
объектами.
Учатся работать с живыми
объектами.
Учатся работать с живыми
объектами.
Учатся работать с живыми
объектами.

Виды деятельности
Составляют план
исследования, отчёт по
экскурсии.
Знакомятся с
универсальными
научными методами.
Выбирают объект
исследования, готовят
образцы.
Учатся работать с
определителем.
Определяют
систематическое
положение объекта.
Определяют
систематическое
положение
микроорганизма.
Проводят измерение
размеров.
Проводят измерение
размеров.
Изучают особенности
строения дрожжей и
особенности их
размножения.
Изучают внутреннее
строение.

Дата
план
1.09

8.09

15.09

22.09

29.09

6.10

13.10
20.10
27.10

10.11

факт

11

Анатомия эвглены зелёной.

1

12

Клеточное строение хлореллы.

1

13

Работа в лаборатории.

1

14

Анатомия инфузориитуфельки.

1

15

Анатомия амёбы.

1

Учатся работать с
источником информации.

16

Анатомия трихомонады.

1

Умение работать с
таблицами.

17

Работа в лаборатории.

1

18

Создание благоприятных
условий для размножения
инфузории-туфельки.
Создание питательной среды
для размножения амёб.

1

Создание питательной среды
для размножения плесневых
грибов.
Создание питательной среды
для размножения дрожжей.

1

Работа в лаборатории.

1

Умение работать с
инструкциями.
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Развитие умений работать с
различными источниками
информации.
Развитие умений работать с
различными источниками
информации.
Умение работать с
инструкциями.

19

20

21

22

1

1

Учатся работать с живыми
объектами.
Учатся работать с живыми
объектами.
Учатся работать с
инструкциями,
оборудованием.
Учатся работать с
источником информации.

Изучают внутреннее
строение.
Готовят микропрепарат
растения.
Учатся работать с
инструкциями,
оборудованием.
Изучают экологические
факторы, оказывающие
влияние на
микроорганизм.
Знакомятся с
особенностями
жизнедеятельности амёб.
Изучат меры
профилактики заражения
трихомонадой.
Умение работать с
инструкциями.
Работа с лабораторным
оборудованием.

17.11

Собирают информацию
о способах выращивания
амёб.
Собирают информацию
из различных
источников.
Собирают информацию
из различных
источников.
Умение работать с
инструкциями.

19.01

24.11
1.12

8.12

15.12

22.12

29.12
12.01

26.01

7.02

2.02

23

24

25

26

27 28
29
30
31

32

33-34

Роль микроскопических
грибов в природе и жизни
человека.
Роль одноклеточных растений
в природе.

1

Роль одноклеточных
животных в природе и жизни
человека.
Разнообразие и
распространение
паразитических
микроорганизмов.
Работа в лаборатории.

1

Подготовка презентации по
материалам проекта.
Оформление
исследовательской работы
Оформление
исследовательской работы
(основная часть).
Оформление
исследовательской работы
(выводы, список литературы).
Защита исследовательской
работы (подготовка
выступления).

1

1

1

1

1

1

Умение собирать и
анализировать
информацию.
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Умение собирать и
анализировать
информацию.

Работают с
инструкциями и
оборудованием.
Работают с
инструкциями и
оборудованием.
Работают с
инструкциями и
оборудованием.
Работают с
инструкциями и
оборудованием.

9.02

Умение собирать и
анализировать
информацию.
Умение работать в
программе презентаций.
Умение работать в
программе печати.
Умение работать в
программе печати.

Работают с
инструкциями и
оборудованием.
Работа с ИКТ.

22.03-5.04

Работа с ИКТ

19.04

Работа с ИКТ

26.04

Умение работать в
программе печати.

Работа с ИКТ

3.05

Изложение материала.

17.05-24.05

16.02

1.03

15.03.

12.04


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».