МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/Лышко Ю.В./
ФИО
Протокол №1
от «31» августа 2023г.
Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
_________/Козарез О.Ю./
ФИО
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/О.В. Богданова
Приказ № 225
от «31» августа 2023г.
Богданова
Оксана
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Богданова
Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.26
09:10:40 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ннеурочной деятельности
«Микробиология. Проектная деятельность»
8 класс
Программу составил(а):
Кульбистеева Екатерина Валериевна
(ФИО учителя)
Саяногорск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы ООО, а также с учетом Рабочей
программы воспитания ООО МБОУ СОШ №6.
В современном курсе школьной биологии для изучения микроорганизмов-бактерий,
низших грибов, простейших животных, одноклеточных растений отводится незначительное
количество учебных часов. А между тем, именно информация о представителях микромира и
элементарные способы наблюдения за ними вызывают у учащихся настоящий интерес. С
другой стороны, в настоящее время в производственной сфере возрастает потребность в
специалистах-микробиологах
(лабораторная
диагностика
инфекций,
разработка
и
производство вакцин, сывороток, антибиотиков, в лабораториях и на предприятиях пищевой,
химической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в сельском
хозяйстве и т. д.). Развивая интерес школьников к микробиологии на дополнительных занятиях,
можно показать учащимся новые пути приобретения профессиональных знаний и тем самым
способствовать более осмысленному подходу к выбору будущей профессии.
Программа курса охватывает основные разделы общей микробиологии и знакомит
учащихся с разнообразием мира микроорганизмов, их систематикой, обменом веществ,
особенностями физиологии, ролью в важнейших природных процессах и значением в жизни
человека. Большое внимание в курсе уделяется прокариотическим организмам. Дается
характеристика строения их клеток, физиологические особенности.
Достаточное внимание уделено представлениям о роли бактерий в эволюции живого и
их месте в истории формирования биосферы, участию в важнейших круговоротах химических
элементов. В рамках курса рассматриваются взаимодействия между микроорганизмами,
некоторые примеры симбиоза. Дается краткая характеристика некоторых патогенных
микроорганизмов. Рассматриваются примеры использования микроорганизмов человеком в
промышленности, в сельском хозяйстве, в медицине.
Важной частью курса является изучение этапов развития микробиологии как науки.
Кроме теоретических занятий, программой предусмотрено проведение значительного
количества лабораторных работ с непатогенными микроорганизмами. Практические работы
проводятся в соответствии с инструкциями (см. приложение), включающими в себя
практическую часть и правила техники безопасности.
Новизной программы является то, что наряду с традиционными формами обучения, в
программе предусмотрено сотрудничество с микробиологической лабораторией УГСХА, что
позволит учащимся реально познакомиться с научной лабораторией, с реализацией на практике
разработок ученых-микробиологов.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 7 и 8 классов средних школ.
Программа предусматривает использование базовых знаний учащихся по биологии, химии,
географии и их углубление за счет самостоятельного поиска учащимися информации для
решения проблемных задач.
Занятия носят практико-ориентированный, межпредметный, ориентационный
характер, что обеспечивает учащимся большие возможности для саморазвития и
профессиональной ориентации в будущем.
Программа рассчитана на 34 учебных часа с периодичностью 1 час в неделю. Для
выполнения лабораторных работ кабинет биологии имеет достаточное количество
лабораторного оборудования. В качестве УМК используются подробные инструкции к
лабораторным работам, рабочая тетрадь обучающегося, учебники, словари, энциклопедии,
Интернет-ресурсы.
Программа внеурочной деятельности «Микробиология. Проектная деятельность»
предназначен тем, кого интересует невидимый живой мир вокруг нас, процесс познания
этого мира; тем, кто хочет познакомиться с простейшими методами исследовательской
работы и, как продолжение, в будущем связать свою профессиональную деятельность с
микробиологией. Предлагаемая программа курса направлена на удовлетворение этих
интересов.
Благодаря многочисленным и разнообразным лабораторным работам учащиеся
приобретут первичные навыки исследовательской работы с живыми объектами, навыки
работы с точными приборами, приобретут первичные навыки составления научной
отчетности.
Приобретенные навыки и знания позволят учащимся более глубоко усваивать
предметы естественного цикла, более качественно подготовиться к итоговой аттестации и
более сознательно подойти к выбору будущей профессии.
ЦЕЛЬ КУРСА
Расширение знаний учащихся о невидимых живых организмах, освоение учащимися
методик биологического эксперимента и научного анализа полученных данных.
ЗАДАЧИ КУРСА
1) Раскрыть и углубить основные биологические понятия.
2) Углубить знания учащихся о разнообразии микроорганизмов, строении их клеток,
физиологических особенностях
3) Развить представление о связях между микроорганизмами, об их роли в природе и
жизни человека.
4) Познакомить
с
основными
методами
микробиологии
(микроскопия,
культивирование).
5) Формировать практические навыки работы с микроскопом и лабораторным
оборудованием.
6) Развить познавательную активность и самостоятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина
России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов
России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского
народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, происхождения,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2.
Готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории
образования
на
базе
ориентировки
в
мире
профессий
и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам
(способность
к
нравственному
самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества,
в
становлении
гражданского
общества
и
российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде.
4.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Метапредметные результаты
включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные деиствия (регулятивные,
познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий,
таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися
основами
читательской
компетенции,
приобретение
навыков
работы
с
информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе биологии будет
продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
В ходе занятий обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию,
в том числе:
• систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в
виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе занятий обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как
особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом
уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к
поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого
решения.
Содержание курса
№
Название раздела
Кол-во
часов
3
1
Азы
исследовательской
деятельности
2
Систематика
микроорганизмов.
3
3
Анатомия
микроскопических
грибов.
3
4
Анатомия
микроскопических
растений.
4
5
Анатомия
микроскопических
животных.
4
6
Выращивание
микроорганизмов в
школьной
лаборатории.
5
Основное содержание темы
Вид учебной
деятельности
Методы исследования в биологии. Подготовка
План исследования, цель и
оформленной
задачи. Наблюдение, опыт,
исследовательской
эксперимент. Многообразие
работы в течении
микроорганизмов.
учебного года.
Многообразие одноклеточных
Подготовка
растений, животных, грибов.
оформленной
исследовательской
работы в течении
учебного года.
Анатомия изучаемого организма. Подготовка
Клеточное строение изучаемого
оформленной
объекта. Работа в лаборатории.
исследовательской
работы в течении
учебного года.
Анатомия изучаемого организма. Ознакомление со
Клеточное строение изучаемого
строением и
объекта. Работа в лаборатории
разнообразием
одноклеточных
растений.
Анатомия изучаемого организма. Ознакомление со
Клеточное строение изучаемого
строением и
объекта. Работа в лаборатории
разнообразием
одноклеточных
животных.
Анатомия изучаемого организма. Работа в
Клеточное строение изучаемого
школьной
объекта. Работа в лаборатории
лаборатории с
применением
7
Роль
микроорганизмов в
природе и жизни
человека.
6
8.
Правила
оформления работы.
6
Биоценозы, биогеоценозы с
участием микроорганизмов.
Пищевые цепи с данным
объектом, информация об
использовании микроорганизмов
человеком.
Подготовка презентации по
материалам проекта. Оформление
исследовательской работы.
Защита работы.
необходимого
оборудования.
Подготовка
оформленной
исследовательской
работы в течении
учебного года.
Подготовка
оформленной
исследовательской
работы в течении
учебного года.
ЛИТЕРАТУРА
Емцев В.Т. Микробиология: учебник для вузов. - М.: Дрофа, 2005. - 445 с. Заварзин Г.А.,
Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию. -М.: Дрофа, 2001.-197 с.
Заварзин Г.Л., Колотилова Н.П. Введение в природоведческую микробиологию: Учебное
пособие. – М.: Книжный дом – Университет, 2001.
Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология, учебное пособие для
поступающих в ВУЗы. - М.: "Книжный дом" Университет, 1999. - 200 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Заварзин Г.А. Микробиология двадцать первому веку. – М.: Знание, 1981.
Коновалов С.А. Достижения технической микробиологии. – М.: Знание, 1976.
Понамарёва И.П., Корнилова О.А.. Кучменко В.С.Биология: Растения, Бактерии. Грибы.
Лишайники; учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Вентана-Граф,
2009- 304 с.
Савенкова А.И.путь к неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности.
Календарно тематическое планирование
№
п\п
Тема
Теория
Практ
Планируемые результаты
1
Основы исследовательской
деятельности.
2
Методы исследования в
биологии.
1
3
Экскурсия «Мир
микроорганизмов».
1
Учатся составлять отчёт по
экскурсии.
4
Работа с определителем
микроорганизмов.
1
5
Систематика изучаемого
одноклеточного растения.
1
Вырабатывают навыки
работы с источником
информации.
Учатся работать с
источником информации.
6
Систематика изучаемого
одноклеточного животного.
1
7
Морфологические
особенности мукора.
Морфологические
особенности пеницилла.
Морфологические
особенности дрожжей.
1
Анатомия хламидомонады.
1
8
9
10
1
Изучают особенности
исследовательской
деятельности,
Изучают методы
исследования в биологии.
Учатся работать с
источником информации.
1
1
Учатся работать с живыми
объектами.
Учатся работать с живыми
объектами.
Учатся работать с живыми
объектами.
Учатся работать с живыми
объектами.
Виды деятельности
Составляют план
исследования, отчёт по
экскурсии.
Знакомятся с
универсальными
научными методами.
Выбирают объект
исследования, готовят
образцы.
Учатся работать с
определителем.
Определяют
систематическое
положение объекта.
Определяют
систематическое
положение
микроорганизма.
Проводят измерение
размеров.
Проводят измерение
размеров.
Изучают особенности
строения дрожжей и
особенности их
размножения.
Изучают внутреннее
строение.
Дата
план
1.09
8.09
15.09
22.09
29.09
6.10
13.10
20.10
27.10
10.11
факт
11
Анатомия эвглены зелёной.
1
12
Клеточное строение хлореллы.
1
13
Работа в лаборатории.
1
14
Анатомия инфузориитуфельки.
1
15
Анатомия амёбы.
1
Учатся работать с
источником информации.
16
Анатомия трихомонады.
1
Умение работать с
таблицами.
17
Работа в лаборатории.
1
18
Создание благоприятных
условий для размножения
инфузории-туфельки.
Создание питательной среды
для размножения амёб.
1
Создание питательной среды
для размножения плесневых
грибов.
Создание питательной среды
для размножения дрожжей.
1
Работа в лаборатории.
1
Умение работать с
инструкциями.
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Развитие умений работать с
различными источниками
информации.
Развитие умений работать с
различными источниками
информации.
Умение работать с
инструкциями.
19
20
21
22
1
1
Учатся работать с живыми
объектами.
Учатся работать с живыми
объектами.
Учатся работать с
инструкциями,
оборудованием.
Учатся работать с
источником информации.
Изучают внутреннее
строение.
Готовят микропрепарат
растения.
Учатся работать с
инструкциями,
оборудованием.
Изучают экологические
факторы, оказывающие
влияние на
микроорганизм.
Знакомятся с
особенностями
жизнедеятельности амёб.
Изучат меры
профилактики заражения
трихомонадой.
Умение работать с
инструкциями.
Работа с лабораторным
оборудованием.
17.11
Собирают информацию
о способах выращивания
амёб.
Собирают информацию
из различных
источников.
Собирают информацию
из различных
источников.
Умение работать с
инструкциями.
19.01
24.11
1.12
8.12
15.12
22.12
29.12
12.01
26.01
7.02
2.02
23
24
25
26
27 28
29
30
31
32
33-34
Роль микроскопических
грибов в природе и жизни
человека.
Роль одноклеточных растений
в природе.
1
Роль одноклеточных
животных в природе и жизни
человека.
Разнообразие и
распространение
паразитических
микроорганизмов.
Работа в лаборатории.
1
Подготовка презентации по
материалам проекта.
Оформление
исследовательской работы
Оформление
исследовательской работы
(основная часть).
Оформление
исследовательской работы
(выводы, список литературы).
Защита исследовательской
работы (подготовка
выступления).
1
1
1
1
1
1
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Работают с
инструкциями и
оборудованием.
Работают с
инструкциями и
оборудованием.
Работают с
инструкциями и
оборудованием.
Работают с
инструкциями и
оборудованием.
9.02
Умение собирать и
анализировать
информацию.
Умение работать в
программе презентаций.
Умение работать в
программе печати.
Умение работать в
программе печати.
Работают с
инструкциями и
оборудованием.
Работа с ИКТ.
22.03-5.04
Работа с ИКТ
19.04
Работа с ИКТ
26.04
Умение работать в
программе печати.
Работа с ИКТ
3.05
Изложение материала.
17.05-24.05
16.02
1.03
15.03.
12.04