Права и обязанности подростка. 5-8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г.Саяногорска
Рассмотрено:
председатель ЭГ
_________/_____________/
ФИО

Протокол №____
от «__»________2023г.

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ «СОШ № 6»
_________/______________/

Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ №6»
________/О.В. Богданова

ФИО

Приказ № ____
от «__»________2023г.

от «__»________2023г.

Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Богданова Оксана
Валериевна
Дата: 2023.09.26 08:57:54 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Подросток и закон»
5-8 классы
2023-2024 учебный год

Программу составили:
Горева Анна Григорьевна,
социальный педагог

Саяногорск, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а
также с учётом рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ№ 6. Программа направленна
на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной организации
(безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в
учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков,
возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной
защиты обучающихся).
Вредные последствия зависимостей для здоровья, социального благополучия и
взаимоотношений индивида с законом известны всем. Однако не смотря на это, множество
подростков каждый год приобщаются к употреблению психоактивных веществ. Некоторые из
них после короткого периода экспериментирования останавливаются. Но, к сожалению, для
большого количества подростков начало курения сигарет, употребления алкоголя или
наркотиков ведет к таким моделям поведения, результатом которых становится
психологическая и физиологическая зависимость. Программы, направленные на то, чтобы
человек бросил курить, пить, употреблять наркотики, не очень эффективны. Это связано с тем,
что однажды приобретенный навык трудно изменить. Поэтому с позиций современного
научного подхода считается, что величайшим потенциальным источником решения проблем
зависимостей в обществе является создание эффективных профилактических программ.
Цель программы:
Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с
их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного,
федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Профилактика
правонарушений несовершеннолетних.
Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:
Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах,
регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействие в предупреждении
антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.
Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.
Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: старшие подростки (5-8 классы).
Реализация программы: один год -34 часа, 1 занятие по 40 минут в неделю.
Формы
работы:
беседа,
сообщение,
диалог,
дискуссия,
игра
–
тренинг,
практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра.
Виды контроля викторина, тестирование, анкетирование.
Уровни воспитательных результатов
В результате изучения ученик научится / получит возможность научиться/ следующим умениям
и навыкам:
знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила
применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты
гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности
человека от преступных посягательств;
- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических
отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов
правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической
ответственности граждан;
- усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях
культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и
свободам других граждан;
- применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных
2

ситуациях, регулируемых правом: определять способы реализации и защиты собственных прав;
обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Ожидаемый результат
Выполнение задач стоящих перед программой позволит получить:
положительная оценка себя и своих способностей;
понимание важности продолжения образования;
умение распознавать попытки отрицательного влияния со стороны сверстников и умение
противостоять ему;
знание того, к кому. кроме сверстников, можно обратиться за помощью.
Уровень освоения программы – общекультурный. Ребята не только обучаются сами,
они передают свои знания другим: участвуют в общешкольных мероприятиях по
профилактики, выступают с агитационной программой. Внеурочная деятельность направлена
на формирование у обучающихся основных знаний, умений и навыков по профилактики.
Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и
здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ЗОЖ среди детей и подростков. У учащихся
формируется интерес к регулярным занятиям спортом, улучшается физическая и
психологическая подготовка. Полученные результаты позволяют оценивать состояние работы
по формированию правил безопасного поведения, развитие воспитательного процесса,
прогнозировать новые достижения. Программа способствует решению проблемы обеспечения
безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового поколения. Она оказывает
огромное влияние на формирование
нравственных качеств детей, обогащение их
положительного опыта.
Требования к результатам обучения
Важно, чтобы работающие с детьми в 5-8 классах взрослые:
*
Помогали детям развить умение вести здоровый, продуктивный образ жизни;
*
Помогали детям обрести ориентиры на будущее, включая продолжение образования и
ответственное отношение к себе и другим;
*
Помогали детям научиться общаться со сверстниками и противостоять дурному
влиянию с их стороны;
*
Помогали детям развивать дружеские отношения, которые оказывают благотворное
влияние и способствуют их собственному развитию;
*
Помогали детям выработать правильное поведение, помогающее справляться с
возможными неудачами, и разочарованиями;
*
Информировали детей об алкоголе и каждом из видов наркотиков в отдельности и
помогали им подыскать конкретные причины для отказа от них.
Личностные результаты
У воспитанника будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
 осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание собственной
ответственности;
Воспитанник получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
3

 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как
значимую сферу человеческой жизни;
 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
УУД
Регулятивные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
 различать способ и результат действия.
Воспитанник получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Воспитанник получит возможность научиться:
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
4

 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитанник получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других
людей;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Содержание программы
Программа «Подросток и закон» является примером нового подхода к профилактике,
фокусирующемся на главных психологических и социальных факторах, ответственных за
приобщение и ранние стадии потребления психоактивных веществ. Эта программа включает
материалы относящиеся к табаку, алкоголю и марихуане, поскольку приобщение ко всем трем
веществам связано с одними и теми же причинами и происходит приблизительно в одно время,
если иметь в виду последовательность развития поведения, связанного с потреблением
психоактивных веществ.
Программа «Подросток и закон» создана для подростков средней школы. Идеальным
контингентом для него являются учащиеся 5 - 8 классов.
Тематическое планирование
Кол-во часов
2 часа.

Тема
Вводная часть

Правовой статус подростка. Главные документы.
Правопорядок. Юридическая ответственность
Профилактика вредных привычек. ЗОЖ.
Подведение итогов курса
Итого

6 часов
10 часов.
14 часов.
3 часа
34 часа

.
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ п/п

Название темы

Планируемая Фактическая
дата
дата
проведения
проведения

Вводная часть 2 часа.
1.

Вводное занятие. Знакомство с программой.

2.

Зачем нам необходимо знать законы?
Правовой статус подростка. Главные документы. 6 часов.
5

3

Права и обязанности школьников

4

Знакомство с Уставом школы

5

Конвенция ООН о правах ребенка

6

Викторина «Человек. Личность. Гражданин»

7

Знакомство с Конституцией РФ.

8

Круглый стол «Я – гражданин России»
Правопорядок. Юридическая ответственность. 10 часов.

9

О правопорядке. Правонарушения и преступления.

10

Что такое вина? Что такое ответственность?

11

Виды юридической ответственности.

12

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся
поведению»
Взыскания и наказания

13

17

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите
их прав.
Встреча с сотрудниками инспекции по делам
несовершеннолетних
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные
ситуации)
Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций»

18

Преступления, совершаемые подростками.

14
15
16

Профилактика вредных привычек. ЗОЖ. 14 часов.
19
20
21
22
22
23
24
25
26

Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных
привычек»
Просмотр презентаций «Влияние вредных
привычек на организм человека»
Просмотр презентаций «Курить – здоровью
вредить»
Просмотр презентаций «К чему приводит
алкоголь?»
Природа наркотизма. Механизм воздействия
наркотических веществ.
Характеристика основных групп наркотических
веществ, используемых в молодежной среде.
Просмотр презентации: «Формирование
зависимости от наркотиков».
Анкетирование (отношение к наркотикам).
Выпуск газеты «Есть выбор – жизнь без
наркотиков»
6

28

Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам
скажем нет»
Влияние молодежных групп.

29

Неформалы.

27

30 - 31

Игра – тренинг «Как не стать жертвой
преступления?»
Подведение итогов курса. 3 часа.

32

Кроссворд: «В мире юридических терминов».

33

Правовая игра «Большой круг»

Итоговое занятие – практикум «Защити свои
права»
Итого: 34 часа.

34

Календарно – тематическое планирование 6 класс
№ п/п

Название темы

Планируемая Фактическая
дата
дата
проведения
проведения

Вводная часть 2 часа.
1.

Вводное занятие. Знакомство с программой.

2.

Зачем нам необходимо знать законы?
Правовой статус подростка. Главные документы. 6 часов.

3

Права и обязанности школьников

4

Знакомство с Уставом школы

5

Конвенция ООН о правах ребенка

6

Викторина «Человек. Личность. Гражданин»

7

Знакомство с Конституцией РФ.

8

Круглый стол «Я – гражданин России»
Правопорядок. Юридическая ответственность. 10 часов.

9

О правопорядке. Правонарушения и преступления.

10

Что такое вина? Что такое ответственность?

11

Виды юридической ответственности.

12

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся
поведению»
Взыскания и наказания

13

7

17

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите
их прав.
Встреча с сотрудниками инспекции по делам
несовершеннолетних
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные
ситуации)
Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций»

18

Преступления, совершаемые подростками.

14
15
16

Профилактика вредных привычек. ЗОЖ. 14 часов.
19
20
21
22
22
23
24
25

Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных
привычек»
Просмотр презентаций «Влияние вредных
привычек на организм человека»
Просмотр презентаций «Курить – здоровью
вредить»
Просмотр презентаций «К чему приводит
алкоголь?»
Природа наркотизма. Механизм воздействия
наркотических веществ.
Характеристика основных групп наркотических
веществ, используемых в молодежной среде.
Просмотр презентации: «Формирование
зависимости от наркотиков».
Анкетирование (отношение к наркотикам).

28

Выпуск газеты «Есть выбор – жизнь без
наркотиков»
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам
скажем нет»
Влияние молодежных групп.

29

Неформалы.

26
27

30 - 31

Игра – тренинг «Как не стать жертвой
преступления?»
Подведение итогов курса. 3 часа.

32

Кроссворд: «В мире юридических терминов».

33

Правовая игра «Большой круг»

Итоговое занятие – практикум «Защити свои
права»
Итого: 34 часа.
Календарно – тематическое планирование 7 класс

34

№ п/п

Название темы

Планируемая Фактическая
дата
дата
проведения
проведения
8

Вводная часть 2 часа.
1.

Вводное занятие. Знакомство с программой.

2.

Зачем нам необходимо знать законы?
Правовой статус подростка. Главные документы. 6 часов.

3

Права и обязанности школьников

4

Знакомство с Уставом школы

5

Конвенция ООН о правах ребенка

6

Викторина «Человек. Личность. Гражданин»

7

Знакомство с Конституцией РФ.

8

Круглый стол «Я – гражданин России»
Правопорядок. Юридическая ответственность. 10 часов.

9

О правопорядке. Правонарушения и преступления.

10

Что такое вина? Что такое ответственность?

11

Виды юридической ответственности.

12

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся
поведению»
Взыскания и наказания

13

17

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите
их прав.
Встреча с сотрудниками инспекции по делам
несовершеннолетних
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные
ситуации)
Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций»

18

Преступления, совершаемые подростками.

14
15
16

Профилактика вредных привычек. ЗОЖ. 14 часов.
19
20
21
22
22

Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных
привычек»
Просмотр презентаций «Влияние вредных
привычек на организм человека»
Просмотр презентаций «Курить – здоровью
вредить»
Просмотр презентаций «К чему приводит
алкоголь?»
Природа наркотизма. Механизм воздействия
наркотических веществ.
9

23
24
25

Характеристика основных групп наркотических
веществ, используемых в молодежной среде.
Просмотр презентации: «Формирование
зависимости от наркотиков».
Анкетирование (отношение к наркотикам).

28

Выпуск газеты «Есть выбор – жизнь без
наркотиков»
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам
скажем нет»
Влияние молодежных групп.

29

Неформалы.

26
27

30 - 31

Игра – тренинг «Как не стать жертвой
преступления?»
Подведение итогов курса. 3 часа.

32

Кроссворд: «В мире юридических терминов».

33

Правовая игра «Большой круг»

Итоговое занятие – практикум «Защити свои
права»
Итого: 34 часа.

34

Календарно – тематическое планирование 8 класс
№ п/п

Название темы

Планируемая Фактическая
дата
дата
проведения
проведения

Вводная часть 2 часа.
1.

Вводное занятие. Знакомство с программой.

2.

Зачем нам необходимо знать законы?
Правовой статус подростка. Главные документы. 6 часов.

3

Права и обязанности школьников

4

Знакомство с Уставом школы

5

Конвенция ООН о правах ребенка

6

Викторина «Человек. Личность. Гражданин»

7

Знакомство с Конституцией РФ.

8

Круглый стол «Я – гражданин России»
Правопорядок. Юридическая ответственность. 10 часов.

9

О правопорядке. Правонарушения и преступления.
10

10

Что такое вина? Что такое ответственность?

11

Виды юридической ответственности.

12

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся
поведению»
Взыскания и наказания

13

17

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите
их прав.
Встреча с сотрудниками инспекции по делам
несовершеннолетних
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные
ситуации)
Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций»

18

Преступления, совершаемые подростками.

14
15
16

Профилактика вредных привычек. ЗОЖ. 14 часов.
19
20
21
22
22
23
24
25

Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных
привычек»
Просмотр презентаций «Влияние вредных
привычек на организм человека»
Просмотр презентаций «Курить – здоровью
вредить»
Просмотр презентаций «К чему приводит
алкоголь?»
Природа наркотизма. Механизм воздействия
наркотических веществ.
Характеристика основных групп наркотических
веществ, используемых в молодежной среде.
Просмотр презентации: «Формирование
зависимости от наркотиков».
Анкетирование (отношение к наркотикам).

28

Выпуск газеты «Есть выбор – жизнь без
наркотиков»
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам
скажем нет»
Влияние молодежных групп.

29

Неформалы.

26
27

30 - 31

Игра – тренинг «Как не стать жертвой
преступления?»
Подведение итогов курса. 3 часа.

32

Кроссворд: «В мире юридических терминов».

33

Правовая игра «Большой круг»

11

Итоговое занятие – практикум «Защити свои
права»
Итого: 34 часа.

34

12

Методическое обеспечение программы
1.Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в
школе. – М.: Фолиум, 2000.
2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам
строю
свою жизнь. – СПб.: Речь, 2000.
3. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э.Ф. Вагнера, Х.Б. Уолдрон. — М.: Академия, 2006.
4. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002.
5. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М.: Генезис, 2004.
6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2001.
7. Волкова Т.В., Яшин Д.П. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами
у подростков 12–15 лет «Точка опоры». НКО Фонд «Система профилактических программ».
Москва, 2003. — М.: МАКС Пресс, 2004.
8. Дубровинская Е.И., Вуколова П.М. Мультикомпонентная программа профилактики нарушенных форм адаптации детей младшего школьного возраста «Корабль» / Под ред. Н.А.
Сирота, В.М. Ялтонского. НКО Фонд «Система профилактических программ». — М., 2005.
9. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М.: Смысл, 1999.
10. Лидерс А.С. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2001.
11. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. – М.: Генезис, 2004.
12. Микляева А.В., Яцишин С.М., Невский А.С. Жизненные навыки. Методическое пособие.
Региональная общественная благотворительная организация «Центр профилактики наркомании» г. Санкт-Петербург.
13. Подростковая наркомания и СПИД: концептуальный подход, НМЦ «Дар», серия «Работающие программы», вып.1. – М.,2000.
14. Правильный выбор: Руководство по подбору образовательных материалов о вреде наркотиков для школьных учреждений. Конференция по проблемам злоупотребления наркотиками, 1998.
15. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М.: Институт Психотерапии,
2005.
16. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и
других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста 11–13 лет «Поддержка». НКО Фонд «Система профилактических программ». — М., 2004.
17. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики ВИЧ/СПИДа и злоупотребления психоактивными веществами у подростков 15–
17лет. НКО Фонд «Система профилактических программ». — М., 2004.
18. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и
других психоактивных веществ для подростков. (Программа подготовки лидеров-сверстников). — М., 2001.
19. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические, методологические и практические основы
альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи.
Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. — М., 2004.
20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике. — М.: Генезис, 2001.
21. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика употребления наркотиков и других ПАВ среди
детей и подростков. НКО Фонд «Система профилактических программ». — М., 2003.
22. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. НКО Фонд «Система профилактических
программ». — М., 2004.
23. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М.: Генезис, 2000.

24.
Тренинг жизненных навыков. Пособие по развитию здорового стиля и личности
подростков. Материалы для учителя/В.И. Лушников, В.В. Лушников. – Абакан: РГУ
«Хакасское книжное издательство», 2003.
25. Фопель К. Технология ведения тренинга. — М.: Генезис, 2004.
26. Фопель К. Создание команды. – М.: Генезис, 2002.
27. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2002.
28. Фопель К. Энергия паузы. – М.: Генезис, 2002.
29. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб., 1999.
30. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2005.
31. Яшина Е., Камалдинов Д. и др. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций,
передающихся половым путем. — Новосибирск: Гуманитарный проект, 2000.
32. “Drugs and brain”. http://www.jellinek.nl/brain/.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».