МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Саяногорска
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/_Сергеева Л.В._/
ФИО
Протокол №
от « 31 »августа 2023г.
Согласовано:
зам. директора по ВР
МБОУ «СОШ № 6»
_________/Козарез О.Ю.
Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ №6»
________/Богданова О.В.
Приказ № 225
от «31 » августа 2023г.
от « 31 » августа 2023г.
Подписано цифровой
Богданова Оксана подписью: Богданова Оксана
Валериевна
Валериевна
Дата: 2023.09.26 08:58:55 +07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Познай себя»
Педагог-психолог
Куксина Татьяна Владимировна
Высшая квалификационная категория
Саяногорск, 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, а также с учётом рабочей программы воспитания ООО МБОУ
СОШ№ 6. Программа «Познай себя» проводится в рамках внеурочной деятельности с
обучающими, состоящими на профилактическом учёте. Программа занятий направлена на
формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует
развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и
способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия,
формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои
чувства и чувства других людей.
Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта
ребенка, который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то
есть субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи
возраста, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора
конструктивного способа решения той или иной задачи. Чувства и эмоции ребенка
ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки
общения, умения понимать и распознавать свои чувства. Каждое занятие проводится в
стандартной форме по структуре тренингового занятия и включает в себя:
организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения), основная часть
(настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания),
подведение итогов (эмоциональное отреагирование – осмысление).
Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся,
воспитание уважения достоинства личности, содействие созданию условий для
конструктивного разрешения конфликтов, обеспечения психолого-педагогической,
помощи и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
1. обучить учащихся эффективным стратегиям поведения, коммуникативным
навыкам;
2. способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для
конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
3. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и
конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной
медиации.
Планируемые результаты:
Личностные результаты программы внеурочной деятельность «Познай себя» должны
отражать формирование у учащихся:
1. системы научных психологических понятий;
2. готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, что
является одним из требований ФГОС общего образования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы;
3. эффективных стратегий поведения, направленных на предотвращение
противоправного поведения и разрешения конфликтных ситуаций;
4. ответственности за происходящее в школе (у учащихся-медиаторов) и за
исправление последствий, наступивших от собственных проступков (у обидчиков в
ходе медиации);
5. установок толерантного сознания.
Средством достижения личностных результатов служат диалоговая форма ведения
занятий, семинары и иллюстрация теоретических материалов через задания, упражнения,
тренинги.
1. Метапредметные результаты внеурочной деятельности должны отражать
формирование универсальных учебных действий (УУД)
2. Регулятивные УУД:
3. определить и формировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
4. проговаривать последовательность действий на занятиях;
5. учиться высказывать свое мнение по задачам занятий;
6. учиться работать по предложенному педагогом плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического
саморегулирования.
Познавательные УУД:
1. познание внутреннего мира личности через получение новой информации (беседы,
семинары), игры, тренинги;
2. умение находить ответы на вопросы, задания
3. умение делать выводы в результате совместной с педагогом работы.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные
упражнения, занятия.
Коммуникативные УУД:
1. слушать и понимать других людей;
2. озвучивать и отстаивать свою точку зрения;
3. договариваться с участниками группы и с отдельными людьми;
4. вступать в диалог участвуя в коллективных решениях;
5. научиться методом выхода из конфликтов;
6. проявлять лидерские качества.
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие
и сотрудничество с участниками группы и педагогом.
Предметные результаты должны отражать умение учащихся:
1. контролировать свои эмоции и чувства (злость, обиду, ненависть, агрессию);
2. находить пути разрешения конфликтных ситуаций, недопонимания;
3. открыто вступать в коммуникативный контакт с людьми и поддерживать
дружеские отношения;
4. искоренять предубеждения, бережно относиться к окружающим людям;
5. эффективно отстаивать свою позицию, при этом учитывать мнение других людей;
6. понимать и принимать чужую точку зрения;
7. заниматься саморазвитием и адекватно оценивать себя.
Содержание внеурочной деятельности
«Я - личность» - главная цель данного раздела, дать почувствовать каждому
ребенку поддерживающие, одобряющее, понимающие отношение к себе,
ознакомить детей с понятиями поддержки и самоподдержки.
2. «Дорога взросления» - дают возможность детям подумать о своем отношении к
тому, с чем они сталкиваются в жизни.
3. «Хозяин своего поведения» - посвящена двум базовым человеческим
способностям: умению устанавливать отношения с людьми и умению эти
отношения сохранять.
4. «Я и другой. Мир начинается с меня» - знакомство с темой толерантности,
принятия других людей.
1.
«Моя ответственность» - знакомство с признаками принятия решения, видами
ответственности.
6. «Мир моих эмоций» - понимание себя, своих чувств и эмоций, развитие
эмоционального интеллекта. Что такое эмоции, для чего нужны, откуда
берутся, на что влияют. Их значение в жизни человека. Как мои эмоции влияют
на окружающих? Развитие способности осознавать и вербализовать свое
состояние и состояние другого человека.
7. «Гнев – это нормально» - обучение способам контроля над чувством злости и
агрессивным поведением.
8. «Мужественность и женственность» – в чем мы похожи, в чем разные,
физические и психологические различия в развитии.
9. «Что такое толерантность?» - формирование толерантного отношения к людям
других национальностей, вероисповеданий, взглядов на жизнь.
10. «Дом моей души: забота о теле – забота о себе» - дети учатся уважать свое тело
и заботиться о нем, формируется философское отношение к телу.
11. «Отношения с другими» - рассмотрение многочисленных конфликтов и
проблем в отношениях с друзьями: справедливость и дружелюбие как способ
хорошо жить вместе.
12. «Мои сильные стороны» - формирование способности опираться на себя,
доверять себе, осознавать свои сильные стороны.
13. «Конфликты и причины их возникновения» – знакомство со стратегиями
поведения в конфликтных ситуациях, формирование навыка эффективного
разрешения конфликтов.
14. «Умейте властвовать собой» - развитие навыков саморегуляции поведения.
15. «Дорога взросления» – формирование знаний о психологических особенностях
возраста, трудностях в период взросления и способах их преодоления.
16. «Самовоспитание» – развитие эмоционально – волевой и личностной сферы,
формирование самодисциплины и самоконтроля.
17. «В мире труда и творчества» – формирование представлений о мире профессий,
профессионального самоопределения. Творчество – основное качество
личности.
5.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
теория
практика
итого
1-2
«Я - личность»
1
1
2
3-4
Дорога взросления.
1
1
2
5-6
Хозяин своего поведения 1
1
2
7-8
1
1
2
9-10
«Я и другой. Мир
начинается с меня»
«Моя ответственность»
1
1
2
11-12
«Мир моих эмоций»
1
1
2
План
5.09.23
12.09.23
19.09.23
26.09.23
3.10.23
10.10.23
17.10.23
24.10.23
7.11.23
14.11.23
21.11.23
28.11.23
Факт
13-14
«Гнев – это нормально»
1
1
2
15-16
1
1
2
1
1
2
1
1
2
21-22
«Мужественность и
женственность»
«Что такое
толерантность?»
«Дом моей души: забота
о теле – забота о себе»
«Отношения с другими»
1
1
2
23-24
«Мои сильные стороны»
1
1
2
25-26
1
1
2
1
1
2
29-30
«Конфликты и причины
их возникновения»
«Умейте властвовать
собой»
«Дорога взросления»
1
1
2
31-32
«Самовоспитание»
1
1
2
33-34
«В мире труда и
творчества»
1
1
2
17-18
19-20
27-28
5.12.23
12.12.23
19.12.23
26.12.23
9.01.24
16.01.24
23.01.24
30.01.24
6.02.24
13.02.24
20.02.24
27.02.24
5.03.24
12.03.24
19.03.24
2.04.24
9.04.24
16.04.24
23.04.24
7.05.24
14.05.24
21.05.24