МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г.Саяногорска
Рассмотрено:
Согласовано:
Утверждено:
Руководитель ШМО
зам. директора по ВР
Директор МБОУ СОШ №6
_________/Прохоренко Т.Н/
МБОУ СОШ № 6
________/О.В. Богданова
ФИО
Протокол №____
от «__»________2023г.
ФИО
_________/Козарез О.Ю./
Приказ № ____
ФИО
от «__»________2023г.
от «__»________2023г.
Богданова Оксана
Валериевна
Подписано цифровой
подписью: Богданова Оксана
Валериевна
Дата: 2023.09.26 08:49:28
+07'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Волейбол» для 5-9, 10-11 классов (девушки)
__2023-2024 уч.год___
Программу составила:
Учитель физической культуры
Высшей КК
Прохоренко Т.Н
Саяногорск, 2023 год
1
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, а также с учётом рабочей программы воспитания ООО МБОУ
СОШ№ 6. Программа внеурочной деятельности “Волейбол” предполагает развитие и
совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование
различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора,
формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания
обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко
практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по
волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на
уровне города, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные
действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать
ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов,
увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом
способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и
ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и
слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления
физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными
навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание
победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия
решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство
не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению
волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение
детьми образовательных знаний, умений и навыков игры в волейбол, а обеспечивает
организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности
детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию
физических способностей.
Цель программы: спортивно-оздоровительное развитие личности школьника на
основе приобретённого опыта коллективной деятельности.
Задачи программы:
1. Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся.
2. Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.
3. Формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
4. Обучение технике и тактике игры в волейбол.
5. Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, а также выносливости, гибкости).
6. Формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний.
7. Воспитание моральных и волевых качеств.
Формы и режим занятий
Программа младшей группы (5-9 класс) рассчитана на 174 часа в год с
проведением занятий два раза в неделю по три академических часа, продолжительность
2
одного академического часа 35 минут. Старшая группа (10-11 класс) – 87 часов в год, с
проведением занятий один раз в неделю по три академических часа Срок реализации
программы 1 год. В секцию принимаются все желающие ученицы 5-9 и 10-11классов, не
имеющие медицинских противопоказаний.
Формы организации работы с детьми:
- Групповые учебно-тренировочные занятия;
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- Восстановительные мероприятия;
- Участие в матчевых встречах;
- Участие в соревнованиях;
- Зачеты, тестирования.
Однонаправленные занятия
Посвящены только одному из компонентов подготовки
волейболиста: техническому, тактическому или
физическому
Комбинированные занятия
Включают два-три компонента в различных сочетаниях:
техническая и физическая подготовка; техническая и
тактическая подготовка; техническая, физическая и
тактическая подготовка
Целостно-игровые занятия
Построены на учебной двусторонней игре в волейбол по
упрощённым правилам, с соблюдением основных правил
Контрольные занятия
Приём нормативов у занимающихся, выполнение
контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью
получения данных об уровне технико-тактической и
физической подготовленности занимающихся
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной «Волейбол» является формирование
следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего
языка и общих интересов.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Волейбол»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
3
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь
работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно
планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку
деятельности команды на занятии.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды;
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать
речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить
пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Уровень результатов работы по программе:
Приобретение социальных
Формирование ценностного
знаний
отношения к социальной
(первый уровень)
реальности
(второй уровень)
Получение опыта
самостоятельного
общественного
действия
(третий уровень)
Занятия в секции, овладение
техникой игры в волейбол
Участие в школьных и городских спортивных соревнованиях
Организация соревнований по волейболу для учащихся основной школы, судейство на
соревнованиях.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать:
значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических
действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых,
координационных, а также выносливости, гибкости);
4
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической
подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по волейболу;
жесты волейбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
и смогут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
волейболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях волейболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
проводить судейство по волейболу.
Формы подведения итогов освоения программы
Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого
года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных
в количественно - качественных показателях технической, тактической, физической,
интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика
результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного
годового цикла. В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по
общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний
являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая
ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при
подготовке к соревнованиям. Календарные игры применяются с целью использования в
соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
Контрольные нормативы по основам технической подготовки
Показатели
Н С В
Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее 9
11
одного метра (кол-во раз)
2.
Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее 8
10 12
одного метра (кол-во раз)
3.
Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5-6 м (кол- 12 15 20
во раз)
10
4.
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в 3
6
площадку
5.
Нижние передачи над собой
10 15 20
6.
Верхние передачи над собой
10 15 20
Показатели: Н – низкий;
С – средний;
В – высокий.
№
п/п
1.
№
Контрольные нормативы
Учебно-тематический план
Разделы программы
5
Младшая
Старшая
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
группа
группа
6
3
45
20
30
15
50
25
30
15
9
5
в течение занятий
в течение года
4
4
в течение занятий
в течение занятий
174
87
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Интегральная подготовка
Психологическая подготовка
Соревнования.
Контрольно-переводные испытания
Воспитательная работа
Педагогический контроль
Итого:
Содержание программы
Младшая группа (недельная нагрузка - 6 часов)
Теоретическая подготовка (6 часов)
1.Физическая культура и спорт в России (1ч.)
2. История развития волейбола (2ч.).
3.Основные правила игры волейбол(2ч).
4. Гигиена тренировочного процесса, врачебный контроль (1ч.).
Общая физическая подготовка (45 часов)
1.Общеразвивающие упражнения и упражнения для развития силы.
3.Акробатические упражнения
Группировки в приседе. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине
(вперед и назад). Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в
сторону.
4.Легкоатлетические упражнения.
Специально беговые и прыжковые упражнения. Челночный бег. Ускорения до 20,30,60 м.
Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза по 30-60 м. Бег с
препятствиями от 100 до 200м. Метания мяча в цель ,на дальность, в движущуюся цель.
5.Подвижные игры.
6 Спортивные игры по упрощённым правилам.
Специальная подготовка (30 часов)
1.Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий.
Бег, перемещения по сигналу из различных и.п.. Бег с остановками и изменением
направления. По сигналу - выполнение определенного задания в беге. Подвижные игры.
2.Упражнения для развития прыгучести.
Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных
исходных положений, со скакалкой.
3.Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма, передач,
подач мяча.
Техническая подготовка (50 часов)
Техника нападения.
Перемещения и стойки в сочетании с техническими приемами нападения. Передача мяча
сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача.
Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему удару.
Техника защиты.
Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с подачи. Страховка.
Прием мяча после отскока от стены, пола.
Тактическая подготовка (30 часов)
6
Тактика нападения.
Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков,
переход. Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме
мяча. Первая передача связующему игроку. Вторая передача.
Тактика защиты.
Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме
мяча. Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие
игроков задней линии. Расположение игроков при приеме.
Интегральная подготовка (9)
Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты
повышенной интенсивности и дозировки с целью обучения навыков технических приемов
и развития специальных приемов в единстве.
Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической
и тактической подготовке.
Психологическая подготовка (в течение занятий)
Психологическая подготовка служит важным условием успешного решения задач в
системе подготовки волейболистов. Такая подготовка способствует качественному
обучению навыкам игры. Основные задачи психологической подготовки: воспитание
моральных качеств, формирование чувства коллектива, установление и воспитание
совместимости спортсменов в процесс их деятельности, адаптация к условиям
тренировочного процесса.
Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого
применения обширных средств и методов: лекции, беседы, специальные знания в области
психологии, личный пример тренера, побуждение к деятельности, поручения, обсуждение
в коллективе, участие в играх.
Педагогический контроль:
1) контроль за физическим развитием обучающегося;
2) контроль физической и технической подготовленностью.
Физическое развитие.
Обследование физического развития производится по общепринятой методике
биометрических измерений (рост, вес, группа здоровья).
Физическая подготовка: тестирование по общей физической подготовке с целью проверки
развития основных физических качеств. Бег 30 м-быстрота, челночный бег - координация,
прыжок в длину с места - скоростно-силовые качества, бег 1 км - выносливость, наклон
вперед - гибкость.
Техническая подготовка: стойка и перемещения игрока, передача мяча над собой в кругу,
стоя у стены, передача мяча снизу над собой и с продвижением вперед, подача мяча.
Тактическая подготовка: действия при второй передаче, прием мяча снизу,
взаимодействие в команде.
Старшая группа (недельная нагрузка – 3 часа)
Теоретическая подготовка (3часов)
1. Влияние тренировочных нагрузок и профилактические восстановительные
мероприятия. Гигиена тренировочного процесса, самоконтроль. (1 ч.)
2. Основы техники и тактики игры в волейбол (1ч.)
3. Правила игры волейбол (1 ч.)
Общая физическая подготовка (20часов)
1.Общеразвивающие упражнения и упражнения на развитие силы.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища и шеи; для мышц ног
и таза. Стреч упражнения. Статические упражнения.
3.Акробатические упражнения .
7
Группировки в приседе. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине
(вперед и назад). Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в
сторону с места и с разбега. Упражнения на равновесие.
4.Легкоатлетические упражнения (10ч.)
Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4
раза по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Прыжковые упражнения различной
сложности. Челночный бег 3х10м,6х10м,10х10м.
5.Подвижные игры.
6. Спортивные игры.
Баскетбол. Гандбол. Волейбол.
Специальная подготовка (15 часов)
1. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий.
2. Упражнения для развития прыгучести.
Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных
исходных положений, со скакалкой. Упражнения с отягощением. Прыжки на одной и на
обеих ногах на месте и в движении лицом вперед. То же с отягощением.
3. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач
мяча.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, из упора стоя у стены
одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах, отталкивание от
стены, броски и упражнения с набивным мячом. Броски набивного мяча и наблюдение за
партнером в зависимости от действия партнера, изменение высоты подбрасывания;
броски мяча во встречных колоннах.
4. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые
движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с набивным мячом. Бросок гандбольного мяча через сетку на точность в
зоны. Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения
подачи по мячу.
5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов,
блокирования.
Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху
вниз - стоя на месте и в прыжке. Имитация прямого нападающего удара. Многократное
выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания. Прыжковые упражнения
в сочетании с подниманием рук вверх и касанием предмета. Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами.
Техническая подготовка (25часов)
Техника нападения. Перемещения и стойки. Перемещения и стойки в сочетании с
техническими приемами нападения. Перемещения различными способами на
максимальной скорости в сочетании с остановками, прыжками, стойками. Передача мяча.
Передача мяча сверху, снизу в парах, через сетку. Передача мяча сверху двумя руками с
отвлекающими действиями. Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и
расстоянию у сетки, со стенкой, в прыжке и на месте. Подача мяча.
Нижняя прямая подача на точность, по зонам. Верхняя прямая подача. Чередование
способов подач в сочетании с требованиями точности. Совершенствование изученных
подач. Нападающий удар. Обучение нападающему удару. Основные фазы нападающего
удара (разбег, толчок, удар, приземление). Имитация нападающего удара. Нападающий
удар из зон 2,4. Передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками.
Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему
удару у стены. Прямой нападающий удар. Техника защиты. Стойки и перемещения игрока
при приеме снизу. Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с
подачи. Страховка. Прием мяча после отскока от стены, пола. Выполнение приема мяча
8
различными способами и с последующим падением: подач, различных нападающих
ударов.
Тактическая подготовка (15 часов)
Тактика нападения.
Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков,
переход. Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме
мяча. Первая передача связующему игроку. Вторая передача. Чередование нападающих
ударов на силу и точность. Тактические комбинации. Тактика игры в нападении со второй
передачи. Розыгрыш мяча. Варианты системы игры в нападении со второй передачи
игроком передней линии.
Тактика защиты.
Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме
мяча. Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие
игроков задней линии. Расположение игроков при приеме. Индивидуальное
блокирование. Взаимодействие и перемещение игроков задней линии при атаке
соперника. Варианты расположения игроков при приеме подачи.
Интегральная подготовка (5 часов)
1. Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты
повышенной интенсивности и дозировки с целью совершенствования навыков
технических приемов и развития специальных качеств в единстве.
2. Упражнение на переключение в выполнении тактических действий в нападении и
защите повышенной интенсивности и дозировки и с целью совершенствования навыков
тактических действий, технических приемов и развития специальных качеств в единстве.
3. Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по
технической и тактической подготовке.
4. Контрольные игры. Применяются систематически для решения учебных задач. Особая
их роль при подготовке к соревнованиям.
Психологическая подготовка (в течение занятий)
Воспитание высоких моральных качеств, формирование у ребят чувство коллектива,
разносторонних интересов. Воспитание волевых качеств. Адаптация к условиям
соревнований. Настройка на игру, методы руководства командой в игре.
Включение в процесс предсоревновательной подготовки определенную систему
психолого-педагогических воздействий. Изучение структуры взаимоотношений в
команде. Изучение эффективности игрового взаимодействия методом контролируемого
наблюдения. Стресс и борьба с ним.
Проведение совместных занятий с командами других школ, с командой девочек.
Упражнения большой сложности в процессе физической, технико-тактической и
интегральной подготовки. Участие в соревнованиях с использованием установок на игру,
разборов проведенных игр.
Педагогический контроль
1) контроль за физическим развитием обучающегося;
2) контроль физической и технической подготовленностью.
Для получения необходимой информации контрольные испытания включены в
Программу:
Физическое развитие. Обследование физического развития производится по
общепринятой методике биометрических измерений (рост, вес, группа здоровья).
Физическая подготовка: тестирование по общей физической подготовке с целью
проверки развития основных физических качеств. Бег 30 м-быстрота, челночный бег координация, прыжок в длину с места - скоростно-силовые качества, бег 1 км выносливость, наклон вперед - гибкость.
9
Техническая подготовка: стойка и перемещения игрока, передача мяча над собой в
кругу, стоя у стены, передача мяча снизу над собой и с продвижением вперед, подача
мяча.
Тактическая подготовка: действия при второй передаче, прием мяча снизу,
взаимодействие в команде.
Воспитательная работа
В программе секции ведущее место занимают вопросы подготовки всесторонне
развитых, трудолюбивых, дисциплинированных активных и инициативных граждан.
Реализация воспитательных задач осуществляется в процессе систематических,
регулярных, тренировочных занятий, в процессе спортивных соревнований. Волевые
качества воспитываются на преодолении трудностей. При совершенствовании техники,
тактики игры, в процессе физической подготовки надо предусматривать развитее
личностных качеств ребят. Важная воспитательная работа тренера - создание дружного,
сплоченного коллектива, воспитание их в духе коллективизма, дружбы и товарищества.
При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к
следующим правилам:
необходимо знать, какие привычки помогают спортсмену проявить себя в
тренировке и соревнованиях;
ориентироваться на положительный образец;
формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их
применении;
необходимо добиваться отрицательного отношения к дурной привычке
Процесс формирования нравственного поведения связан с необходимостью
использовать методы педагогической коррекции посредством поощрения и наказания.
Вся система тренировочной и соревновательной деятельности должна создавать
прочную основу для здоровья, позволяющего поддерживать высокий уровень
интеллектуальной работоспособности.
Материально-техническое.
1. Сетка волейбольная - 2 шт.
2. Гимнастические стенки - 6-8 шт.
3. Гимнастические скамейки - 3-4 шт.
4. Гимнастические маты - 3 шт.
5. Скакалки — 15 шт.
6. Мячи набивные (масса 1 кг) - 15 шт.
7. Резиновые амортизаторы - 15 шт.
8. Мячи волейбольные - 10 шт.
Список литературы
1. Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.:
АСТ: Астрель, 2006;
2. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. под.ред. Железняк Ю.Д.,
Ивойлов А.В. - М. Физкультура и спорт, 1991.
3. Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум - М.: Просвещение, 1992
4. И.А. Гуревич 300 соревновательных игровых заданий по физическому воспитанию.
5. Комплексная программа общеобразовательных учреждений физического воспитания
для 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2011г;
6. Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детскоюношестких школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования),
школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2004;
10
Календарно - тематическое планирование по волейболу младшая группа
№
п/п
1-3
Раздел
программы
Теория
Техника
нападения
4-6
Контрольные
испытания
ОФП
7-9
ОФП
Техника
нападения
9-11
Техника
защиты ОФП
12-14
Техника
защиты
ОФП
15-17
ОФП
Техника
защиты
18-20
ОФП
СФП
21-23
Техника
защиты
Тема занятия
Техника безопасности. Физическая
культура и спорт в России. Правила
волейбола Стойка игрока. Перемещение
в стойке. Передача двумя руками сверху
на месте. Эстафеты. Подвижные игры с
элементами волейбола.
Прыжок в длину с места. Бег 30м.
Развитие скоростно-силовых качеств.
Комплекс ОРУ на развитие гибкости.
Беговые задания.
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху на
месте. Эстафеты. Подвижные игры с
элементами волейбола. Развитие
выносливости.
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху на месте.
Эстафеты. Подвижные игры с
элементами волейбола
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху на месте
и после передачи вперед. Прием мяча
снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини-волейбол
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху в парах.
Прием мяча снизу двумя руками над
собой и на сетку. Эстафеты. Игра в
мини-волейбол
Кувырок вперед, назад, в сторону.
Развитие гибкости. Бег вдоль границ
площадки, выполняя различные
упражнения. Подводящие упражнения
для приема и передач, подач
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху в парах.
11
Кол-во Дата
часов план
3
3
3
3
3
3
3
3
Дата
Факт
24-26
Контрольные
испытания
СФП
ОФП
27-29
Техника
нападения
ОФП
30-32
Техника
нападения
СФП
33-35
Техника
нападения
ОФП
36-38
ОФП
СФП
39-41
Техника
нападения
Техника
защиты
42-44
ОФП
СФП
45-47
Техника
нападения
СФП
48-50
Техника
нападения
ОФП
Прием мяча снизу двумя руками над
собой и на сетку. Тестирование по ОФП.
Развитие скоростно-силовых качеств.
Стойки, перемещения волейболиста.
Челночный бег 3х10м, 5х10м.
Подводящие упражнения для приема и
передач, подач.
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху в парах.
Прием мяча снизу двумя руками над
собой и на сетку. Нижняя прямая подача
с 3-6 м. Эстафеты. Игра в миниволейбол.
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху на месте
и после передачи вперед. Эстафеты.
Подвижные игры с элементами
волейбола.
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху на месте
и после передачи вперед. Прием мяча
снизу двумя руками над собой.
Эстафеты. Игра в мини-волейбол
Прыжки в высоту с прямого разбега.
Баскетбол. Прыжковая и силовая работа
на развитее точных приемов и передач.
Нижняя прямая подача с 3-6 м.
Эстафеты. Игра в мини-волейбол.
Передача двумя руками сверху на месте
и после передачи вперед. Прием мяча
снизу двумя руками над собой.
Эстафеты. Игра в мини-волейбол
Многоскоки, прыжки, ОРУ без
предметов. ОРУ с набивными мячами.
Игра ручной мяч.
Челночный бег с изменением
направления из различных и.п.
Подводящие упражнения для приема и
передач. Нижняя прямая подача с 3-6 м.
Эстафеты. Игра в мини-волейбол
Передача двумя руками сверху на месте
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху в парах.
Прием мяча снизу двумя руками над
собой и на сетку. Нижняя прямая подача
12
3
3
3
3
3
3
3
3
3
51-53
54-56
57-59
60-62
63-65
66-68
69-71
72-74
с 3-6 м. Эстафеты. Игра в миниволейбол
Техника
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
нападения
Передача двумя руками сверху на месте
Интегральная и после передачи вперед. Прием мяча
снизу двумя руками над собой.
Чередование упражнений на развитие
качеств применительно к изученным
техническим приемам и выполнение этих
же приемов. Эстафеты. Игра в миниволейбол.
ОФП
ОРУ у гимнастической стенки.
СФП
Группировка, перекаты в группировке из
различных положений. Игра в миниволейбол
Техника
Стойки и перемещение игрока. Передача
нападения
мяча сверху двумя руками в прыжке в
Техника
парах. Нападающий удар при встречных
защиты
передачах. Нижняя прямая подача.
Прием мяча после подачи. Учебная игра
Техника
Прием снизу двумя руками на месте и
защиты ОФП после перемещения. Прием мяча после
подачи. Прием снизу двумя руками.
Прием наброшенного мяча партнером –
на месте и после перемещения., в парах,
направляя мяч вперед вверх. Учебная
игра
Теория
История развития волейбола. Стойки и
Техника
перемещение игрока. Передача мяча
нападения
сверху двумя руками в прыжке в парах.
Нападающий удар при встречных
передачах. Нижняя прямая подача.
ОФП
Многоскоки, прыжки, ОРУ без
СФП
предметов. ОРУ со скакалками и
резиновыми эспандерами.
Техника
Стойки и перемещение игрока. Передача
нападения
мяча сверху двумя руками в прыжке в
Техника
парах. Нападающий удар при встречных
защиты
передачах. Нижняя прямая подача.
Прием мяча после подачи. Учебная игра
Техника
Передача мяча сверху двумя руками в
нападения
прыжке в парах. Нападающий удар при
ОФП
встречных передачах. Нижняя прямая
подача. Многоскоки, прыжки, челночный бег, бег 30 м. Подвижные игры
13
2
3
3
3
3
3
3
3
75-77
78-80
81-83
84-86
87-89
90-92
93-95
96-98
99-101
Техника
защиты СФП
Прием мяча снизу двумя руками над
собой и на сетку. Прыжковая и силовая
работа на развитее точных приемов и
передач. Подводящие упражнения с
малым мячом для нападающего удара.
Техника
Прием мяча снизу двумя руками над
защиты
собой и на сетку. Прием подачи и первая
ОФП
передача в зону нападения.
СФП
Многократное выполнение технических
Интегральная приемов – одного и в сочетаниях.
Упражнения для развития качеств,
необходимых при выполнении приема и
передач. Имитация.
Теория
Основные правила игры волейбол.
ОФП
Метание малого мяча с места в стенку
или щит в цель, на дальность. Игра
ручной мяч
Техника
Стойки и перемещение игрока.
Передача мяча сверху двумя руками в
нападения
прыжке в парах. Нападающий удар
ОФП
при встречных передачах. Нижняя
прямая подача. Прием мяча после
подачи. Учебная игра
Техника
Прием мяча снизу двумя руками над
защиты
собой и на сетку. Прием подачи и первая
передача в зону нападения. Прыжки в
высоту с прямого разбега. Развитие
скоростно-силовых качеств.
СФП
Упражнения для развития навыков
Техника
быстроты ответных действий,
нападения
прыгучести. Передача мяча сверху
двумя руками в прыжке в тройках.
Нападающий удар при встречных
передачах. Верхняя прямая подача,
прием мяча, отраженного сеткой.
Учебная игра
Интегральная Многократное выполнение технических
ОФП
приемов – одного и в сочетаниях.
Развитие выносливости. Подвижные
игры.
СФП
Передача мяча сверху двумя руками стоя
Техника
спиной к цели. Нападающий удар при
нападения
встречных передачах. Верхняя прямая
подача, прием мяча, отраженного сеткой.
Прием мяча снизу в группе. Учебная
игра
14
3
3
3
3
3
3
3
3
3
102-104
105-107
108-110
111-113
114-116
117-119
120-122
123-125
126-128
ОФП
Техника
нападения
Многоскоки, прыжки, ОРУ без
предметов. ОРУ со скакалками и
резиновыми эспандерами .Передача мяча
сверху двумя руками стоя спиной к цели.
Нападающий удар при встречных
передачах. Учебная игра
Интегральная Многократное повторение тактических
ОФП
действий. Игра «Два мяча через сетку».
Упражнения для овладения навыками
быстрых ответных действий. Спортивная
игра баскетбол
Теория
Гигиена и режим юного спортсмена.
ОФП
Упражнения для овладения навыками
быстрых ответных действий. Спортивная
игра мини-футбол.
ОФП
Совершенствование передачи мяча
Техника
сверху в парах, тройках, со стенкой. ОРУ
нападения
у гимнастической стенки. Группировка,
перекаты в группировке из различных
положений. Падения.
Техника
Упражнения для овладения навыками
защиты
быстрых ответных действий. «Эстафета с
ОФП
прыжками», игра «Перестрелка».
СФП
Прыжковая и силовая работа на развитее
Техника
точных приемов и передач. Верхняя
нападения
прямая подача нацеленная. Верхняя
прямая подача (планирующая) по
указанным зонам
Интегральная Метание малого мяча с места в стенку
ОФП
или щит в цель, на дальность. Ручной
мяч. Подготовительные игры: «Два мяча
через сетку» с различными заданиями,
эстафеты с перемещениями и
передачами.
Техника
Действия в нападении. Тактика
свободного нападения. Игра в
нападения
нападение через зону 3. Выбор места
Тактика
для выполнения подачи; выбор места
нападения
для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия: взаимодействие
игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3
при первой передаче.
Тактика
Индивидуальные действия: выбор
защиты
способа приема мяча от соперника –
Техника
сверху или снизу. Прием подачи и первая
защиты
передача в зону нападения.
15
3
3
3
3
3
3
3
3
3
129-131
132-134
ОФП
Техника
защиты
Тактика
защиты
Круговая тренировка. Учебная игра.
Групповые действия: взаимодействие
игроков при приеме подачи и передачи:
игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6;
игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1.
3
3
135-137
СФП
Тактика
нападения
3
138-140
Тактика
защиты
ОФП
141-143
Техника
защиты
144-146
ОФП
Тактика
нападения
Прыжковая и силовая работа на развитее
точных приемов и передач. Действия в
нападении. Тактика свободного
нападения. Игра в нападение через зону
3. Выбор места для выполнения подачи;
выбор места для второй передачи и в
зоне 3.
Групповые действия: взаимодействие
игроков зон 5,6,1 с игроками зон 4 и 2
при приеме подачи и с передачи
(обманы). Прыжки в высоту с прямого
разбега. Развитие скоростно-силовых
качеств.
Упражнения для развития качеств,
необходимых при выполнении приема и
передач. Имитация Индивидуальные
действия: при страховке партнера,
принимающего мяч с подачи, посланного
передачей.
Развитие общей выносливости.
Подвижные игры. Командные действия:
система игры со второй передачи
игроком передней линии: прием подачи
и первая передача в зону 3(2), вторая
передача игроку зоны 4 (2).
Нижняя прямая подача. Верхняя прямая
подача. Передачи мяча. Чередование
тактических действий (индивидуальных
и коллективных) в нападении.
Групповые действия: взаимодействие
игроков задней линии и передней линии
при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с
игроком зоны 3(2) при приеме подачи.
Действия в защите и нападении.
Тактика свободного нападения. Игра в
нападение через зону 3.
Взаимодействия игроков зон 6 с
игроком зоны 3. Бег с изменением
направления из различных и.п.
Челночный бег 3х10м, 5х10м.
147-149
Тактика
нападения
150-152
Тактика
нападения
ОФП
16
3
3
3
3
3
153-155
Тактика
защиты СФП
156-158
Тактика
нападения
Техника
нападения.
160-162
Тактика
защиты
ОФП
163-165
Техника
защиты
Тактика
защиты
166-168
Тактика
нападения
ОФП
169-171
Контрольные
испытания
ОФП
Контрольные
испытания
ОФП
172-174
Индивидуальные действия: выбор
способа приема мяча от соперника –
сверху или снизу. Прием подачи и первая
передача в зону нападения. Прыжковая
и силовая работа на развитее точных
приемов и передач.
Чередование тактических действий
(индивидуальных и коллективных) в
нападении. Групповые действия:
взаимодействие игроков задней линии и
передней линии при первой передаче;
игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2)
при приеме подачи
Индивидуальные действия: выбор
способа приема мяча от соперника –
сверху или снизу. Прием подачи и первая
передача в зону нападения.
Блокирование одиночное. Групповые
действия: взаимодействие игроков при
приеме подачи и передачи: игроков зон 1
и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с
игроками зон 5 и 1.
Действия в защите и нападении. Тактика
свободного нападения. Игра в нападение
через зону 3. Взаимодействия игроков
зон 6 с игроком зоны 3. Упражнения для
овладения навыками быстрых ответных
действий. Спортивная игра баскетбол.
Тестирование технических приёмов.
подача мяча, передачи в парах, над
собой. Подвижные игры.
Бег 1000м, прыжок в длину с места. Бег
30м. Развитие скоростно-силовых
качеств. Эстафеты. Игра в миниволейбол.
3
3
3
3
3
3
3
Календарно - тематическое планирование по волейболу старшая группа
№
п/п
1-3
Раздел
программы
Теория
Техника
нападения
Тема занятия
Классификация упражнений,
применяемых в учебно-тренировочном
процессе по волейболу. Техника
безопасности на занятиях.
17
Кол-во
часов
3
Дата
план
Дата
факт
4-5
6
Контрольные
испытания
ОФП
ОФП
Техника
нападения
7-9
Техника
защиты ОФП
10-12
Техника
защиты
13-15
ОФП
Техника
защиты
16-18
ОФП
СФП
19-20
Техника
защиты
Контрольные
испытания
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху на
месте. Эстафеты. Подвижные игры с
элементами волейбола
Развитие скоростно-силовых качеств.
Имитация передач.
Прыжок в длину с места. Бег 30м.
Упражнения для развития навыков
быстроты, ответных действий,
прыжковые упражнения.
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Передача двумя руками сверху на месте
и после передачи вперед. Эстафеты.
Подвижные игры с элементами
волейбола.
Перемещения и стойки. Прием сверху
двумя руками. Передача двумя руками
сверху на месте и после передачи
вперед. Прием мяча снизу двумя руками
над собой. Эстафеты. Игра в миниволейбол.
ОРУ, силовые упражнения для мышц
рук, плечевого пояса, прыжковые
упражнения.
Перемещения и стойки. Прием сверху
двумя руками Прием мяча после отскока
от стены (расстояние 1-2 м). Передачи
мяча сверху двумя руками, над собой –
на месте и после перемещения
различными способами.
Развитие гибкости, статические
упражнения. Стойка игрока.
Перемещение в стойке. Передача двумя
руками сверху в парах. Прием мяча
снизу двумя руками над собой и на
сетку.
Развитие скоростно-силовых качеств.
Стойки, перемещения волейболиста.
Челночный бег 3х10м, 5х10м.
Подводящие упражнения для приема и
передач, подач.
Прием снизу двумя руками. Прием
наброшенного мяча партнером – на
месте и после перемещения в парах,
направляя мяч вперед вверх. Бросок
18
2
1
3
3
3
3
2
21
СФП
ОФП
22-24
Техника
нападения
ОФП
25-27
Техника
нападения
СФП
28-30
Техника
нападения
31-33
ОФП
СФП
34-36
Техника
нападения
Техника
защиты
37-39
ОФП
Техника
нападения
40-42
Техника
нападения
СФП
набивного мяча (1 кг) из п.сед на полу
на дальность.
Бег вдоль границ площадки, выполняя
различные упражнения. Подводящие
упражнения для приема и передач,
подач. Кувырок вперед, назад, в
сторону. Развитие гибкости.
Передачи мяча сверху двумя руками,
над собой. Подачи мяча: нижняя прямая
подача. Ира в мини волейбол. Круговая
тренировка.
Передачи мяча сверху двумя руками,
над собой – на месте и после
перемещения различными способами.
Упражнения для развития навыков
быстроты ответных действий,
специальные прыжковые упражнения.
Передачи мяча сверху двумя руками,
над собой – на месте и после
перемещения различными способами. В
парах, тройках, верхняя прямая подача.
Передачи мяча сверху двумя руками,
над собой. Подачи мяча: нижняя прямая
подача.
Комплекс ОРУ на развитие гибкости,
стреч упражнения. Прыжковая и
силовая работа на развитее точных
приемов и передач. Подводящие
упражнения с малым мячом для
нападающего удара.
Передачи мяча сверху двумя руками,
над собой. Подачи мяча: нижняя прямая
подача, верхняя прямая подача.
Прием снизу, сверху. Прием мяча с
подачи.
Круговая тренировка на развитие
силовых качеств. Спортивная игра
гандбол. Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой. Подачи мяча:
нижняя прямая подача, верхняя прямая
подача.
Передачи мяча сверху двумя руками,
над собой. Подачи мяча: нижняя прямая
подача, верхняя прямая подача.
Челночный бег с изменением
19
1
3
3
3
3
3
3
3
43-45
Техника
нападения
ОФП
46-48
Техника
нападения
Интегральная
49-51
ОФП
СФП
52-54
Техника
нападения
Техника
защиты
55-57
Техника
защиты ОФП
58-59
Теория
Техника
нападения
60
ОФП
СФП
направления из различных и.п.
Подводящие упражнения для приема и
передач.
Верхняя прямая подача. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега в три
шага, ударное движение кистью. ОРУ с
гимнастической скакалкой. Развитие
скоростно-силовых качеств. Минифутбол.
Верхняя прямая подача. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега в три
шага. Чередование упражнений на
развитие качеств применительно к
изученным техническим приемам и
выполнение этих же приемов.
ОРУ у гимнастической стенки.
Группировка, перекаты в группировке
из различных положений. Прыжковая и
силовая работа на развитее точных
приемов и передач. Подводящие
упражнения с малым мячом для
нападающего удара.
Верхняя прямая подача. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега в три
шага, ударное движение кистью. Прием
сверху двумя руками нижней прямой
подачи. Прием снизу двумя руками на
месте и после перемещения.
Перемещение из зоны 4 в зону 3 и
обратно с имитацией блокирования в
каждой зоне. Перемещение из зоны
2в зону 1и обратно с имитацией
блокирования в каждой зоне. Метание
малого мяча с места в стенку или щит
в цель, на дальность. Ручной мяч.
Передачи мяча. Прямой нападающий
удар. Ритм разбега в три шага, ударное
движение кистью. Освоение
терминологии принятой в волейболе.
Правила игры.
Прыжки в высоту с прямого разбега.
Баскетбол. Прыжковая и силовая работа
на развитее точных приемов и передач.
20
3
3
3
3
3
2
1
61-63
64-66
Техника
нападения
Техника
защиты
Техника
нападения
ОФП
67-69
Техника
защиты СФП
70-72
Техника
защиты
ОФП
73-75
СФП
Интегральная
76-77
Теория
ОФП
78
Техника
нападения
ОФП
Техника
защиты
79-81
82-83
84
Контрольные
испытания
ОФП
Техническая
Контрольные
испытания
ОФП
Нижняя прямая подача. Верхняя прямая
подача. Передачи мяча. Прием подачи и
первая передача в зону нападения.
3
Упражнения для овладения навыками
быстрых ответных действий. «Эстафета
с прыжками», игра «Перестрелка».
Прямой нападающий удар. Ритм разбега
в три шага, ударное движение кистью.
Подача мяча. Передачи мяча.
Прыжковая и силовая работа на
развитее точных приемов и передач.
Прием подачи и первая передача в зону
нападения.
Прием подачи и первая передача в зону
нападения. Упражнения для овладения
навыками быстрых ответных действий.
Подвижная игра «Два капитана
Упражнения для развития навыков
быстроты ответных действий,
специальные прыжковые упражнения.
Чередование технических приемов в
различных сочетаниях.
Бег с изменением направления из
различных и.п. Челночный бег 3х10м,
5х10м. Гигиена и режим юного
спортсмена.
Встречная эстафета с мячом. ОРУ,
упражнения с набивными мячами.
Верхняя прямая подача.
Прием подачи и первая передача в зону
нападения. Развитие общей
выносливости. Подвижные игры.
Подача мяча, передачи в парах, над
собой. Тестирование по ОФП.
3
Бег 1000м, бег 30м, Упражнения для
овладения навыками быстрых ответных
действий.
1
21
3
3
3
2
1
3
2