Решение расчетных задач по химии 9 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.Саяногорска

Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Лышко Ю.В..
ФИО
Протокол № 1
от « 31 » августа 2023 г.

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУСОШ № 6
____________/Козарез_О.Ю
ФИО
от « 31 » августа 2023г.

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/Богданова О.В
Приказ № 225
от «31» августа 2021г.
Богданова
Оксана
Валериевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Решение расчетных задач по химии»
для обучающихся 9 классов

г. Саяногорск, 2023

Подписано цифровой
подписью: Богданова
Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.26 16:47:47
+07'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение расчетных задач по
химии» составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, а также с учётом рабочей
программы воспитания ООО МБОУ СОШ №6. Данный курс относится к внеурочной
деятельности по учебным предметам образовательной программы.
Актуальность: Данная программа предназначена для подготовки обучающихся 9-х
классов к ГИА (ОГЭ). Экзамен по химии относится к числу тех предметов, которые
требуют от учащихся многих знаний и понятий не только в области неорганической
химии, но и органической химии; владеть практическими навыками и уметь применять их
в другой ситуации. Занятия по подготовке к ГИА (ОГЭ) по химии предназначены для
теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой
аттестации выпускников по химии. Занятия ориентированы на повторение,
систематизацию и углубленное изучение курса химии основной школы, а также на
подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА (ОГЭ) в новой форме и учащихся, которые
выбирают химию для дальнейшего обучения в профиле.
Практическая значимость. Программа индивидуального плана, как и
приложения, может быть использована учителем в качестве материала для подготовки
учащихся 9 класса к ГИА (ОГЭ) по химии в.
Связь программы с существующими направлениями. Данный курс дополняет
программы для подготовки к итоговой аттестации учащихся 11 класса.
Основное содержание
9 класс – 68 часов.
Раздел 1. Проверка базовых знаний за 8 класс – 2 ч.
Раздел 2. Особенности ГИА (ОГЭ) по химии в предыдущем учебном году – 6 ч.
ГИА как способ объективной оценки качества образования. Особенности ГИА
(ОГЭ) по химии:
– кодификатор элементов содержания
– спецификация КИМов ГИА (ОГЭ) по химии.
- правила заполнения бланков ГИА (ОГЭ)
- информационные ресурсы ГИА (ОГЭ)
Раздел 3. Методика решения расчетных задач разного уровня сложности.
Возможность использования алгоритмов при решении задач – 16 ч.
Включает:
- решение задач на количество вещества
- решение задач на нахождение объема
-решение задач по теме: « Растворы»
- решение задач с помощью уравнений реакций
- решение задач на выход продукта
-решение задач на примеси
-решение задач повышенной сложности
-контрольная работа «Решение задач»
Раздел 4. Тренировочные задания для определения готовности школьников к
экзамену с последующим анализом и методическими рекомендациями. – 32 ч.
- задания базовой части

- задания части повышенного уровня сложности
- задания углубленного характера
- решение экспериментального задания
Раздел 5. Работа с бланками ответов, выполнение пробных тестов – 12 ч.
Цели курса:
-освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
-овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;
-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для использования их в нестандартной
ситуации.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция,
классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической
системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных
классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к
определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень
окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность
протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы
строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по
количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Срок реализации -1 год.
Формы организации занятий – индивидуальная в сочетании с групповой.
Продолжительность одного занятия - 2 учебных часа.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, беседы, работа с ЭОР,
самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: опорные сигналы по некоторым темам курса, таблицы, справочный
материал, алгоритмы, решения типовых задач, тесты для этапа контроля.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема
Количест Дата по
Дата по
п/п
во часов плану
факту
Раздел 1 Проверка базовых знаний за 8 2
класс
1
Контрольная работа «Актуализация знаний 2
08.09.2023
2
по химии»
Раздел 2 Особенности ГИА (ОГЭ) по химии 6
в предыдущем учебном году
3
ГИА (ОГЭ) как способ объективной оценки 2
15.09.2023
качества образования.
4
Кодификатор элементов содержания
5
Спецификация КИМов ГИА(ОГЭ) по химии. 2
22.09.2023
6
7
Правила заполнения бланков ГИА (ОГЭ)
2
29.09.2023
8
Информационные ресурсы ГИА (ОГЭ)
Раздел 3 Методика решения расчетных 16
задач
разного
уровня
сложности.
Возможность использования алгоритмов
при решении задач
9
Решение задач на нахождение массовой доли 2
06.10.2023
10 элемента в веществе. Решение задач на тему
внесения удобрений
11 Решение задач на количество вещества
2
03.10.2023
12
13 Решение задач на нахождение объема
2
20.10.2023
14
15 Решение задач с помощью уравнений 2
27.10.2023
16 реакций
17 Решение задач на избыток
2
01.11.2023
18
19 Решение задач на выход продукта
2
03.11.2023
20
21 Решение задач повышенной сложности
2
10.11.2023
22
23 Контрольная работа «Решение задач»
2
17.11.2023
24
Раздел 4 Тренировочные задания для 32
определения готовности школьников к
экзамену с последующим анализом и
методическими рекомендациями
25
26
27
28
29
30
31
32

Химический элемент и простое вещество

2

24.11.2023

Строение атома. Строение электронных 2
оболочек первых 20 химических элементов
ПСЭ Д.И. Менделеева
Периодический закон и периодическая 2
система Д.И. Менделеева
Строение молекул. Химическая связь. 2
Валентность. Степень окисления

01.12.2023

08.12.2023
15.12.2023

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

55
56

57
58
59
60
61
62

Простые и сложные вещества. Основные
классы
неорганических
соединений.
Номенклатура. Химические реакции
Электролиты.
Неэлектролиты.
Электролитическая диссоциация. Реакции
ионного обмена
Химические свойства металлов и неметаллов.
Химические свойства оксидов
Химические свойства оснований, кислот,
солей
Чистые вещества и смеси. Правила
безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная
посуда,
оборудование.
Проблемы
безопасного
использования
веществ. Разделение смесей и очистка
веществ. Приготовление растворов.
Определение характера среды растворов с
помощью индикаторов
Вычисление массовой доли химического
элемента в веществе
Закономерности
изменения
свойств
элементов ми их соединений в связи с
положением в ПСЭ
Степень окисления химических элементов.
Окислитель восстановитель. Окислительновосстановительные реакции
Химические свойства простых и сложных
веществ
Взаимосвязь
различных
классов
неорганических веществ. Реакции ионного
обмена
Вычисление массовой доли растворенного
вещества в растворе. Вычисление количества
вещества, массы или объёма вещества по
количеству вещества, массе и объему одного
из реагентов или продуктов реакции
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-,
карбонат - ионы, ион аммония. Получение
газообразных
веществ.
Качественные
реакции на газообразные вещества (кислород,
водород, углекислый газ, аммиак)
Раздел 5 Работа с бланками ответов,
выполнение пробных тестов

2

22.12.2023

2

29.12.2023

2

12.01.2024

2

19.01.2024

2

26.01.2024

2

02.02.2024

2

09.02.2024

2

16.02.2024

2

01.03.2024

2

15.03.2024

2

22.03.2024

2

05.04.2024

12

Решение вариантов ГИА (ОГЭ) по химии тест 2
№1. С последующей взаимопроверкой или
самопроверкой
Решение вариантов ГИА (ОГЭ) по химии тест 2
№2. С последующей взаимопроверкой или
самопроверкой
Решение вариантов ГИА (ОГЭ) по химии тест 2
№3. С последующей взаимопроверкой или

12.04.2024

19.04.2024

26.04.2024

63
64
65
66
67
68

самопроверкой
Решение вариантов ГИА (ОГЭ) по химии тест
№4. С последующей взаимопроверкой или
самопроверкой
Решение вариантов ГИА (ОГЭ) по химии тест
№5. С последующей взаимопроверкой или
самопроверкой
Итоговое
повторение
и
обобщение.
Психологический настрой на сдачу экзамена
Итого:

2

03.05.2024

2

17.05.2024

2

24.05.2024

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Химия, 8 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Химия, 9 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Справочник школьника. Химия/Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И.
Пышнограевой. - М.: Филолог. об-во "Слово", 1999. - 480 с.
Контрольные измерительные материалы. Химия. 8 класс. ФГОС/Корощенко А.С.,
Яшукова А.В., Издательство "Экзамен".
Контрольные измерительные материалы. Химия. 9 класс. ФГОС/Корощенко А.С.,
Яшукова А.В., Издательство "Экзамен".
Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 8 класс"/Габриелян О. С., Сладков
С. А., ООО "Дрофа".
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
http://www.alhimik.ru
http://www.periodictable.ru
http://www.periodicvideos.com
http://www.xumuk.ru
http://www.hij.ru
http://www.chemistry-chemists.com/index.html
http://www.ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.astronet.ru/db/msg/1180155
http://olimpiada.ru
http://www.webelements.com
http://chemed.chem.purdue.edu
http://www.cnshb.ru/AKDiL/0048/RM.shtm
http://repetitor2000.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».