Вокальный кружок Музыкальная капель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г. САЯНОГОРСКА

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
________________________
Прохоренко Т.Н.
Протокол №1
от «31» 08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
________________________
Козарез О.Ю.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Богданова О.В.
Приказ №225
от «31» 08.2023 г.

Богданова Оксана
Валериевна

Подписано цифровой
подписью: Богданова Оксана
Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:11:02 +07'00'

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Вокальный кружок
«Музыкальная капель»
5-8 классы

Программу составила:
Чердакова Е.А

Саяногорск, 2023 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения ООП ООО, а так же с учётом Рабочей программы воспитания ООО МБОУ
СОШ №6. Программа направлена на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитие способностей и талантов.
Занятия хоровым пением в общеобразовательных организациях осуществляются в рамках
вариативного подхода и предоставляют обучающимся возможность углублённого изучения
предметной области «Искусство». Среди различных видов музицирования пение стоит на первом
месте, как наиболее доступная и массовая форма музыкально-исполнительской деятельности.
Вокальный кружок «Мир песен» является органичным дополнением уроков предмета «Музыка»,
включённого в обязательную часть учебного плана общего образования (5-8 кл.)
Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной
программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Программа
разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и
условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
при освоении предметной области «Искусство» («Музыка»), учитывает практический опыт
образовательных организаций, осуществлявших исследовательскую и экспериментальную работу
по данному направлению эстетического воспитания.
Хоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Основное содержание
занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков,
концертно-исполнительская деятельность.
Актуальность программы «Мир песен» обусловлена потребностью общества в развитии
нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной
деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной
понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и
искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Новизна данной программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы
художественно-эстетического цикла (театр, литература, хореография, музыка, ИЗО) на уровне
межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве

содержательные

и

мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на развитие
духовности личности, творческих способностей учащихся, умение видеть и творить прекрасное.
Практическая значимость.

Программа предназначена для:
- развития музыкальности; музыкального

слуха, чувства ритма, музыкальной памяти

восприимчивости, способности к сопереживанию;
- раскрытия творческих способностей в различных видах музыкально-творческой деятельности
(слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
исполняемых произведений);
- повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа и других народов.
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала
обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
Основные задачи:


развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;



формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования,

артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);


формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их

музыкальных представлений и художественного вкуса;


воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры,

умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей
учебного процесса, ответственность за творческий результат.
Планируемые результаты освоения программы:
личностные УУД:


реализовать способности творческого освоения мира в различных видах и формах
музыкальной деятельности, в становлении самосознания и ценностных ориентаций,
проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости;



проявлять понимание и уважение к ценностям культуры и истории своего народа, родной
страны, культур других народов;



соотносить поступок с моральной нормой.

регулятивные УУД:


анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять
этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.



оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;



анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира;



оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).

познавательные УУД:


сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов,

имеющих общие свойства;
сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признаку



выявлять сходство и различие объектов.

коммуникативные УУД:


приобщаться к отечественному и зарубежному музыкальному наследию;



уважать духовный опыт и художественные ценности разных народов мира, культурные
традиции Отечества, малой родины и семьи;



участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицирование и т.
д., развивать умения «слышать другого»;



выстраивать

совместную

деятельность

и

поиск

в

процессе

учебных

ситуаций

нетрадиционных вариантов решения творческих задач;
Решение ключевых задач личностного, познавательного, регулятивного и
коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной,
учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его
участников в художественно-педагогическом процессе.
Формы и методы внеурочной деятельности.
Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой
работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия и
подбор

песенного

репертуара

планируются

с

учётом

возрастных,

психологических

и

индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия
разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма
проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
 вокально-хоровая работа;
 занятия по музыкальной грамоте;
 музыкально-дидактические игры;
 музыкально-ритмические упражнения;
 дыхательная гимнастика;
На занятиях хорового кружка «Мир песен» используются методы обучения:
Общедидактические методы:
Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, учебная дискуссия) - способствуют
формированию теоретических и фактических знаний учащихся;
Наглядные (иллюстрации и демонстрации) – развивают наблюдательность учащихся,
способность анализировать, позволяют достичь большого воспитательного и образовательного
эффекта, создают благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников,
способствуют повышению их внимания к изучаемым вопросам,

Практические (тренировочные упражнения, индивидуальное и хоровое исполнение) - развивают
практические умения и навыки учащихся, позволяют применять на практике полученные
теоретические знания.
Проблемно-поисковые методы – развивают навыки творческой учебно-познавательной
деятельности, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.
Методы самостоятельной работы – развивают самостоятельность в учебной деятельности.
Методы

стимулирования

и

мотивации

учебно-познавательной

деятельности

(музыкальные игры, музыкально- хоровые соревнования, эмоциональное воздействие и т.д.) формируют познавательный интерес учащихся, развивают чувства долга и ответственности у
учащихся.
Специальные вокальные методы:
Фонетический метод (использование определенных сочетаний фонем с целью выравнивания
тембрового звучания гласных, для настройки певческого голоса на правильное звукообразование,
исправления различных его недостатков).
Концентрический метод М.И. Глинки (постепенное расширение звукового диапазона голоса
концентрическими кругами вокруг его центра – примарных звуков при глубоком индивидуальном
подходе к каждому ученику).
Метод мысленного пения (формирование вокально-слуховых представлений, лежащих в основе
вокального воспроизведения).
Объяснительно - иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным (устное
объяснение и показ правильного вокального звучания педагогом и последующее воспроизведение и
повторение учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с
объяснениями и показом педагога).
Проверка усвоения материала проводится в течение учебного процесса в форме опроса учеников,
наблюдения за их деятельностью и учитывается:
1. участие детей в проводимых праздниках и конкурсах;
2. творческое выполнение заданий, заинтересованность в личностном росте;
3. качественное исполнение вокальных номеров.
Проверкой результатов усвоения знаний на занятиях является коллективное, сольное,
групповое прослушивание детей. Критерий оценки – рост исполнительских навыков с учетом
исходного уровня подготовки учащегося и его активности на занятиях.
Кроме того дети участвует в концертных мероприятиях школьного, городского уровня, где качество
исполняемых произведений является итоговым показателем всей вокально-хоровой работы на
занятиях.
Итоговая уровневая оценка осуществляется по следующим направлениям:

Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень

выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту
недостаточно четкое выполнение показателей или заданий, соответствующих
данному возрасту
невыполнение показателей и заданий данного возраста

Место вокального кружка «Мир песен» в учебном плане.
Программа рассчитана на детей среднего возраста на 1год обучения. Возраст детей 11-14 лет.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №6 количество часов отведённых на реализацию
программы составляет: 5 часов в неделю в 2023-2024 учебном году, что является необходимым и
оправданным. Общее количество часов отведённых на программу 170 часов.
Тематическое планирование 5-8 классы на 2023-2024 учебный год.
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Разделы
Вводное занятие.
Охрана голоса.
Певческая установка.
Звукообразование. Музыкальные штрихи.
Дыхание.
Дикция и артикуляция.
Ансамбль. Элементы двухголосия.
Музыкально-исполнительская работа.
Ритм.
Сценическое движение.
Работа над репертуаром.
Концертная деятельность.
Творческие отчёты.

Кол.
часов
1
6
12
10
8
6
38
36
8
17
16
14
2
170

Групповые
занятия
теория практика
1
2
4
4
2
4
18
18
4
1
6
1
6
10
2
3
76

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное
интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с
сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования.
Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого
дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на
активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные
и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с
сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато»,
«стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных
произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений.
11.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических
трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.
12.Концертная деятельность.
Анализ выступлений
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Методические пособия для учителя
1.Т.Э. Тютюнникова «Ущки на макушке», «Музыкальное ассорти»,
«Сундучок с брюликами» , Музыкальная палитра, С.-П. 2008
2. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» М. «Аквариум», 1999
3. Г.П.Сергеева «Практикум по методике музыкального воспитания в
начальной школе» М., «Академия», 1998
4. Е.Поплянова «Игровые каноны на уроках музыки» М., «Владос», 200
И.Г.Лаптев
5. «Нотный бал» 1-4 кл.: сборник песен / Г.А. Струве.- 2-е изд., стереотип.М.: Дрофа, 2007. – 53,(3)с.6 нот.
6. «Абрия-Кадабрия» сборник детских песен / А. Чернышов. – Ростов н/Д
Феникс, 2010.- 48, (1)с. СD – диск. – (Любимые мелодии).
7. Тухманов Д.Ф. «Колокольчик мой хрустальный» 6 Музыкальный
сборник. – М.6 Дрофа, 2001. – 64с.
Дополнительная литература для учащихся
1. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
2. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.:
НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
4. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
5. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб:
Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

4. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс].– Режим доступа:
http://www.music-dic.ru
5.
Музыкальный
словарь
[электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
6. Погружение в классику[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/10-1
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. IDCOMPANI, 2010.
2. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
3. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
4. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности».
ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
5. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск
(CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
6. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
7. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
8. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Наглядно-печатные пособия
1.Комплект портретов композиторов.
2. Комплект наглядно-демонстрационных плакатов.
Технические средства обучения
- компьютер;
- принтер;
- электропианино
- телевизор
- микрофон
Учебно-практическое оборудование
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- комплект детских шумовых музыкальных инструментов;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».