МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. Саяногорска
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Курилёнок И.А.
Протокол №1
от «31» августа 2023г.
Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
_________/Козарез О.Ю./
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/Богданова О.В.
Приказ № 225
от «31» августа 2023г.
от «31» августа 2023г.
цифровой подписью:
Богданова Оксана Подписано
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:11:24 +07'00'
Валериевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Загадки русской орфографии»
9 класс
__2023-2024 уч.год___
Программу составил:
Бессмертная Ольга Демьяновна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Саяногорск, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО, а также с
учётом Рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ №6.
Курс «Загадки русской орфографии» актуален, открывает новые возможности
для углубления содержания лингвистического образования, призван помочь в дальнейшей
учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность - залог успешности
человека.
Достаточно высокая степень научности должна обеспечить условия для
осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже
известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто
перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности
русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.
Цель курса - прокомментировать ряд орфографических правил, расширяя,
углубляя и систематизируя информацию, полученную ранее, для отработки
орфографической зоркости; повысить грамотность, культуру речи; повысить интерес к
данному предмету.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих задач:
• формирование представления о русском языке как целостной структуре,
овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;
• развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков
самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения,
познавательного интереса к родному языку;
• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;
• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения
нормативности;
• применение полученных знаний и умений в собственной практической
деятельности;
• совершенствование логического мьппления, аналитических навыков.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и
соответствует возрастным особенностям школьника.
Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и
инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в
повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных,
культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебновоспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному
образованию в современном обществе.
Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс
изучения программы рассчитан на учащихся 9-х классов.
Планируемые результаты
Личностные результаты
• умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
2
• высказывать предположения на основе наблюдений;
• формулировать тему, проблему урока; искать пути её решения;
• соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности
работы,
• осуществлять самопроверку письменных текстов.
Познавательные УУД:
• выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
• искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
• группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД:
• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать
правила речевого поведения;
• уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других,
• быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться о совместной
деятельности и приходить к общему решению;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Эффективность программы
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания,
потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать
важнейшие сведения по орфографии русского языка.
Форма организации занятий: основная форма организации учебных занятий практические занятия.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся
Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную,
групповую, парную, индивидуальную.
Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный
анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами.
• тренировочные упражнения;
• практикум;
• работа со словарями;
• тестовые задания;
• викторины, творческие работы;
• исследовательская и проектная деятельность.
Формы контроля: контрольно-тренировочные задания, тесты, работа с текстами,
самостоятельные, домашние, контрольные работы.
В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.
Итоговое занятие курса, предполагающее обобщение и систематизацию изученного об
орфограммах и закрепление умения учащихся, проводится в форме практического
контрольного занятия. Включает семинар и письменную проверочную работу.
В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:
работать с тестовыми заданиями;
выполнять различные виды заданий;
осуществлять самоконтроль и самоанализ;
конспектировать звучащую речь, печатный текст;
составлять план, таблицы, развернутые и опорные схемы;
публично выступать.
В ходе изучения данного курса учащиеся должны знать:
системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;
языковые нормы, их функции;
взаимосвязь фактов языка и истории.
3
Содержание и формы организации курса
Тема 1 (1час).
Основные вопросы письма и правописания.
Теоретическое занятие. Краткие сведения из истории русской графики и орфографии.
Толкование понятий «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий
«письмо» и «правописание».
Практическое занятие. Выполнение упражнений.
Тема 2 (2часа)
Гласные и согласные в корнях слов.
Теоретическое занятие. Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемые
ударением, чередующиеся, не проверяемые правилами. Согласные в корне слова.
Правописание согласных в корне слова: проверяемые, непроизносимые, непроверяемые.
Практическое занятие. Выполнение упражнений. Тесты.
Тема 3 (2часа)
Употребление букв Е, Ё и О после шипящих и Ц
Теоретическое занятие. Правописание О и Е после шипящих в корне слова.
Правописание О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов. Варианты
формулировок правил правописания гласных после шипящих и Ц.
Практическое занятие. Выполнение упражнений. Составление схем «Употребление Е, Ё,
О после шипящих и Ц». Тестирование.
Тема 4 (1час).
Правописание Ъ и Ь знаков.
Теоретическое занятие. Употребление Ь знака. Употребление Ъ знака. Обозначение
мягкости на письме.
Практическое занятие. Составление схемы употребления Ъ и Ь знаков. Выполнение
упражнений, тестирование
Тема 5 (2 часа).
Гласные и согласные в приставках.
Теоретическое занятие. Гласные и согласные в приставках. Правописание приставок
ПРИ и ПРЕ. Правописание приставок на 3 и С.
Практическое занятие. Выполнение упражнений. Составление опорных схем.
Тестирование.
Тема 6 (З часа).
Правописание Н и 1IH в словах.
Теоретическое занятие. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от
существительных, в отглагольных прилагательных и причастиях, в кратких
прилагательных и причастиях, в суффиксах существительных.
Практическое занятие. Выполнение упражнений. Правописание Н и НН в словах.
Тема 7 (2часа).
Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.
Теоретическое занятие. Различение частиц НЕ и НИ.
Практическое занятие. Выполнение упражнение, составление схемы правила,
тестирование.
Тема 8 (З часа).
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Теоретическое занятие. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, причастиями,
деепричастиями. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на
О и Е.
Практическое занятие. Выполнение упражнений. Опорные схемы. Тесты.
Тема 9 (2часа).
Употреблением строчных и прописных букв.
4
Теоретическое занятие. Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных
фирм. Названия документов, памятников старины, произведений искусства, именования
должностей и званий. Названия орденов, медалей, знаков отличия. Названия
литературных произведений и средств массовой информации. Сложносокращенные слова
и аббревиатуры. Собственные имена лиц. Клички животных, наименования видов
растений.
Географические
и
административно-территориальные
названия.
Астрономические названия. Названия исторических эпох и событий, геологических
периодов.
Практическое занятие. Выполнение упражнений. Тестирование.
Тема 10 (2часа).
Слитое и дефисное написание сложных существительных и прилагательных.
Теоретическое занятие. Общие принципы слитных, дефисных и раздельных
написаний. Слитное и дефисное написание сложных существительных и
прилагательных.
Практическое занятие. Выполнение упражнение, составление схемы правила,
тестирование.
Тема 11 (2часа).
Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений и наречий.
Теоретическое занятие. Основные правила слитного, раздельного и дефисного
написания местоимений и наречий.
Практическое занятие. Выполнение упражнений. Опорные схемы. Тесты.
Тема 12 (2часа).
Правописание служебных частей речи.
Теоретическое занятие. Основные отличительные признаки самостоятельных частей
речи и служебных. Характерные особенности служебных частей речи. Правописание
предлогов, союзов и лиц.
Практическое занятие. Выполнение упражнений. Тестовые задания.
Тема 13 (Зчаса).
Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения
самостоятельных и служебных частей речи.
Теоретическое занятие. Смешение самостоятельных и служебных частей речи.
Практическое занятие. Выполнение упражнений. Тестирование.
Тема 14 (Зчаса).
Отработка практических умений и навыков.
Практическое занятие. Выполнение упражнений, тестов.
Тема 15 (2часа).
Семинарское занятие.
Практическое занятие. Контроль знаний.
Тема 16 (2часа).
Проверочная работа.
Практические занятия. Зачёт. Контрольная работа. Тестовый контроль.
Календарно -тематическое планирование
№
п/п
1
Кол.
часов
1
2-3
2
4-5
2
Основные вопросы
письма и правописания.
Тип
занятия
Лекция,
практикум
Гласные и согласные
в корнях слов.
Употребление букв е, ё
и о после шипящих и ц.
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Тема
5
Виды деятельности
Сообщения. Работа с
текстами. Выполнение
упражнений. Тесты.
Выполнение упражнений.
Тесты. Групповая работа.
Выполнение упражнений.
Опорные схемы. Тесты.
Дата
план
Дата
факт
Правописание Ъ и Ь
знаков.
Гласные и согласные в
приставках
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
3
Правописание Н и НН в
словах.
Лекция,
практикум
Выполнение упражнений,
тесты. Парная работа.
Выполнение упражнений,
тесты. Коллективная,
групповая, парная
Выполнение упражнений.
Опорные схемы. Тесты.
2
Употребление и
правописание частиц
НЕ и НИ.
Слитное и раздельное
написание НЕ с
разными частями речи.
Лекция,
практикум
Выполнение упражнений.
Тесты.
Лекция,
практикум
2
Употребление строчных
и прописных букв.
Лекция,
практикум
1920
2
Лекция,
практикум
2122
2
Слитое и дефисное
написание сложных
существительных и
прилагательных.
Слитное, раздельное и
дефисное написание
местоимений и наречий.
2324
252627
2
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
282930
3132
3334
3
2
Правописание
служебных частей речи.
Трудные вопросы
орфографии, возникающие вследствие
смещения самостоятельных и служебных
частей речи .
Отработка
практических умений и
навыков.
Семинарское занятие.
Выполнение упражнений.
Опорные схемы. Тесты.
Коллективная, групповая,
парная работа.
Выполнение упражнений.
Тестирование.
Работа со словарями.
Выполнение упражнений.
Опорные схемы. Тесты.
Коллективная, групповая,
парная работа.
Выполнение упражнение,
составление схемы
правила, тестирование.
Работа со словарями.
Выполнение упражнений.
Тестовые задания.
Выполнение упражнений.
Тестирование.
Работа со словарями.
Коллективная, групповая,
парная работа.
2
Проверочная работа.
Зачёт
6
1
7-8
2
91011
1213
141516
3
1718
3
Лекция,
практикум
Практикум
Семинар
Выполнение упражнений,
тестов. Коллективная,
групповая, парная работа.
Контроль знаний.
Тестовый контроль.
Индивидуальная работа
Информационное обеспечение программы
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М.,
«Высшая школа», 2015.
2. Виноградов В.В. Русский язык. - М., «Высшая школа», 2019
3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., Просвещение, 2017
4 Львова С.И. Русский язык. - М., Дрофа, 2016.:
5. Розенталь Д.Э. Учебное пособие по русскому языку: Говорите и пишите по-русски
правильно.- М., Просвещение, 2020
6. Цыбулько И.П.. Русский язык. 9 класс. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ
2024: . М: Национальное образование, 2023.
7. Шанский Н.М. Современный русский язык. - М., Просвещение, 2014.
8. Энциклопедический словарь юного филолога. М, Просвещение, 2018
6
Интернет-ресурсы
Словари
1. http://www.sork.ru - Словарь сокращений русского языка
2. http://www.megakm.ru-Толковый словарь русского языка Ожегова
3. http://www.slovari.ru -Русские словари (Институт им. Виноградова)
4. http://www.gramota.ru- Онлайн словари (орфографический, орфоэпический,
толковословообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры
1. http://www.repetitor.lc.ru - Тесты по пунктуации в режиме онлайн
2. http://www.gramotey.ericos.ru - Электронный тренажер «Грамотей»
3. http://www.klyaksa.country.ru- Грамматический конкурс «Золотая клякса»
4. http://www.golovolomka.hobby.ru- Головоломки со словами
5. httр://капканы-егэ.рф - справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, работа
с текстами
Методические материалы
1. http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»
2. http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернег-поргал
«Русский
язык»),
3. http://www.rus.lseptember.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для
учителей «Я иду на урок русского языка».
4. http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»
5. http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».
6. http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
Московского центра интернет-образования
7. http://www.fipi.ru- Федеральный институт педагогических измерений
8. http://www. radostmoya.ru - образовательные проекты, анимационные фильмы
9. http://www.proshkolu.ru - методические материалы к урокам, презентации, музыка,
фильмы
10. http://novaya-shkola.su - методические материалы, мастер - классы, форум, курсы
повышения квалификации
11. http://nsportal.ru - методические материалы к урокам, презентации, музыка, фильмы
12. http://rutracker.org - научные, научно - популярные, художественные фильмы,
музыка
7