Культура речи 5-8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. Саяногорска
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Курилёнок И.А.
Протокол №1
от « 31» августа 2023г.

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
_________/Козарез О.Ю./

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/Богданова О.В.
Приказ № 225
от «31» августа 2023г.

от «31» августа 2023г.

Подписано цифровой

Богданова Оксана подписью: Богданова Оксана
Валериевна
Валериевна
Дата: 2023.09.28 16:11:47 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Культура речи»
5-8 класс
__2023-2024 уч.год___

Программу составил:
Бессмертная Ольга Демьяновна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории

Саяногорск, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы ООО, а также с учётом Рабочей
программы воспитания МБОУ СОШ №6.
Цель курса: формирование свойств речи, которые делают её ясной, лаконичной,
понятной для собеседника; осмысление в процессе обогащения активного и потенциального
словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности.
Интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их
особых познавательных, культурных, потребностей и интересов.
Задачи курса:
Обучающие:
 развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету
 пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка
 совершенствование речи в отношении её коммуникативных качеств, которые
способствуют лучшему взаимопониманию между людьми
 развивать творчество и обогащать словарный запас
 совершенствовать общее языковое развитие учащихся
 научить говорить и писать правильно
Воспитывающие:
 воспитывать любовь и уважение к родному языку
 формирование культуры общения
 интерес к чтению литературы
Развивающие:
 приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями
Формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их
собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность народов России.
Общая характеристика программы
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения
знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам
русской культуры и литературы.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к
родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой
задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но
и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая она даёт
возможность глубже раскрывать богатство русского языка, знакомить учащихся с такими
фактами, которые не изучаются на уроках. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки
учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной
программы является актуальной.
Программа вносит свой вклад в развитие культуры общения, мышления, речи,
помогает учащимся в коррекции имеющихся в их речи отклонений. Направлена на
2

расширение активного словаря детей, возможность
мотивированными на изучение русского языка.

проводить

работу с

детьми,

Особенности программы
Программа «Культура речи» относится к программам по учебным предметам.
1. Данный курс должен способствовать:
 качественному повышению уровня речевой культуры
 формированию необходимых коммуникативных качеств речи, таких, как
точность, лаконичность, чистота, выразительность
 правильному использованию единиц русского языка в зависимости от речевой
ситуации
Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Курс предполагает сочетание знаний учащихся по русскому языку и литературе.
Программа обусловлена необходимостью развития навыков самостоятельной работы с
текстами, углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и
правописанию.
2. Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих
принципах:
 доступность
 занимательность
 сознательность и активность
 связь с теорией и практикой
 индивидуальный подход к учащимся
3. Формы проведения занятий:
 практические занятия с применением игровых приёмов, раздаточных
материалов
 лекции, наблюдения, практикумы
 работа с текстами, лекция с элементами беседы
 творческие задания, сообщения, доклады
 рефераты учащихся, практические работы
 редактирование текста, конструирование
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая и практическая.
Формы контроля: контрольно-тренировочные задания, практические задания, работа
с текстами, тесты, зачёты.
4. Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения,
технология обучения в сотрудничестве, технология проектов.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью развития универсальных
учебных действий и личностных качеств школьника.
5. Учебно-исследовательская и проектная деятельность:
В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО
достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Одним из путей повышения
мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в
учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и
личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования
или проекта сфере.
Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное
исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с
последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Название проектов, осуществляемых в рамках данной программы:
 Диалектные слова на территории Хакасии.
3

 Иноязычные слова в современной русской речи.
 История одного слова.
6. Использование информационно-коммуникационных технологий.
Междисциплинарная программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
ООП ООО реализуются средствами различных учебных предметов и во внеурочной
деятельности.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 5-8 классе
обеспечивается следующим образом:
1) Поиск необходимой информации с использованием нескольких сайтов
2) Создание презентаций
3) Использование электронных словарей и справочников
7. Воспитание и социализация обучающихся осуществляется через:
1) Беседы на нравственные темы
2) Подготовку учебных проектов, исследований
3) Подготовку индивидуальных сообщений на нравственные темы
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для развития интеллектуальных и творческих способностей,
использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях
человеческой деятельности.
Описание места программы
Программа «Культура речи» рассчитана на 1 год (34 часа, 1 час в неделю) и
ориентирована на учащихся 5-8 классов.
В программе предусмотрено 17 часов аудиторных и 17 внеаудиторных.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
 Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
 Чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
 Любовь и уважение к Родине, языку, культуре;
 Интерес к письму, к созданию собственных текстов;
 Осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 В беседе с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(воздавать план, таблицу, схему);
 Пользоваться словарями, справочниками;
 Осуществлять анализ и синтез;
 Устанавливать причинно-следственные связи;
 Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:

4

 Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи;
 Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 Слушать и слышать других; пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 Задавать вопросы.
Тематическое планирование (34 ч)
Раздел 1. Понятие культуры речи (5ч)
Тема 1. Введение. Понятие культуры речи (1 ч)
Тема 2. Нормы литературного языка (2 ч)
Тема 3. Нормы русского ударения (2 ч)
Раздел 2. Словарный запас человека. Виды словарей (4ч)
Тема 4. Словарный запас человека (2 ч)
Тема 5. Виды словарей (2 ч)
Раздел 3. Штампы, стандарты (4ч)
Тема 6. Штампы. Правильное их использование (2 ч)
Тема 7. Стандарты. Правильное их использование (2 ч)
Раздел 4. Нормы литературного языка и русского ударения (21ч)
Тема 8. Орфоэпические правила и нормы (2 ч)
Тема 9. Практическая работа. Классификация и исправление различных типов ошибок (2 ч)
Тема 10. Роль ударения в репликах. Логическое ударение (2 ч)
Тема 11. Иноязычные слова в современной русской речи (2 ч)
Тема 12. Диалектные слова на территории Хакасии (2 ч)
Тема 13. Лексические нормы (2 ч)
Тема 14. Грамматические нормы (2 ч)
Тема 15. Синтаксические нормы (2 ч)
Тема 16. Практическая работа. Редактирование текстов с опорой на полученные знания (2 ч)
Тема 17. Русская фразеология и выразительность речи (2 ч)
Тема 18. Итоговое занятие. Зачётная работа (1 ч)
Содержание курса
Раздел 1. Понятие культуры речи .
Роль языка в жизни человека. Культура речи для более точного выражения своих мыслей,
чувств. Основные нормы современного русского литературного языка. Активные процессы
в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных
орфоэпических словарях.
Раздел 2. Словарный запас человека. Виды словарей.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы. Использование синонимов, антонимов в художественных
текстах.
Раздел 3. Штампы, стандарты.
Правильное использование штампов и стандартов в художественных текстах. Употребление
лексических средств в соответствии с ситуацией общения.
Раздел 4. Нормы литературного языка и русского ударения.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

5

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки;
предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным
значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу
управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами).
Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из
Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности
родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных
союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с
союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных
местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы. Редактирование текстов.

6

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Кол-во
часов

1

1

Введение. Понятие культуры речи

2-3

2

Нормы литературного языка

4-5

2

Нормы русского ударения

6-7

2

Словарный запас человека

8-9

2

Виды словарей

10-11

2

Штампы. Правильное их использование

12-13

2

Стандарты. Правильное их использование

14-15

2

Орфоэпические правила и нормы

16-17

2

Практическая работа. Классификация и исправление
различных типов ошибок

18-19

2

Роль ударения в репликах. Логическое ударение

20-21

2

Иноязычные слова в современной русской речи

22-23

2

Диалектные слова на территории Хакасии

24-25

2

Лексические нормы

26-27

2

Грамматические нормы

28-29

2

Синтаксические нормы

30-31

2

Практическая работа. Редактирование текстов с
опорой на полученные знания

32-33

2

Русская фразеология и выразительность речи

34

1

Итоговое занятие. Зачётная работа

Тема занятия

Дата
план

факт

Всего: 34 часа
Необходимое оборудование и оснащение:
Учебно-методические материалы: тексты художественной литературы; карточки;
таблицы, перфокарты, репродукции картин.
Дидактические и раздаточные материалы: разные виды словарей.
Аудиозаписи, слайды по содержанию программы, электронные словари, электронные
энциклопедии.
Информационно-коммуникационные средства: компьютер, проектор, принтер.

7

Список литературы
Для учителя:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! – М.: Просвещение, 2014 г.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М.: Просвещение, 2012 г.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Дрофа, 2010 г.
Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. М.: Просвещение, 2015 г.
Различные типы словарей
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Экзамен,
2015г.
7. Ханин М.И. Как научиться красиво и правильно говорить. – М.: Дрофа, 2011 г.
8. Черенкова А.Д. О культуре речи. – М.: Просвещение, 2011 г.
9. Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М.: Просвещение, 2014 г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Для учащихся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2011
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М.: Просвещение, 2014
Вартаньян Э.Д. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 2014
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: Просвещение, 2012
Львова С.И. Русский язык. Лингвистические игры. 5-11 классы.- М.: Эксмо, 2013
Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. – М.: Просвещение, 2010
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 2010
Различные типы словарей
Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение, 2014

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».