Литературное чтение

Министерство образования и науки Республики Хакасия
ГорОО
МБОУ СОШ №6

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим
Заместитель директора
объединением учителей по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Богданова Оксана

Подписано цифровой подписью:

Богданова Оксана Валериевна
________________________
Валериевна
Дата: 2023.09.24 11:57:32 +07'00'

Богданова О.В
№
225
от
«31»
08 2023 г.
Ковалёва Е.В
Лавор В.В.
№ 1 от «31» 08 2023 г.
№ 1 от «31» 08 2023 г.
________________________ ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 3 класса

Составители:
Арчинекова О.В., учитель начальных классов 1 категории
Васина А.А., учитель начальных классов 1 категории
Призба Д.А., учитель начальных классов 1 категории
Чанкова Г.И., учитель начальных классов высшей категории
Ярусова А.А., учитель начальных классов

Саяногорск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») для 3 класса
соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за третий год
обучения на уровне начального общего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего
роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
 формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня
общего речевого развития;

осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными
предметными результатами по классам;
 овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации
 для решения учебных задач.
Планируемые результаты изучения литературного чтения в 3 классе
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения обучающегося за год.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к
предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в
неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ( 3 КЛАСС)

О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история – важные темы
произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору).
Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей
страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные в
произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за
красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения.
Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине.
Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп,
ритм, логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М.
Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша
древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры
фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки,
по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России
(значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные
В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов,
пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в
фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и
нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные).
Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык
(лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как
отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я.
Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление
плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы
песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле.
Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии.
Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения,
выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался,
какими качествами обладал). Характеристика былин как героического
песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова,
их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции
картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная
сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по
выбору).
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт.
Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С.
Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и другие
по выбору). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста,
особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь
пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои,
волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор
сказок А. С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного
паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое
помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов
– великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух):
назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен.
Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и
виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков.
Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины
природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по
выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А.
Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др.
Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности
в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись,
её выразительное значение Олицетворение как одно из средств
выразительности лирического произведения. Живописные полотна как
иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств
создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в
изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального
искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,
А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н.

Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога»
(отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по
выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н.
Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ
как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части
произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка.
Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные
события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора
произведения. Художественные особенности текста-описания, текстарассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок»,
«Акула» и другие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее
двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. СоколоваМикитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).
Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»,
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и
другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его
отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения:
произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б.
С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий,
композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г.
Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
и другое (по выбору).
Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные
детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика.
Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности
внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания
произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по
выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним
героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное
время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и
его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).

Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой
юмористического
произведения.
Средства
выразительности
текста
юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических
рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М. М.
Зощенко и др.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие
(по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов
по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга.
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных
зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я.
Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро
«Подарок феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора,
осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом
учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид
искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с
рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические
и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
 различать сказочные и реалистические, лирические и эпические,
народные и авторские произведения;
 анализировать текст: обосновывать
принадлежность к жанру,
определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать
их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию
произведения, характеризовать героя;
 конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную
последовательность;

сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным
жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;
 исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров
(портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
 сравнивать информацию словесную (текст), графическую или
изобразительную
(иллюстрация),
звуковую
(музыкальное
произведение);
 подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы
и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам
выразительности;
 выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к
событиям, героям произведения;
 формулировать вопросы по основным событиям текста;
 пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
 выразительно
исполнять стихотворное произведение, создавая
соответствующее настроение;
 сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию
умений:
 принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в
зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию
поставленной задачи чтения;
 оценивать качество своего восприятия текста на слух;
 выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера,
подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
 в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям,
инсценировать (драматизировать) несложные произведения фольклора
и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере
её исполнения в соответствии с общим замыслом;




осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы
предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками
социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения
обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
 осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
 освоение
опыта
человеческих
взаимоотношений,
признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей художественных произведений в ситуации нравственного
выбора;
 выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
 приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной
литературы;
 понимание
образного
языка
художественных
произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
 овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
 потребность
в
самостоятельной
читательской
деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности
и


самостоятельности в познании произведений
художественной литературы, творчества писателей.

фольклора

и

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия:
базовые логические действия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
 находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации,
сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы,
таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)









ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ( 3 КЛАСС)
















отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного
творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать
разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические
и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без
отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной
тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать
вопросы к учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки,
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки
о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить
примеры произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
формулировать тему и главную мысль, определять последовательность




















событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов
текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку
поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;
выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев,
сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по
предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать
отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в
тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и
интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении, средств художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения:
строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением
орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно
формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами
из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато
(кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного
и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный
письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;








сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать
продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие,
приложения, сноски, примечания);
выбирать
книги
для
самостоятельного
чтения
с
учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные
электронные
образовательные
и
информационные
ресурсы,
включённые в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

(3 КЛАСС )

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

О Родине и её
истории

6

2

Фольклор (устное
народное
творчество)

16

3

Творчество
И.А.Крылова

4

4

Творчество
А.С.Пушкина

9

5

Картины
природы в
произведениях
поэтов и
писателей ХIХ
века

6

Творчество
Л.Н.Толстого

7

Литературная
сказка

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
8

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
10

1

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
9

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

8

Картины
природы в
произведениях
поэтов и
писателей XX
века

9

Произведения о
взаимоотношения
х человека и
животных

10

Произведения о
детях

11

Юмористические
произведения

12

Зарубежная
литература

13

Библиографическ
ая культура
(работа с детской
книгой и
справочной
литературой)

Библиотека ЦОК
10

1

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
16

1

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
18

1

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
6

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
10

1

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Библиотека ЦОК
4

https://m.edsoo.ru/7f411a
40

Резервное время

10

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

136

8

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».