Приложение № __к Основной образовательной программе среднего общего образования
МБОУ СОШ № 6 г. Саяногорска, утверждённой приказом от 29.08. 2024 г. № 237
План внеурочной деятельности
среднего общего образования МБОУ СОШ №6 г. Саяногорска
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее
– ФГОС) среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (с изменениями и дополнениями), основная
образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательной
организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением
требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.
1.Нормативно-правовая часть
План внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 6 г. Саяногорска на 2025-2026
учебный год составлен на основании следующих нормативных документов:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об
утверждении ФОП СОО"
-Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению
понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Приказ Минпросвещения № 704 от 9.10.2024г. "О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования";
-Положения «Об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ№ 6».
Общие положения
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах,
отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела ООП СОО
и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной
организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
-план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том
числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских
общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках Движения Первых)
-план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные
кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам
программы среднего общего образования).
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, реализуется основная образовательная программа (цели,
задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности
при получении среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной
деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися, в том
числе одарёнными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на
этапе средней школы составляет не более 700 часов.
Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную
деятельность, определяют за пределами количества часов, отведённых на освоение
обучающимися учебного плана.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная
деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических
образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе школы, в туристических
походах, экспедициях, поездках и т.д.).
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1-2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательными событиями).
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется
до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение
благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10 классе для
обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделено
больше часов, чем в 11 классе.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:
-компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом
правовых норм, установленных российским законодательством;
-социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
-компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой
совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
-в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, в сфере школьного ученического
самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в
школе и за её пределами;
-через приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям школы участие
обучающихся в деятельности творческих объединений, благотворительных организаций;
-через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, города, в ходе партнёрства с общественными организациями и
объединениями.
-через отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает
подготовку личности к общественной жизни);
-через трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).
-через воспитательные мероприятия, нацеленные духовно-нравственное и патриотическое
воспитание молодёжи.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и
запросов обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся план внеурочной деятельности в образовательной организации модифицируется
в соответствии с универсальным профилем.
В МБОУ СОШ №6 выстроена модель плана внеурочной деятельности СОО в
соответствии с универсальным профилем с преобладанием учебно-познавательной
деятельности (занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных
предметов; занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности; занятия
обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно- исследовательскую деятельность;
профориентационные занятия обучающихся;)
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности предполагает:
1. Организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного
тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах
классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной
организации;
- проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного процесса,
индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения
обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации.
В весенние каникулы в 10 классе организуются поездки в организации высшего
образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения
образования. После поездок в рамках часов, отведённых на организацию жизни ученических
сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются
анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных
организаций.
2. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической
направленности "Разговоры о важном"
3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей
обучающихся «Россия - мои горизонты»
Вариативный компонент предполагает:
В рамках реализации универсального профиля в первом полугодии 10 класса
организуется подготовка обучающихся к разработке и педагогическому сопровождению
разработки индивидуальных проектов (инструктажи, индивидуальные и групповые
консультации, защита проектов индивидуального плана), в осенние (весенние) каникулы 10-11
классы временными творческими группами обучающихся организуются поездки и экскурсии.
Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов
общеобразовательной организации на основе сетевого взаимодействия с учебными и
производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся
на производстве и в социальной сфере.
В каникулярное время предусматривается реализация задач активного отдыха,
оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на
природу, туристические походы, поездки по Республике, организация "зрительского
марафона" (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов,
просмотр видеофильмов, посещение выставок, музея с обязательным коллективным
обсуждением).
Помимо обязательного компонента для универсального уровня организуются курсы
внеурочной деятельности направленные на углубленное изучение учебных предметов,
интеллектуальное и творческое развитие, на формирование готовности обучающихся к
обоснованному выбору профессии и жизненного пути в соответствии с личной системой
ценностно-смысловых установок и проводятся с использованием технологий деятельностного
обучения.
Внеурочная деятельность в ОО реализуется в рамках оптимизационной модели,
предполагающей оптимизацию всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и
участие в реализации внеурочной деятельности педагогических работников, обеспечивающих
образовательную деятельность при получении среднего общего образования.
В рамках модели внеурочной деятельности в соответствии с универсальным
профилем используются следующие виды внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность;
-проблемно- ценностное общение;
- досугово - развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- социально преобразующая добровольческая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско- краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность формируется с учётом пожелания обучающихся и их
родителей (законных представителей) и реализуется в различных формах, отличных от
урочной системы обучения: литературные гостиные, спортивные секции, детские организации,
научно-практические конференции, олимпиады, НОУ, поисковые и научные исследования,
общественно-полезные практики, конкурсы, походы и экспедиции, программы курсов
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого школой.
Реализация программ внеурочной деятельности.
Инвариантный компонент внеурочной деятельности
1. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности "Разговоры о важном " (34 часа)
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России,
населяющим её людям, её уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
2. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся «Россия - мои горизонты» 10-11 классы, (34 часа)
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная
задача: формирование готовности школьников к осознанному выбор направления
продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в
школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности
2. Организация жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного
тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах
классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной
организации;
«Вместе с Движением Первых» 1 год 34 часа 10-11 классы (по желанию)
Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы (по
выбору учеников)
«Физика. За страницами учебника» 10- 11 класс 2 года 136 часов
«Избранные вопросы математики»10-11 класс 68 часов
«Загадки генетики» 11 класс 68 часов
«Основы физиологии» 10 класс 68 часов (кванториум)
«Химия в задачах» 11 класс 34 часа
«Стрельба из пневматической винтовки» 10 класс 34 часа
«Психологическая подготовка к ГИА» 11 класс 34 часа
Проектно-исследовательская деятельность 10 класс 34 часа
План внеурочной деятельности СОО на 2024-2025 г.г.
Компоненты
Название программы ВД
Количество Классы,
в Форма проведения
внеурочной
часов
которых
занятий
деятельности
реализуется
программа
ВД
Инвариантная
"Разговоры о важном»
34
10-11
Информационночасть
просветительские
занятия
"Россия - мои горизонты"
34
10-11
Лекции, экскурсии,
Беседы. Тренинги,
диагностика
Внеурочная
«Физика. За страницами 136
10-11
Практикум
деятельность
учебника»
по
учебным «Избранные
вопросы 68
10-11
Практикум
предметам
математики»
образовательно «Загадки генетики»
68
11
Лекции.
й
программы
практикум
(по
выбору «Химия в задачах»
34
11
Практикум
учеников)
«Основы физиологии»
68
10
Практикум
(Кванториум)
«Стрельба
из 34
10
Секция
Организация
жизни
ученических
сообществ
пневматической винтовки»
«Вместе с Движением 34
Первых»
Компонент
внеурочной
деятельности
Название
Инвариантная часть
"Разговоры о важном»
Внеурочная
деятельность
по
учебным предметам
образовательной
программы
(по
выбору учеников)
Организация
ученических
сообществ
Итого часов
жизни
Форма
организации
10-11
Количество часов
10 класс
Информационно1
просветительские
занятия
«Россия
мои Лекции, экскурсии,
1
горизонты»
Беседы.
Тренинги,
диагностика
«Физика.
За Практикум
2
страницами учебника»
«Избранные вопросы Практикум
1
математики»
«Загадки генетики»
Лекции. Практикум
«Основы физиологии» Практикум
2
«Психологическая
Тренинг
подготовка к ГИА»
«Стрелок»
Секция
1
ПроектноПрактикум
1
исследовательская
деятельность
«Химия в задачах»
Практикум
«Вместе с Движением
1
Первых»
11класс
1
1
2
1
2
1
1
1
10
10
План внеурочной деятельности среднего общего образования
МБОУ СОШ № 6 на 2025-2026 учебный год
(нерегулярные внеурочные занятия/мероприятия)
Нерегулярные внеурочные занятия/мероприятия
Форма
Класс Ориентировочная дата
Общешкольная линейка, посвящённая
10-11
1 сентября
«Первому звонку – 2025 года»
Подъём Флага РФ и исполнение Гимна РФ
Каждый понедельник
10-11
Акция, посвящённая окончанию второй мировой
10-11
4 сентября
войны «Голубь мира»
10-11
3 октября
Праздничный концерт, посвящённый Дню учителя.
10-11
3 октября
«День Дублера»
10-11
4 ноября
День народного единства
Акция, посвящённая «Всемирному дню ребёнка»
10-11
14-21 ноября
КТД «День матери»
10-11
28 ноября
Новогодние мероприятия «Новогодний переполох»
10-11
23-27 декабря
Акция «Свеча в окне»
10-11
27 января
Школьный фестиваль-конкурс «Зажигаются звезды»
10-11
январь
Конкурс чтецов «Живая классика»
10-11
14 февраля
вр
Месячник военно-патриотической работы (по
отдельному плану)
Праздничный концерт, посвящённый 8 Марта.
Акция «Чистый двор», посвящённая Дню Земли.
Акция «Окна Победы»
Торжественное шествие в День Победы
-Акция «Бессмертный полк»
Линейка «Последний звонок -2025»
10-11
февраль
10-11
7 марта
10-11
10-11
10-11
21-25 апреля
11
20 мая
1-9 мая
9 мая
Итоговые классные часы
10
26 мая
Выпускной вечер
11
21 июня
10-11
Внешкольные тематические мероприятия
В течение года
воспитательной направленности, организуемые
педагогами по изучаемым в образовательной
организации учебным предметам, курсам, модулям
10-11
Экскурсии, походы выходного дня, организуемые в
В течение года
классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями)
10-11
Посещение кинотеатра, театрализованных
В течение года
представлений.
Внешкольные мероприятия, в том числе организуемые 10-11
В течение года
совместно с социальными партнёрами
общеобразовательной организации
Городские тематические мероприятия,
10-11
В течение года
фестивали, праздники, конкурсы
Тематические мероприятия на базе городской детской 10-11
В течение года
библиотеки.
Тематические мероприятия на базе городского
10-11
В течение года
краеведческого музея
Участие в организации и проведении школьных и
В течение года
10-11
классных мероприятий.
10-11
февраль
Первенство школы по волейболу
Спортивные соревнования, посвящённые Дню
10-11
21-22.02.2023
защитника Отечества «Отцов достойные сыны»
Апрель-май
Школьный и муниципальный этапы «ШСЛ» Хакасии 10-11
10-11
Первая неделя мая
Соревнования по пулевой стрельбе «Меткий
стрелок», посвящённые Дню Победы.
Участие в качестве судей в соревнованиях по технике
13.09.2024г
10
туризма и ориентированию.
Всероссийская
олимпиада
школьников
по 10-11
октябрь
физической культуре (школьный этап)
10-11
Ноябрь-декабрь
Первенство школы по баскетболу
10-11
апрель
Весенний легкоатлетический кросс
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
образовательного процесса и должна найти своё отражение в основной образовательной
программе. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей
обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы
Требования к личностным результатам освоения обучающимися программ внеурочной
деятельности СОО включают осознание российской гражданской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной, внеурочной и воспитательной
деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами
и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности отражают готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического
воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового
воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также
результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды.
Метапредметные результаты включают:
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов внеурочной деятельности, модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
Овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов
в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её целевой
аудитории.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение овладевать:
-познавательными универсальными учебными действиями;
-коммуникативными универсальными учебными действиями;
-регулятивными универсальными учебными действиями.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает
умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия,
работать с информацией.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения
самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды
внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
-Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
-Личность самого обучающегося
-Детский коллектив
-Профессиональная позиция педагога
-Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность
познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности:
-Листы наблюдений;
-Контрольные вопросы;
-Анкеты;
-Тесты;
-Защита проектов;
-Результативность участия в конкурсах различной направленности и уровней;
-Активность участия во внеклассных мероприятиях;