МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
ГорОО
МБОУ СОШ №6
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим
Заместитель
Директор
Богданова Оксана
объединением учителей руководителя по УВР
________________________
Валериевна
начальных классов
________________________
Богданова О.В.
Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.09.24 19:48:43 +07'00'
________________________
Лавор И.В. Приказ № 225
от «31» августа 2023 г.
Ковалёва Е.В. Приказ № 225
от «31» августа 2023 г.
Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Функциональная граммотность»
для обучающихся 3 классов
Составители:
Арчинекова О.В., учитель начальных классов 1 категории
Васина А.А., учитель начальных классов 1 категории
Призба Д.А., учитель начальных классов 1 категории
Чанкова Г.И., учитель начальных классов высшей категории
Ярусова А.А., учитель начальных классов
Саяногорск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Функциональная грамотность» для обучающихся 3
класса на уровне начального общего образования составлена на основе:
•
Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО);
•
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»;
•
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г. № 286;
•
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от
22.03.2021 № 115.
•
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от
20.05.2020 №254;
приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 23.12.2020 №766;
•
Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699;
•
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации
18.12.2020г. регистрационный № 61573).
•
Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской
Федерации 29.01.2021г. регистрационный № 62296).
•
Примерная основная образовательная программа начального общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«функциональная граммотность»
Функциональная грамотность – способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как
способности личности читать, понимать, составлять простые короткие
тексты
и
осуществлять
простейшие
арифметические
действия,
функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым для
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной
грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности
обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на
практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно,
составляют метапредметные универсальные учебные действия –
познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух
групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая,
литературная,
математическая,
естественно-научная)
соответствуют
предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся
коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность,
формирующиеся на любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных
классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия
российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS)
выявил основные недостатки в достижении младших школьников:
–
недостаточно владеют смысловым чтением;
–
не справляются с задачами на интерпретацию информации; –
затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения; – не умеют
высказывать предположения, строить доказательства.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения
занятий по своему усмотрению.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа, для учащихся 3 класса. Один учебный год,
34 учебные недели.
Форма обучения на занятиях очная. Основной формой организации
образовательного процесса являются теоретические и практические занятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение третиклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о
семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную
от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о банковских картах;
умение правильно обращаться с повреждёнными деньгами;
представление о различных банковских услугах;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
изучения
блока
«Читательская
грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста
на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):
особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла,
восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет,
уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата,
пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного
бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение
и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Общее количество
часов на изучение
8
9
1
2
Блок «Читательская грамотность»
Блок «Естественно-научная грамотность»
3
Блок «Финансовая грамотность»
8
4
Блок «Математическая грамотность»
9
Итого
34 часа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. М.В. Буряк, С.А. Шейкина Функциональная грамотность. 3 класс.
Программа внеурочной деятельности. М, «Планета», 2023.
2. М.В. Буряк, С.А. Шейкина Функциональная грамотность. Тренажёр
для школьников. 3 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/