МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 г. Саяногорска
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим
объединением учителей
Заместитель директора по
УВР
Директор МБОУ СОШ №6
_______________________
Ковалёва Е. В.
Протокол №1 от « 29 »
августа 2025 г.
________________________ ________________________
Лавор И. В.
Богданова О. В.
Протокол № 237от « 29 »
Приказ № 237 от «29»
августа 2025 г.
августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Светская этика»)
для обучающихся 4 классов
2025-2026 учебный год
Саяногорск 2025
Пояснительная записка
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа по ОРКСЭ
состоит из учебного модуля«Основы светской этики». Выбор модуля осуществлялся по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по учебному
модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения,
требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого
учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных
достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого
модуля.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются: – знакомство обучающихся с основами
православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых
религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); –
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества; – обобщение знаний, понятий и представлений о
духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование
ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи; – развитие способностей обучающихся к общению в
полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ
– культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации. Культурологическая направленность предмета способствует
развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного
отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход
к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной
деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по
деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в
процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией,
обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими
школьниками содержания курса являются психологические особенности детей,
завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни,
любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают
естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на
окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность,
отзывчивость, Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс 5 доброту других людей,
так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится
предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как
руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо
учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские
сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено
эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением
или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных
ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. В рамках реализации ОРКСЭ
в части преподавания учебных модулей по основам религиозных культур не
предусматривается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение
религиозной практике в религиозной общине.
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ ‒ 34 часа (один час в
неделю в 4 классе)
Содержание обучения
Модуль «Основы светской этики» Россия – наша Родина. Этика и её значение в
жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и
мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник
российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственны е
ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика
семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных
культур и Светской этики»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности. В результате изучения предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
– понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
– формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
– понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
– понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
– осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой религии;
– строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение независимо
от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
– соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
– строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
– понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и
действий, оскорбляющих других людей;
– понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностями
Метапредметные результаты
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационнокоммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия
– ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
– использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
– применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
– признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
– выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
– воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
– использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
– находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
– анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и
оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого
этикета; – соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
– создавать небольшие текстыописания, текстырассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
– проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
– проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
– анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
– выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
– проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность
– выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
– владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
– готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
Предметные результаты
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
–
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
– высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы
и нормы этикета, приводить примеры;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
– рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
– раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
– распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законам в
российском обществе;
– рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда
; – рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
– раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;
– объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
Тематическое планирование
Модуль « Основы светской этики»
№ Наименование
п/п разделов и тем
учебного
предмета
1
Россия – наша
Родина
Колич
ество
часов
Програмное
содержание
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
1
Россия –
многонациональное
государство. Культурные
традиции. Культурное
многообразие России.
Народы и религии в
России
Использовать ключевые понятия учебной
темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке явлений
и фактов действительности. Рассказывать о
роли культурных традиций в жизни народов
России, о значении культурных традиций в
жизни человека, семьи, народа, общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения. Приводить примеры
единения народов России (например,
2
Этика и её
значение в
жизни
человека.
Нормы морали.
Нравственные
ценности,
идеалы,
принципы
8
3
Государство и
мораль
гражданина.
Основной
Закон
(Конституция)
в государстве
как источник
российской
гражданской
этики
1
4
Образцы
8
нравственности
в культуре
Отечества,
народов
России.
Природа и
человек
праздники)
Использовать основные понятия темы в
устной и письменной речи, рассматривать
иллюстративный материал, соотносить
текст с иллюстрациями. Составлять
небольшой текст-рассуждение на темы
добра и зла, моральных ценностей, идеалов.
Высказывать суждения оценочного
характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества,
государства. Рассуждать о возможности и
необходимости соблюдения нравственных
норм в жизни человека общества,
раскрывать понимание «золотого правила
этики». Размышлять и рассуждать на
морально-этические темы. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
Нравственный долг и
Читать и понимать учебный текст,
ответственность
объяснять значение слов (терминов и
человека в обществе.
понятий) с опорой на текст учебника.
Мораль в культуре
Выражать понимание нравственного долга и
народов России.
ответственности человека в российском
Государство и мораль
обществе, государстве. Рассказывать о
гражданина. Основной
российской гражданской этике как
Закон (Конституция) в
общепринятых в российском обществе
России как источник
нормах морали, отношений и поведения
общепринятых норм
людей, основанных на конституционных
гражданкой этики в
правах, свободах, обязанностях человека.
российском обществе
Раскрывать основное содержание норм
российской гражданской этики
(справедливость, ответственность, ценность
и достоинство человеческой жизни,
взаимоуважение, уважение к старшим, к
труду, свобода совести, свобода
вероисповедания, забота о природе,
историческом и культурном наследии и др.).
Использовать систему условных
обозначений при выполнении заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Образцы нравственности Рассуждать о необходимости соблюдения
в культуре Отечества,
нравственных норм жизни в обществе.
народов России.
Рассуждать о нравственных нормах на
Справедливость, дружба, примерах образцов поведения людей,
труд, помощь
исторических и литературных героев,
нуждающимся, служение защитников Отечества в истории России и
своему народу, России.
современности. Рассуждать о возможности
Народные сказки,
и необходимости бережного отношения к
пословицы, поговорки о природе и личной ответственности за это
нравственности.
каждого человека. Осуществлять поиск
Этика в отношениях
людей в обществе.
Добро и зло как
основные категории
этики. Культура и
религия. Нормы морали.
«Золотое правило
этики». Нравственные
ценности, идеалы,
принципы в культуре
народов России
Отношение к природе
как нравственная
категория
5
Праздники как
одна из форм
исторической
памяти
2
Народные,
государственные
праздники в России.
Нравственное значение
праздника, значение
праздников для
укрепления единства
народа, сохранения
исторической памяти
6
Семейные
ценности.
Этика
семейных
отношений
1
Семья как ценность.
Семейные ценности в
России. Этика семейных
отношений.
Традиционные семейные
ценности народов
России
7
Трудовая
мораль.
Нравственные
традиции
предпринимате
льства
3
Труд как ценность.
Уважение труда,
трудящихся людей в
культуре народов
России. Нравственные
традиции
предпринимательства в
России,
благотворительность
необходимой информации для выполнения
заданий. Составлять небольшой текстрассуждение на тему «Образцы
нравственного поведения в культуре
Отечества». Использовать знания,
полученные на уроках по литературному
чтению и окружающему миру, для
осмысления примеров нравственного
поведения людей в истории и культуре
Отечества. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение праздников как одной
из форм исторической памяти народа,
общества, их значение для укрепления
единства народа, общества. Рассказывать о
российских праздниках (государственные,
народные, религиозные, семейные), День
народного единства, День защитников
Отечества и др., о праздниках в своём
регионе, местности проживания.
Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
Раскрывать основное содержание
понимания семьи, отношений в семье на
основе взаимной любви и уважения, любовь
и забота родителей о детях; любовь и забота
детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших. Рассказывать о
семейных традициях народов России,
приводить примеры. Осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения
заданий. Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения
Анализировать прочитанное с точки зрения
полученных ранее знаний. Рассказывать о
трудовой морали, нравственных традициях
трудовой деятельности,
предпринимательства в России, приводить
примеры. Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой на учебный
текст. Высказывать суждения оценочного
характера о трудолюбии, честном труде, об
уважении к труду, к трудящимся людям,
результатам труда (своего и других людей).
8
Что значит
быть
нравственным
в наше время.
Методы
нравственного
самосовершенс
твования
6
9
Этикет
2
10
Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонационал
ьного и
многоконфесси
онального
народа России
2
Общее количество
часов по программе
34
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Нравственность
Выражать своими словами понятия урока.
общества и
Приводить примеры нравственных
нравственность
поступков, оценивать поступки свои и
личности, человека.
других людей. Соотносить нравственные
Нравственные
нормы с анализом личного опыта
требования в наше
поведения. Составлять небольшой текствремя. Воспитание
рассуждение на тему «Образцы
нравственной культуры в нравственного поведения людей в
обществе и
современной жизни». Проверять себя и
самовоспитание
самостоятельно оценивать свои достижения
человека. Нравственный
выбор. Нравственное
самосовершенствование
Понятие этикета. Этика
Размышлять и рассуждать на темы правил
и этикет в отношениях к поведения в обществе. Различать
старшим, учителям, в
нравственные нормы и правила этикета,
коллективе, дома и в
приводить примеры. Объяснять взаимосвязь
школе, в разных
этики и этикета, целесообразность правил
жизненных ситуациях.
этикета. Рассказывать о правилах этикета в
Речевой этикет
разных жизненных ситуациях, приводить
примеры, использовать народные
пословицы и поговорки. Обосновывать
необходимость соблюдения правил этикета
в разных ситуациях. Осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения
заданий. Применять навыки осознанного
построения речевых высказываний в
соответствии с коммуникативными
задачами. Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения
Служение человека
Закреплять и систематизировать
обществу, Родине,
представления о российской светской этике,
Отечеству в культуре
духовнонравственной культуре
народов России.
многонационального народа России, их
Патриотизм
значении в жизни человека, семьи,
многонационального и
российского общества. Сопоставлять
многоконфессиональног понятия «патриотизм», «Отечество»,
о народа России
«многонациональный народ России»,
«служение», соотносить определения с
понятиями, делать выводы. Использовать
основные понятия темы в устной и
письменной речи. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения