Рабочая программа русскому языку

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
Руководитель ШМО
++++++++++++++Ковалёва Е.В.
Протокол №1
от 31 августа 2023г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Лавор И. В.

______________Богданова О. В.

Протокол №1

Протокол № 225

от 31 августа 2023г

от 31 августа 2023г

от 30.08.2022г

Богданова Оксана
Валериевна

от "30_____" августа2022 г.

Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.10.13 15:36:13 +07'00'

Рабочая программа
по русскому языку
обучающихся по адаптированной основной
общеобразовательной программе начального
общего образования обучающихся
с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)

1 «Е» класса
2023-2024 учебный год

Учитель начальных классов
Стяжкина Евгения Павловна

г. Саяногорск, 2023г.

1. Особенности преподавания предмета
У детей наблюдаются нарушения фонематического восприятия, нарушения лексикограмматической стороны речи, которые затрудняют овладение предметом. Так же у детей имеются
нарушения познавательной деятельности и психофизического развития.
Большое значение на уроках имеет практическая направленность обучения, учёт возрастных и
индивидуальных особенностей детей, реализация дифференцированного подхода в обучении.
Особенности обучающихся

Специальные образовательные условия

Низкая концентрация внимания,
повышенная отвлекаемость,
фрагментарное выполнение учебных
заданий; трудность переключения.
Недостаточность наглядно-образного
мышления. Мышление остаётся
преимущественно конкретным,
поверхностным, существенного
развития словесно-логического
мышления не отмечается.
Трудности при классификации
предметов, обобщении явлений и
признаков, бедность и отрывочность
суждений и умозаключений,
нарушение логических связей.
Снижение способности к приёму,
переработке, хранению и
использованию информации.
Низкая осведомленность бытовых
понятий, низкий уровень знаний о себе
и об окружающем мире.

Привлечение внимания обучающихся к учебному
материалу с использованием дополнительных
инструкций, демонстрационного материала, смена видов
деятельности.
Новый материал преподносится дозировано (методом
«малых шагов») с большой детализацией,
развернутостью, с конкретностью действий в форме
алгоритмов. Для формирования отвлеченных понятий,
обобщений, умений и навыков предметная наглядность
используется более длительное время.
Применение упражнений, предусматривающих
активизацию познавательной деятельности.
Использование учебного материала с опорой на
жизненный опыт обучающихся. Поэтапное разъяснение,
последовательное выполнение заданий
Применение разноуровневых индивидуальных карточек,
обеспечение аудиовизуальными техническими
средствами обучения.
Формирование познавательной мотивации и
положительного отношения к учению с помощью
демонстрационных, аудио и видео материалов,
замедленный темп преподнесения новых знаний с опорой
на жизненный опыт ребенка.
Проведение различных физминуток с целью снятия
усталости. Предоставление материала дозировано,
преимущественно в игровой форме, с чередованием труда
и отдыха. Использование интересного и красочного
дидактического материала и средств наглядности,
применение компьютерных технологий.

Испытывают затруднения в
произвольной организации
деятельности; не умеют
последовательно выполнять
инструкции учителя, переключаться
по его указанию с одного задания на
другое, быстро утомляются.
Словарный запас ограничен, в речи
наблюдаются аграмматизмы,
нарушения лексической стороны речи.

Нарушения связной речи. Отсутствует
полнота и развернутость в
высказывании, бедная, недостаточно
выразительная речь
Низкий уровень познавательной
активности и учебной мотивации.
Низкая работоспособность.

Систематическое проведение словарной работы, где
уточняются значения слов, вводятся в активную речь
новые слова. Работа над расширением и активизацией
словаря опирается на активное действенное познание
детьми предметов и явлений окружающей
действительности.
Применение коррекционно-развивающих игр и
упражнений, включающих иллюстративно-графический и
игровой материал.
Применение дидактических игр и игровых приемов,
разнообразного дополнительного материала.
Использование компьютерных технологий. Проводится
коллективная деятельность.
Использование постоянной смены видов деятельности.
Соблюдение охранительного режима (физминутки,
гимнастика для глаз и пальцев рук, динамическая

Нарушение эмоционально-волевой
сферы

организация урока). Включение в урок игровых приёмов
работы.
Применение индивидуального подхода. Смягчение
эмоционального дискомфорта у детей, повышение их
активности и самостоятельности; коррекция самооценки,
уровня самосознания, формирование эмоциональной
устойчивости и саморегуляции.

Исходя из особенностей класса, программный материал разбит в соответствии с учетом зоны
ближайшего развития обучающихся, увеличено количество часов на изучение добукварного периода и
букварного. В букварный период включены дополнительные часы на отработку дифференциации
оптически сходных букв и акустически сходных звуков, на формирование звукобуквенного анализа.
Материал краеведческой направленности представлен при изучении всего курса данного предмета

2.Пояснительная записка
Программа разработана на основе
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (ред. от
02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
1 класс - авторской программы В.Г.Горецкий, В.П.Канакина (М.: Просвещение, 2015)
Основной общеобразовательной программе начального общего образования , утвержденной
приказом директора № 275 от 02.09.2022г
Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ( вариант 5.1), утвержденной приказом директора № 205 от
31.08.2021г
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в
Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
Конвенции о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
 формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и
синтаксисе;
 формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
- создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в
освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи:
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса
к языку, стремления совершенствовать свою речь;
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными,
индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере
образования;
-обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм получения
образования учащимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых
образовательных потребностей разных групп учащихся.
Основными направлениями коррекционной работы: удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с ТНР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием
обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие

познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и
письменной речи.
Основная задача педагога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ТНР.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений
между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по
профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание
эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на
уроке и, при необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении предмета, курса;
обеспечение учащемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него
негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение
процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия
и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и
восприятия
звуков,
отличающихся
тонкими
акустико-артикуляторными
признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных
вариантах: отсутствие, замены
(как правило, звуками простыми по артикуляции),
смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность
к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что
негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической
стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой
структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных
компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или
звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники
запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с
активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются
остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических
компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений
звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах
искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим
отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие
впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне
сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря
на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых
животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и
сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические
ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков.
Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих
внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и
антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность
лексического
строя
речи
проявляется
в
специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в
нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных
слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по
русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной
стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный
характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и
неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся
нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками
главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа
на
заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей
жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в
основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения
чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и
на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью
базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

3.Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
-выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со
специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения
первых признаков отклонения речевого развития;
-организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом
обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и
воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и
личностного развития;
-получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени
выраженности его речевого недоразвития;
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через
содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в
процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
-создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций,
анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения
комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих
нарушений;
-координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
-получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации
первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности,
соматического здоровья;
-возможность адаптации образовательной программы при изучении содержания учебных предметов
по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и
оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
-гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания
отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования
соответствующих методик и технологий;
-индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий обучающихся с ТНР;
-постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из
механизма речевого дефекта;
-применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных
компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих

реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих
контроль за устной и письменной речью;
-возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
-профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального
расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению
выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии
и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

4. Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на
формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых
умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха,
осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на
уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с
обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание
обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного
(подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового образования. Его содержание
направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу
письма. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных
форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение
к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением. На
подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных
(твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. Дети
усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала
элементы букв, а затем овладевают письмом целых букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение написания согласных букв;
последующих гласных букв; букв, не обозначающих звуков.
Послебукварный (заключительный) период нацелен на отработку навыка каллиграфического
письма.
Блок «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями;

система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия,
графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие письменной речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех
же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень
подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное
возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории,
навыков правописания и развития речи,
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает
ориентацию первоклассников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой
деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для
овладения письменной формой языка, культурой письменной речи. Учащиеся научатся адекватно
воспринимать письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать
собственные письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного
раздела s программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков,
актуальных для практики общения младших школьников.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования
универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи, обнаруживать
орфограмму, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу,
осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с
информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной
культурой: умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться

лингвистическими словарями и справочниками. Первоклассники будут работать с информацией,
представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они
научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а
также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные
открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению
учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить,
расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей,
формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести
поиск и систематизировать нужную информацию.

5.Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе – 165 (5 часов в неделю, 33 учебные недели).

6. Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в
своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и
отечественной художественной культурой.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном
материале
в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
Познавательные универсальные учебные действия
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы
(включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении
и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в
ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Предметные результаты
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове
и
правильно произносить;
- различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить
их в слове, правильно произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного
звука.
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак
для конца каждого предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
- применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, именах собственных;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.

7. Содержание учебного предмета
Раздел
Добуквар
ный
период

Букварный
период

Темы
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение
речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием
графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах
(выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов
в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы.
Представление
о звуке, различение на слух и при произношении гласных и
согласных (твердых
и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или
наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая
роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слогозвуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера,
последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и
произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую
структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между
произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слогозвуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами, а, о, и, ы, у, узнавание букв
по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных
позициях), правильное соотнесение звуков и букв
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв,
основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами
рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их
соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись
слов
и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с
учителем,
а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем
с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстомобразцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под
диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале
предложения, точка
в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках
животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится
с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу).
Знакомство с правилами гигиены письма
Развитие речи.
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой
речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование
общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному
речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой
структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения.
Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух,
верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и
скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных
отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное
употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их
значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов,
правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро
находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его
в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости
к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев

Послебук
варный
период
Наша речь
Текст,
предложен
ие, диалог
Слова,
слова,
слова…
Слово и
слог.
Ударение.
Звуки и
буквы
Повторе
ние

многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования
терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба
с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых
умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа
на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе
предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и
перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества
предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением
логики развития сюжета
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок
текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение
предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки
препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия
признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы
слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый,
близких и противоположных по значению слов
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные
гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как
показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие
согласные звуки. Заглавная буква в словах
Звуки и буквы. Слог и слово. Наша речь. Текст

8. Тематическое планирование
1 класс (обучение грамоте - письмо) – 115 часов
№п/п
1.
2.
3.

Тема
Добукварный период.
Букварный период.
Послебукварный период.

Количество часов
23
82
10
Итого
115

Тематическое планирование русский язык – 50 часов

№

Тема

Кол-во часов

1
2
3
4
5
6
7

Текст, предложение, диалог
Слова, слова, слова …
Слово и слог. Ударение.
Звуки и буквы
Гласные звуки
Согласные звуки
Повторение

5
5
6
3
8
16
7

Итого : 50
9. Диагностический инструментарий
Название работы
сроки
Проект «Скороговорки».
май
Проект«Сказочная страничка
май
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Информационно-методические ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№ 1598
УМК «Школа России», Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным
предметам. Начальная школа, в 2 ч. М.: Просвещение, 2019.
Рабочие программы для 1-х классов на основе программы Канакиной В.П.,
Горецкого
В.Г
Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций с прил.на электрон. носителе. В
2ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.-3 изд.-М.: Просвещение, 2017 год.

Итоговая контрольная работа (диктант)
У пруда.

Галя была у пруда. Там утки. У Гали горох. Она кормит уток. Утки сыты. (14 слов)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».