МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
ГорОО г. Саяногорск
МБОУ СОШ №6
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Заместитель директора УВР
Директор
________________________
________________________
________________________
Лышко Ю.В.
Протокол №1
от «29» августа 2025 г.
Лавор И.В.
Приказ №237
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Олимпиадная ЭкоЛаборатория»
для обучающихся 9 классов
Саяногорск 2025
Богданова О.В.
Приказ №237
от «29» августа 2025 г.
Пояснительная записка
Мировые
тенденции
развития
экологического
образования
свидетельствуют о глобальном внедрении информационных технологий в
образовательный процесс.
Экологические исследования являются весьма перспективной областью
для применения образовательных методик в процессе обучения за счет
объединения в себе различных естественнонаучных дисциплин.
Ведущая
идея
данной
рабочей
программы
«Олимпиадная
ЭкоЛаборатория» (далее – Программа) заключается в подготовке
обучающихся к олимпиадам по дисциплине «Экология», а также изучении
законов экологии, современных методов, дающих возможность построить с
помощью цифровых лабораторий, осваивать основы экологического
мониторинга. Проектные работы, тематика которых включена в программу,
позволяют сформировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать
и применять знания, а также способствуют развитию творческих способностей
личности. Интеграция данной программы с элементами физики, химии,
биологии позволяет обучающимся лучше понять другие естественнонаучные
дисциплины, преподаваемые в школе.
Данная программа составлена на основе методических пособий:
И.Н.Понаморева «Экология», «Вентана-Граф» 2001; Т.А.Попова «Экология в
школе. Экологический мониторинг природной среды», «ТЦ Сфера» 2005;
«Методические рекомендации для проведения лабораторных работ по
экологии», «RELEON»
Актуальность Программы определена тем, что она направлена на
повышение интереса к познанию экологии, в том числе, экологию родного
края, подкрепляется практической значимостью изучаемых тем, ориентирует
на выбор профиля.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что
она позволяет сформировать у обучающихся целостную систему знаний,
умений и навыков, которые позволят им понять основы экологического
мониторинга и применение данных знаний на арене олимпиад по «Экологии».
Цель курса: сформировать необходимые умения и навыки для решения
олимпиадных задач различного уровня сложности, а также участия в
конкурсных мероприятиях эколого-биологической направленности
используя эколабораторию «Кванториум».
Задачи курса:
- углубить и расширить знания, полученные в рамках школьного курса
предметов - биологии и географии;
- подготовить обучающихся к различным видам заданий, познакомить с
алгоритмом их решения;
- научить интерпретировать изученные социальные явления и процессы,
давать им оценку, сравнивать;
- сформировать умения приводить собственные примеры, пояснять
изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих
фактах;
- способствовать овладению навыками поиска, анализа и обобщения
информации, представленной в различных знаковых системах (текстах,
схемах, таблицах. диаграммах).
- научить пользоваться справочной литературой и интернет-ресурсами,
находить необходимую дополнительную информацию при подготовке к
решению олимпиадных заданий.
Отличительной особенностью Программы является то, что изучение
основ экологии с использованием цифровой лаборатории "Экология"
позволяет определять состояние разнообразных факторов окружающей среды,
получать объективные данные и приближает школьные исследовательские
работы к современному стандарту научной работы.
Экспериментальные данные, полученные на занятиях при выполнении
опытов, позволяют учащимся самостоятельно делать выводы, выявлять
закономерности.
Актуальность программы заключается в мотивации заинтересованных
детей к изучению экологии, участии в олимпиадах и конкурсах различного
уровня.
Категория обучающихся
Обучение по Программе ведется из обучающихся 9 классов.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов в год составляет
34 часа.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
Форма обучения – очная, при необходимости возможен переход на
дистанционную форму обучения при согласии родителей.
Форма организации занятий – групповая. Обучающиеся работают в паре.
Планируемые результаты освоения Программы
Предметные результаты:
формирование представлений о роли и значении экологических знаний в
жизни;
овладение основными терминами экологии и использование их при
выполнении олимпиадных задач.
формирование навыков работы с цифровым оборудованием.
Метапредметные результаты:
сформированность
у обучающихся
познавательной деятельности;
самостоятельности
в
учебно-
развитие способности к самореализации и целеустремлённости;
сформированность у обучающихся технического мышления и творческого
подхода к работе
развитые ассоциативные возможности мышления у обучающихся.
Личностные результаты:
сформированность коммуникативной культуры обучающихся, внимание,
уважение к людям;
развитие трудолюбия, трудовых умений и навыков, широкий кругозор;
сформированность умения планировать работу по реализации замысла,
способность предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить
коррективы в первоначальный замысел;
сформированность
способности к продуктивному общению и
сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой
деятельности.
Календарный учебный график
№
п/п
Дата проведения
Колзанятия
во
Группа 1 Группа 2,3
часов
Тема занятия
1
01.09.25
03.09.25
1
Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в
биологической лаборатории. Экология как наука. Понятие о
мониторинге. Знакомство с цифровой лабораторией "Экология"
2
08.09.25
10.09.25
1
Экология - наука о взаимоотношении живых организмов с
окружающей средой.
Форма занятия
Теория
Теория и
практика
3
15.09.25
17.09.25
1
Основные разделы современной экологии.
Теория и
практика
4
22.09.25
24.09.25
1
Понятие окружающей среды.
Теория и
практика
5
29.09.25
01.10.25
1
Влияние шума на человека и окружающую среду
ЛР№1 "Мониторинг уровня шума исследуемой территории".
Теория и
практика
6
06.10.25
09.10.25
1
Экологические факторы.
Теория и
практика
7
13.10.25
16.10.25
1
Свет как экологический фактор
ЛР№2 "Мониторинг уровня освещенности"
Теория и
практика
8
20.10.25
23.10.25
1
Свет как условие зрительной работы
ЛР№3 "Исследование освещенности помещения класса"
Теория и
практика
Состав атмосферного воздуха. Загрязнение воздушной среды
ЛР№4 "Мониторинг содержания окиси углерода в атмосферном
воздухе"
Особенности аэробного дыхания организмов
ЛР№5 "Мониторинг содержания кислорода в атмосферном
воздухе"
Теория и
практика
9
10.11.25
05.11.25
1
10
17.11.25
12.11.25
1
11
24.11.25
19.11.25
1
Температура как экологический фактор
ЛР№6 "Мониторинг температуры атмосферного воздуха"
Теория и
практика
12
01.12.25
26.11.25
1
Вода как экологический фактор
ЛР№7 "Измерение температуры остывающей воды"
Теория и
практика
13
08.12.25
03.12.25
1
Влажность воздуха как экологический фактор
ЛР №8 "Мониторинг относительной влажности воздуха"
Теория и
практика
Водородный показатель как экологический фактор
ЛР№9 "Мониторинг рН воды открытых водоемах"
Теория и
практика
Теория и
практика
14
15.12.25
10.12.25
1
15
22.12.25
27.12.25
1
16
29.12.25
24.12.25
1
Роль анализа снега в экологии
ЛР№11 "Анализ загрязненности проб снега"
Теория и
практика
17
12.01.26
14.01.26
1
Понятие о жесткости воды
ЛР№12 "Влияние жесткой воды на мыло"
Теория и
практика
Роль снегового покрова в жизни растений
ЛР №10 "рН проб снега, взятых на территории селитебной зоны"
Теория и
практика
18
19.01.26
21.01.26
1
Виды загрязнения воды
ЛР№13 "Определение мутности растворов"
Основные показатели качества воды. Способы определения
мутности воды.
ЛР№14 "Мониторинг мутности поверхностных и родниковых
вод"
Воздействие нитратов на здоровье
ЛР№15 "Мониторинг загрязнения поверхностных вод нитрат
ионами"
Теория и
практика
Теория и
практика
19
26.01.26
28.01.26
1
20
02.02.26
04.02.26
1
21
09.02.26
11.02.26
1
Значение почвенного покрова. Состав почвы
ЛР№16 "Мониторинг загрязнения почв хлорид-ионами"
Теория и
практика
22
16.02.26
18.02.26
1
Факторы плодородия почвы
ЛР№17 "Анализ почвы пришкольной территории"
Теория и
практика
02.03.26
25.02.26
1
Источники загрязнения почвы
ЛР№18"Анализ загрязненности проб почвы"
Теория и
практика
16.03.26
04.03.26
1
Загрязнение снежного покрова
ЛР№19"Анализ загрязненности проб снега"
Теория и
практика
1
Синэкология (экология сообществ). Экосистема.
Теория и
практика
23
24
25
26
23.03.26
11.03.26
06.04.26
18.03.26
1
Трофические (пищевые) цепи в экосистеме и потоки энергии.
Круговорот веществ.
Теория и
практика
Теория и
практика
27
28
29
30
31
32
33
34
13.04.26
25.03.26
20.04.26
08.04.26
27.04.26
15.04.26
04.05.26
22.04.26
18.05.26
29.04.26
18.05.26
06.05.26
25.05.26
13.05.26
25.05.26
20.05.26
Всего
1
Водные экосистемы и рациональное водопользование
ЛР№20"Определение содержания железа в природных водах"
Теория и
практика
1
Особенности рельефа и климата Республики Хакасия
Изучение погодных условий
Теория и
практика
1
Экология республики Хакасия. Понятие «урбанизации».
Решение экологических задач.
Теория и
практика
1
Экология республики Хакасия. Животные в условиях города.
Распознавание следов жизнедеятельности животных.
Теория и
практика
Биосфера. Разгадывание олимпиадных кроссвордов.
Теория и
практика
Видовой состав растений родного края.
Растения леса, луга
Теория и
практика
Беспозвоночные животные Республики Хакасия
ЛР№21 "Изучение беспозвоночных животных под
микроскопом и с помощью коллекций"
Экология республики Хакасия. Растения в условиях города.
Видовое разнообразие растений городской среды.
Описание геоботанической. Распознавание растений.
Теория и
практика
1
1
1
1
34
Теория и
практика
Ресурсное обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение:
ноутбуки с установленным необходимым программным обеспечением
образовательные цифровые лаборатории "Экология"
цифровые микроскопы
Учебно-методическое обеспечение:
Приложение к цифровой лаборатории. Методические рекомендации по
эколаборатории для преподавателя.
Используемые интернет-ресурсы
1. Всероссийская олимпиада школьников https://vos.olimpiada.ru/
2. Московская олимпиада школьников
http://mos.olimpiada.ru/tasks/arch_obsh
3. Банк заданий ФИПИ http://fipi.ru/
4. Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников
http://olimpiada.letovo.ru/
5. Олимпиады школьников https://olimpiada.ru/
6. ООПТ России. Справочно-информационная система:
http://www.oopt.info
7. Биологический отдел центра педагогического мастерства https: biocpm.ru