Олимпиадная ЭкоЛаборатория 9 класс Кузнецова А.Д.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
ГорОО г. Саяногорск
МБОУ СОШ №6

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора УВР

Директор

________________________

________________________

________________________

Лышко Ю.В.
Протокол №1
от «29» августа 2025 г.

Лавор И.В.
Приказ №237
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Олимпиадная ЭкоЛаборатория»
для обучающихся 9 классов

Саяногорск 2025

Богданова О.В.
Приказ №237
от «29» августа 2025 г.

Пояснительная записка
Мировые
тенденции
развития
экологического
образования
свидетельствуют о глобальном внедрении информационных технологий в
образовательный процесс.
Экологические исследования являются весьма перспективной областью
для применения образовательных методик в процессе обучения за счет
объединения в себе различных естественнонаучных дисциплин.
Ведущая
идея
данной
рабочей
программы
«Олимпиадная
ЭкоЛаборатория» (далее – Программа) заключается в подготовке
обучающихся к олимпиадам по дисциплине «Экология», а также изучении
законов экологии, современных методов, дающих возможность построить с
помощью цифровых лабораторий, осваивать основы экологического
мониторинга. Проектные работы, тематика которых включена в программу,
позволяют сформировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать
и применять знания, а также способствуют развитию творческих способностей
личности. Интеграция данной программы с элементами физики, химии,
биологии позволяет обучающимся лучше понять другие естественнонаучные
дисциплины, преподаваемые в школе.
Данная программа составлена на основе методических пособий:
И.Н.Понаморева «Экология», «Вентана-Граф» 2001; Т.А.Попова «Экология в
школе. Экологический мониторинг природной среды», «ТЦ Сфера» 2005;
«Методические рекомендации для проведения лабораторных работ по
экологии», «RELEON»
Актуальность Программы определена тем, что она направлена на
повышение интереса к познанию экологии, в том числе, экологию родного
края, подкрепляется практической значимостью изучаемых тем, ориентирует
на выбор профиля.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что
она позволяет сформировать у обучающихся целостную систему знаний,
умений и навыков, которые позволят им понять основы экологического
мониторинга и применение данных знаний на арене олимпиад по «Экологии».
Цель курса: сформировать необходимые умения и навыки для решения
олимпиадных задач различного уровня сложности, а также участия в
конкурсных мероприятиях эколого-биологической направленности
используя эколабораторию «Кванториум».

Задачи курса:
- углубить и расширить знания, полученные в рамках школьного курса
предметов - биологии и географии;
- подготовить обучающихся к различным видам заданий, познакомить с
алгоритмом их решения;
- научить интерпретировать изученные социальные явления и процессы,
давать им оценку, сравнивать;
- сформировать умения приводить собственные примеры, пояснять
изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих
фактах;
- способствовать овладению навыками поиска, анализа и обобщения
информации, представленной в различных знаковых системах (текстах,
схемах, таблицах. диаграммах).
- научить пользоваться справочной литературой и интернет-ресурсами,
находить необходимую дополнительную информацию при подготовке к
решению олимпиадных заданий.
Отличительной особенностью Программы является то, что изучение
основ экологии с использованием цифровой лаборатории "Экология"
позволяет определять состояние разнообразных факторов окружающей среды,
получать объективные данные и приближает школьные исследовательские
работы к современному стандарту научной работы.
Экспериментальные данные, полученные на занятиях при выполнении
опытов, позволяют учащимся самостоятельно делать выводы, выявлять
закономерности.
Актуальность программы заключается в мотивации заинтересованных
детей к изучению экологии, участии в олимпиадах и конкурсах различного
уровня.
Категория обучающихся
Обучение по Программе ведется из обучающихся 9 классов.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов в год составляет
34 часа.
Формы и режим занятий

Программа реализуется 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
Форма обучения – очная, при необходимости возможен переход на
дистанционную форму обучения при согласии родителей.
Форма организации занятий – групповая. Обучающиеся работают в паре.

Планируемые результаты освоения Программы
Предметные результаты:
 формирование представлений о роли и значении экологических знаний в

жизни;
 овладение основными терминами экологии и использование их при

выполнении олимпиадных задач.
 формирование навыков работы с цифровым оборудованием.

Метапредметные результаты:
 сформированность

у обучающихся
познавательной деятельности;

самостоятельности

в

учебно-

 развитие способности к самореализации и целеустремлённости;
 сформированность у обучающихся технического мышления и творческого

подхода к работе
 развитые ассоциативные возможности мышления у обучающихся.
Личностные результаты:
 сформированность коммуникативной культуры обучающихся, внимание,

уважение к людям;
 развитие трудолюбия, трудовых умений и навыков, широкий кругозор;
 сформированность умения планировать работу по реализации замысла,

способность предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить
коррективы в первоначальный замысел;
 сформированность

способности к продуктивному общению и
сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой
деятельности.

Календарный учебный график

№
п/п

Дата проведения
Колзанятия
во
Группа 1 Группа 2,3
часов

Тема занятия

1

01.09.25

03.09.25

1

Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в
биологической лаборатории. Экология как наука. Понятие о
мониторинге. Знакомство с цифровой лабораторией "Экология"

2

08.09.25

10.09.25

1

Экология - наука о взаимоотношении живых организмов с
окружающей средой.

Форма занятия

Теория
Теория и
практика

3

15.09.25

17.09.25

1

Основные разделы современной экологии.

Теория и
практика

4

22.09.25

24.09.25

1

Понятие окружающей среды.

Теория и
практика

5

29.09.25

01.10.25

1

Влияние шума на человека и окружающую среду
ЛР№1 "Мониторинг уровня шума исследуемой территории".

Теория и
практика

6

06.10.25

09.10.25

1

Экологические факторы.

Теория и
практика

7

13.10.25

16.10.25

1

Свет как экологический фактор
ЛР№2 "Мониторинг уровня освещенности"

Теория и
практика

8

20.10.25

23.10.25

1

Свет как условие зрительной работы
ЛР№3 "Исследование освещенности помещения класса"

Теория и
практика

Состав атмосферного воздуха. Загрязнение воздушной среды
ЛР№4 "Мониторинг содержания окиси углерода в атмосферном
воздухе"
Особенности аэробного дыхания организмов
ЛР№5 "Мониторинг содержания кислорода в атмосферном
воздухе"

Теория и
практика

9

10.11.25

05.11.25

1

10

17.11.25

12.11.25

1

11

24.11.25

19.11.25

1

Температура как экологический фактор
ЛР№6 "Мониторинг температуры атмосферного воздуха"

Теория и
практика

12

01.12.25

26.11.25

1

Вода как экологический фактор
ЛР№7 "Измерение температуры остывающей воды"

Теория и
практика

13

08.12.25

03.12.25

1

Влажность воздуха как экологический фактор
ЛР №8 "Мониторинг относительной влажности воздуха"

Теория и
практика

Водородный показатель как экологический фактор
ЛР№9 "Мониторинг рН воды открытых водоемах"

Теория и
практика

Теория и
практика

14

15.12.25

10.12.25

1

15

22.12.25

27.12.25

1

16

29.12.25

24.12.25

1

Роль анализа снега в экологии
ЛР№11 "Анализ загрязненности проб снега"

Теория и
практика

17

12.01.26

14.01.26

1

Понятие о жесткости воды
ЛР№12 "Влияние жесткой воды на мыло"

Теория и
практика

Роль снегового покрова в жизни растений
ЛР №10 "рН проб снега, взятых на территории селитебной зоны"

Теория и
практика

18

19.01.26

21.01.26

1

Виды загрязнения воды
ЛР№13 "Определение мутности растворов"
Основные показатели качества воды. Способы определения
мутности воды.
ЛР№14 "Мониторинг мутности поверхностных и родниковых
вод"
Воздействие нитратов на здоровье
ЛР№15 "Мониторинг загрязнения поверхностных вод нитрат
ионами"

Теория и
практика
Теория и
практика

19

26.01.26

28.01.26

1

20

02.02.26

04.02.26

1

21

09.02.26

11.02.26

1

Значение почвенного покрова. Состав почвы
ЛР№16 "Мониторинг загрязнения почв хлорид-ионами"

Теория и
практика

22

16.02.26

18.02.26

1

Факторы плодородия почвы
ЛР№17 "Анализ почвы пришкольной территории"

Теория и
практика

02.03.26

25.02.26

1

Источники загрязнения почвы
ЛР№18"Анализ загрязненности проб почвы"

Теория и
практика

16.03.26

04.03.26
1

Загрязнение снежного покрова
ЛР№19"Анализ загрязненности проб снега"

Теория и
практика

1

Синэкология (экология сообществ). Экосистема.

Теория и
практика

23

24

25
26

23.03.26

11.03.26

06.04.26

18.03.26

1

Трофические (пищевые) цепи в экосистеме и потоки энергии.
Круговорот веществ.

Теория и
практика

Теория и
практика

27
28
29
30
31
32

33

34

13.04.26

25.03.26

20.04.26

08.04.26

27.04.26

15.04.26

04.05.26

22.04.26

18.05.26

29.04.26

18.05.26

06.05.26

25.05.26

13.05.26

25.05.26

20.05.26

Всего

1

Водные экосистемы и рациональное водопользование
ЛР№20"Определение содержания железа в природных водах"

Теория и
практика

1

Особенности рельефа и климата Республики Хакасия
Изучение погодных условий

Теория и
практика

1

Экология республики Хакасия. Понятие «урбанизации».
Решение экологических задач.

Теория и
практика

1

Экология республики Хакасия. Животные в условиях города.
Распознавание следов жизнедеятельности животных.

Теория и
практика

Биосфера. Разгадывание олимпиадных кроссвордов.

Теория и
практика

Видовой состав растений родного края.
Растения леса, луга

Теория и
практика

Беспозвоночные животные Республики Хакасия
ЛР№21 "Изучение беспозвоночных животных под
микроскопом и с помощью коллекций"
Экология республики Хакасия. Растения в условиях города.
Видовое разнообразие растений городской среды.
Описание геоботанической. Распознавание растений.

Теория и
практика

1
1

1

1
34

Теория и
практика

Ресурсное обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение:
ноутбуки с установленным необходимым программным обеспечением
образовательные цифровые лаборатории "Экология"
цифровые микроскопы
Учебно-методическое обеспечение:
Приложение к цифровой лаборатории. Методические рекомендации по
эколаборатории для преподавателя.
Используемые интернет-ресурсы
1. Всероссийская олимпиада школьников https://vos.olimpiada.ru/
2. Московская олимпиада школьников
http://mos.olimpiada.ru/tasks/arch_obsh
3. Банк заданий ФИПИ http://fipi.ru/
4. Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников
http://olimpiada.letovo.ru/
5. Олимпиады школьников https://olimpiada.ru/
6. ООПТ России. Справочно-информационная система:
http://www.oopt.info
7. Биологический отдел центра педагогического мастерства https: biocpm.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».