Правовая грамотность 9класс Пащенко Л.Г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Рассмотрено:
руководитель ШМО
/
/ Лышко Ю.В.

ФИО
Протокол №_1___
от «30»_08__2025г.

Согласовано:
зам. директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
/
/ Козарез О.Ю.

ФИО
от «31» 08_2025г.

Утверждено:
директор МБОУ СОШ №6
/
/ Богданова О.В.

ФИО
Приказ № _
от «31»_08_2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

Правовая грамотность
для 9-го класса на 2025-2026 учебный год

Программу составил(а):
Пащенко Лариса Григорьевна
(ФИО учителя)

Саяногорск 2025

Пояснительная записка к преподаванию внеурочной деятельности
«Правовая грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Правовая грамотность»
в 9 классе составлена на основе:
Авторской программы С.И.Володиной, А.М.Полиевктовой, В.В.Спасской «Основы
правовых знаний 7,8-9 класс «Право и экономика».- М.: «Вита-Пресс», 2000. на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО, а также с
учётом Рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ №6.
Актуальность:
Столетия сменяют друг друга, а вопросы правового образования по-прежнему
остаются актуальными. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания
личности гражданина России особое внимание уделяет проблеме формирования базовых
национальных ценностей, на первом месте среди них:
- патриотизм;
-гражданственность;
-социальная солидарность и др.
Программа «Правовая грамотность» направлена на формирование этих ценностей.
Начало ХХI в. ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их
особенностями являются:
 практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных
правовых курсов;
 опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях
в реальной жизни;
 формирование активной гражданской позиции личности;
 уважение к правам человека и нормам международного права;
 обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;
 решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в
дальнейшем.
Программа курса «Правовая грамотность» предназначена для обучающихся 9-х
классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль. Этот курс
позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создаёт
условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями и приоритетами.
Выпускник основой ступени обучения оказывается в ситуации выбора в отношении
профильного направления дальнейшей деятельности, а потому возникает потребность
организовать модульные правовые курсы, которые не просто помогут сформировать
устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и
позволят ему самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям,
желаниям личности.
Правовая подготовка позволит решить и ряд проблем воспитательного характера,
ориентированных на формирование правовой культуры подростков.
Главными целями правового обучения стали вопросы повышения правовой
грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и
социальной активности.
Согласно концептуальным принципам правового обучения главными задачами
современной школы должно стать формирование:
 - уважения к праву,
 - собственных представлений и установок, основанных на современных правовых
ценностях общества,
 - компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов
личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством
целенаправленного формирования в образовательном процессе:
 способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным
результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно
конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции
относительно ситуации действия;
 коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
 систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных
способностей и составляющих основу социальных умений и навыков; конкретных
умений и навыков действия в социальной сфере.
Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования
индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального
функционирования.
Организация правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных
принципах:
 - педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об
отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит
школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями
данной науки;
 - важно показать значимость правовой информации для современного гражданина
страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению
отдельных проблем жизни;
 - необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых
ситуаций и моделей правомерного поведения личности;
 целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной
деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную
подготовку.
Цель внеурочной деятельности: формирование правовой компетентности
обучающихся.
Задачи:
Предметные – расширение знаний обучающихся о роли права в жизни человека и
гражданина, показать значимость правовой информации для современного гражданина
страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению
жизненных проблемных ситуаций; рассмотреть правовые ситуации и модели
правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт ребёнка.
Метапредметные - уметь объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных, социально-философских позиций, развивать способность
анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках основных социальных ролей.
Личностные – формировать ценностные ориентиры, основанные на гуманистических
традициях, идеях патриотизма, уважения к Родине, на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
 системность;
 целостность;
 объективность;
 научность;
 доступность для обучающихся основной школы.
Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для
достижения запланированных целей обучения.

Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает
гражданскую компетентность (компетентность гражданина России) и зрелость в плане
выбора профиля обучения.
Методы и приемы:
 Метод проблемного обучения
 Дидактические игры.
 Исследовательский метод
Мысленный эксперимент
Виды деятельности: написание эссе, составление схем и таблиц, выполнение
краткосрочных проектов, анализ нормативных актов.
Формы организации познавательной деятельности:
 фронтальная;
 индивидуальная;
 групповая и парная.
Контроль
 Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
 Итоговый (написание эссе, подготовка проекта-презентации).
Обучающиеся могут выбирать
-виды отчёта из предложенного учителем перечня;
-источники и литературу по теме.
Динамика интереса – может быть оценена через анкетирование на первом и
заключительном занятиях.
Предполагаемый результат
Обучающиеся получат более углубленное и расширенное представление:
 о роли права и в жизни человека и общества;
 о структуре системы права;
 о Семейном и Трудовом кодексах РФ;
 о системе судопроизводства в РФ;
 о системе мировой защиты прав человека.
 об основных юридических профессиях.
Обучающиеся получат опыт:
 самостоятельной работы с юридическими документами;
 поиска информации по заданному юридическому вопросу;
 выделять противоречия, лежащие в юридической области;
 выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы.
Обучающиеся научатся:
 объяснять роль права в жизни общества;
 различать правоспособность и дееспособность субъектов права;
 сравнивать преступление и административный проступок;
 характеризовать права человека;
 составлять важные документы: заявление, простую доверенность на получение
денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов.
В области предметной компетенции обучающиеся овладеют правовыми понятиями,
способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ
источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение юридического материала,
выявление причинно-следственных связей).
В области коммуникативной компетенции обучающиеся овладеют формами
проблемной коммуникации (понимать и воспринимать точку зрения отличную от
собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою
собственную точку зрения; давать оценку изученных социально-правовых объектов и
процессов).

В области социальной компетенции обучающиеся овладеют основными типами
социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других
людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствуют
различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых,
имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками,
творческие проекты, мозговые штурмы. Это позволяет обеспечить серьезную мотивацию
на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес
ребенка к праву. В современное время существующая проблема правового обучения и
воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной
предпрофильной правовой подготовки школьников, которая позволит учитывать
интересы, склонности и способности каждого ребенка, создать условия для обучения
старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в
будущем.
Курс рассчитан на 34 учебных часа.
Тематический план курса «Основы правовых знаний»
№ п/п Проблемы /темы курса/
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Хочу быть юристом! Знакомство с профессией.
А судьи кто? Система судебной защиты прав личности.
Адвокат: особенности профессии.
Прокурор на страже закона.
Деятельность нотариуса в мире права.
Тайны следственной профессии.
Учимся читать законы и составлять нужные документы.
Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере.
Как организовать свое дело. Право и бизнес.
Почему я должен следовать закону? Итоговое занятие.
Подведение итогов работы. Защита проектов

Кол-во
часов
2 часа
5 часов
3часа
4 часа
4часа
3 часа
2 час
4 часа
3 часа
2 часа
2 часа
34 часа

Всего:
Содержание курса «Правовая грамотность»
Тема 1. Хочу быть юристом. Знакомство с профессией. Разнообразие юридических
профессий в прошлом и в современном обществе. Аспекты профессиональной
деятельности юристов, адвокатов, судей, юрисконсультов, прокуроров, нотариусов,
следователей, частных детективов.
Тема 2. А судьи кто? Система судебной защиты прав личности. Статус судей.
Принципы правосудия: равенство перед законом, гласность, участие общественности. Суд
– орган, осуществляющий правосудие в нашей стране. Виды судов, их компетенция.
Областной, районные (городские) суды. Суд присяжных в составе областного суда.
Служба судебных приставов и присяжных в составе областного суда. Написания,
доверенности, аппеляционные жалобы и т.д. Каким образом можно стать следователем.
Тема 3. Адвокат: особенности профессии. Оказание квалифицированной
юридической помощи. Обязанности адвоката. Случаи бесплатной юридической помощи.
Тема 4. Прокурор на страже закона. Прокуратура – организация, осуществляющая
надзор за соблюдением законов. Деятельность прокуратуры по расследованию уголовных
дел. Участие прокурора в суде.
Тема 5. Деятельность нотариуса в мире права. Обязанности нотариуса.
Нотариальные действия. Случаи, когда необходимо обратиться к нотариусу. Лица,
совершающие нотариальные действия, в тех местах, где нет нотариуса.

Тема 6. Тайны следственной профессии. Следственные подразделения органов
внутренних дел. УВД Ярославской области (полиция – криминальная и общественной
безопасности, подразделения предварительного следствия и т.д.) Особенности
профессиональной деятельности следователей. История формирования профессии. Каким
образом можно стать следователем. Кто может стать частным детективом. Приемы
расследования преступлений.
Тема 7. Учимся читать законы и составлять нужные документы. Правила
юридической техники. Составные части закона, их структура. Важные документы в жизни
человека: заявления, доверенности, аппелляционные жалобы и т.д.
Тема 8. Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере. Участники
трудовых отношений: права и обязанности работника. Трудовой договор. Порядок
оформления на работу. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора.
Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.
Служба занятости Рыбинского района.
Тема 9. Как организовать свое дело. Право и бизнес. Роль малого бизнеса в
экономике страны. Российские (и Ярославской области) предприниматели. Нормы
гражданского законодательства в сфере бизнеса. Юридические основы российского
предпринимательства и его формы. Правила делового общения. Договорные отношения.
Выполнение обязательств.
Тема 10. Почему я должен следовать закону. Итоговое занятие. Важность
соблюдения закона и уважения права в стране. Проблемы преступности, наказуемости.
Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона, крайняя
необходимость и др.). Система мероприятий по борьбе с преступностью, ее
предупреждению в регионе.
Календарно-тематическое планирование
№п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14

Тема
Хочу быть юристом – 2 ч.
Знакомство с профессией

Дата

3.09.25
10.09.25
А судьи кто? Система судебной защиты прав личности 5 ч.
17.09
Работа в группах с юридическими документами
24.09
Статус судей
1.10
Сообщение о деятельности суда присяжных
8.10
Доклад о мировых судьях
15.10
Деловая игра «Суд»
Адвокат: особенности профессии – 3 ч.
22.10
Определение особенностей профессии
05.11
Сообщение о роли знаменитых адвокатов в истории
12.11
Деловая игра «Правовые конфликты и их пути решения»
Прокурор на страже закона – 4 ч.
19.11
Историческая характеристика профессии
26.11
Выявление основных функций прокуратуры
3.12
Полномочия прокурора
10.12
Решение проблемных ситуаций по теме «Кодекс
прокурора»
Деятельность нотариуса в мире права – 4 ч.
17.12
Знакомство с аспектами профессиональной деятельности
нотариуса

Примечание

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
3334

24.12
Нотариальные действия
14.01.26
Моделирование и решение ситуаций «Обращения к
нотариусу»
21.01
Решение проблемных задач
Тайны следственной профессии – 3 ч.
28.01
Знакомство с историей формирования профессии
04.02
Анализ деятельности «литературных сыщиков» (Шерлока
Холмса и др.)
11.02
Индивидуальные сообщения по материалам СМИ
Учимся читать законы и составлять нужные документы – 2 ч.
18.02
Анализ структуры законов, правил юридической техники
25.02
Работа с нормативно-правовыми актами, документами
Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере – 4 ч.
04.03
Знакомство с ТК РФ.
11.03
Анализ вопросов устройства на работу, расторжения
трудового договора, споров между участниками
18.03
Примеры других стран с сфере трудового
законодательства
25.03
Ролевые ситуации о взаимоотношениях между
работниками и работодателями. трудовых отношений
Как организовать свое дело – 3 ч.
08.04
Роль малого бизнеса в экономике страны. Российские (и
Ярославской области) предприниматели
15.04
Нормы гражданского законодательства в сфере бизнеса
22.04
Групповая работа по составлению бизнес-плана.
Почему я должен следовать закону? – 2 ч.
29.04
Важность соблюдения закона и уважения права в стране
6.05
Проблемы преступности, наказуемости
13.05
Подведение итогов работы
20.05
Итоговое обобщение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».