Проектная деятельность по химии Падерина Д.Б.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования г.Саяногорск
Средняя общеобразовательная школа №6

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам.директора по ВР

____________/Лышко Ю.В.

МБОУ СОШ №6

Директор МБОУ СОШ
№6

Протокол №1
От «29 » августа 2025 г.

___________/Козарез О.Ю.
От «29 » августа 2025 г.

__________ /Богданова О.В.
Приказ № 237
От « 29» августа 2025 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность по химии»
8 классы
Срок реализации 1 год
на 2025-2026 учебный год

Программу составил(а):
Падерина Дарья Борисовна.
учитель химии

Саяногорск, 2025

Пояснительная записка.
Рабочая

программа

внеурочной

деятельности

«Проектно-исследовательская

деятельность по химии» разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы ООО, а также с учетом Рабочей программы воспитания МБОУ
СОШ№6.
В настоящее время приоритетным направлением в методике является деятельностный
подход, на его основе выстраиваются отношения с современными школьниками. Это напрямую
связано с изменениями в приоритетах педагогической деятельности учителя, ориентация
учебного процесса на развитие личности школьника, создание условий для проявления им
своих

индивидуальных

способностей,

то

есть

качеств,

позволяющих

ему

активно

приспосабливаться к окружающей среде путем адекватного отражения и активного
воздействия. Школьник становится в позицию субъекта собственной деятельности. И это
позволяет ему развивать свои личностные компетенции.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за
рамками учебного процесса.
Цели проектно – исследовательской деятельности обучающихся по химии отражают
тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования, а именно:
 формирование универсальных учебных действий обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение
учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность,
самосознание и готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества,
значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности;
овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентности общения;
 развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:

- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- владение приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;

 общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,

специалистов за

счет

потенциала

и

многообразия

целей,

задач

и

видов

учебно-

исследовательской и проектной деятельности.
Исходя из целей, решаются следующие задачи:
 обучение целеполаганию, планированию и контролю;
 овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка,

анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и
простыми формами анализа данных;
 обучение методам творческого решения проектных задач;
 формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
 формирование конструктивного отношения к работе;
 создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире

профессий.
Результаты освоения программы.
Личностные результаты:
▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы
знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
▪ основы ценностных суждений и оценок;
▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и
предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания
между отдельными людьми и культурами;
▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных
точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Метапредметные результаты:
▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение

искать

необходимую

информацию

в

открытом,

неструктурированном

информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных
ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические
знания для выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения
проблемы;
▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового
проектного продукта;

▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на
конкретный результат;
▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной
деятельности;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра.
▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
▪ основам реализации проектной деятельности;
▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;
Предметные результаты:
▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей

воспитанию

самостоятельности,

инициативности,

ответственности,

повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределённости;
▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений,
поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Виды занятий: теоретические занятия, практические работы, научные исследования.
Данный курс предназначен для обучающихся 9-х классов.
Продолжительность курса – 34 часа. Программа осваивается в течение одного учебного
года.
Режим занятий – 1 час в неделю.

Содержание программы.
Введение (2ч)
Исследование и проект. Виды проектов. Особенности проектно-исследовательской работы
по химии. Научные методы исследования.
Раздел 1. Этапы проектно - исследовательской работы (6ч)
Обсуждение готовых проектов. Тема, объект и предмет исследования. Цели и задачи
исследования. Подбор методов исследования. Постановка проблемы и выдвижение гипотез,
способы проверки гипотез.
Раздел 2. Поиск информации (8ч)
Работа в школьной библиотеке с каталогами, различными источниками информации.
Поиск информации в сети Интернет. Составление анкет, опросников, интервью. Правила
проведения опроса, интервьюирования. Анализ анкет и обобщение результатов опроса.
Составление диаграмм различных видов. Работа с таблицами.
Раздел 3. Организация исследования (10ч)
Правила работы в группе. Определение темы проекта для групп, объекта и предмета
исследований. Выдвижение гипотез, подбор методов исследования. Сбор и обработка
информации

по

выбранной

теме

исследования.

Составление

отчетов.

Проведение

эксперимента, диагностики по выбранной теме. Составление приложения.
Раздел 4. Оформление работ (4ч)
Требования к оформлению работ. Обобщение материала.

Правила оформления

библиографического материала. Предварительное прослушивание выводов и итогов по
исследованию.
Раздел 5. Защита работ (2ч)
Подготовка текста защиты работы. Подготовка презентации. Защита работ. Участие в
конференциях различного уровня. Подведение итогов работы. Рефлексия.

Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.

Наименование разделов и тем
Введение.
Этапы проектно - исследовательской
работы

Все
го
часов

Количество часов
теория

2

2

6

2
2

3.

Обсуждение готовых проектов.

2

4.

Тема, предмет, объект исследования.

2

практи
ка

4

2

5.
6.
7.

Цели и задачи, методы исследования.
Формулирование гипотез и проблем.
Поиск информации

2
8

Работа в школьной библиотеке с каталогами,
различными источниками информации.

2
2

6

2

2
2

8.

Поиск информации в сети интернет.

2

9.

Составления анкет, опросников, интервью.

2

2

Правила проведения опроса,
10. интервьюирования. Поиск объектов для опроса.

2

2

10

10

2

2

2

2

2

2

4

4

4

4

2

2

2

2

Интервьюирование.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.

18.

Организация исследования
Определение темы проекта, объекта и
предмета, проблема и гипотеза исследования.
Целеполагание и планирование, выбор методов
исследования.
Сбор информации по теме.
Проведение эксперимента, диагностики по
выбранной теме. Формулирование выводов.
Оформление работ
Предварительное прослушивание выводов и
итогов по исследованию.
Обобщение материала. Требования к
оформлению работы.

19.

Защита работ

2

2

20.

Подготовка к защите проекта.

1

1

1

1

21.
22.

Защита проектов. Подведение итогов,
рефлексия.
Итого часов

34

6

28

Литература.
Литература для учителя:
1. Каверина А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие
для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин; под
ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.

2. Организация проектной деятельности по химии. 8 – 9 классы. / Сост. С.Г. Щербакова. –
Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.
Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
4. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение,
2010. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).
5. Программа курса «Химии» для 8-11 классов / авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова. –
М.: «Дрофа», 2012.
6. Сборник

программ.

Исследовательская

и

проектная

деятельность.

Социальная

деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная
школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.:
Просвещение, 2013.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
8. Химия: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Н.В. Ширшина. – 2-е изд.,
стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
9. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3 / авт.-сост. В.Е. Морозов. –
Волгоград: Учитель, 2007.
Литература для учащихся:
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – 2-е изд., испр.
– М.: Просвещение, 1995.
2. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на
уроке / Художник Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия
Холдинг, 2000.
3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1992.
4. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И. Смирнов. – СПб.: ИКФ
«МиМ-Экспресс», 1995.
5. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. Изд. 4-е – М.: Химия, 1995.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».