МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г.Саяногорска
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Сергеева Л.В./
ФИО
Протокол № 1
от «29»августа2025г.
Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ «СОШ № 6»
_________/Козарез О.Ю.
Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ №6»
________/Богданова О.В.
от «29» августа 2025г.
Приказ № 237
от «29» августа 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Психологическая подготовка к ГИА»
9,11 классы
2025-2026 учебный год
Программу составила:
Педагог-психолог
Куксина Татьяна Владимировна
Высшая квалификационная
категория
Саяногорск, 2025 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическая подготовка к
ГИА»
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы ООО и основной образовательной программы СОО , а так же
с учётом Рабочих программ воспитания МБОУ СОШ №6.
Рабочая программа «Психологическая подготовка к ГИА»: для учащихся 9-х и 11
классов разработана на основе программы психолого-педагогических мероприятий для
выпускников в период подготовки к экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н.,
Королевой Н., Микляева А. «Программа уроков психологии".
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Экзамен — это не
просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого
результата. Подготовка и сдача экзаменов связаны с чрезвычайно большим напряжением
для учащихся. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка,
обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной
активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания — все это
приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние
растущего организма. Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность, но
и сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует обострение уже
имеющихся заболеваний.
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую
трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно
показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень
притязаний адекватен возможностям. Предэкзаменационный период важен не только с
точки зрения подготовки проверки знаний, но может стать «тренингом»
самостоятельности. Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и
родителями встает проблема охраны нервно-психического здоровья школьников, для
решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая
создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения
стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей (стрессоустойчивости)
школьников.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать,
концентрации и распределении внимания;
- психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность, неуверенность
в себе:
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке учащихся
9-х и 11-х классов к ГИА с элементами психологического тренинга.
Разработанная программа позволяет снизить школьную тревожность и переживания,
вызванные ГИА. С помощью программы выпускники могут научиться различным
приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным
компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервномышечного напряжения. Так же с помощью программы, у учащихся формируется
мотивация самовоспитания и саморазвития, укрепляется самооценка и актуализация
личностных ресурсов, развивается эмоционально-волевая сфера. Разработанная
программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные
ГИА, кроме того с ее помощью учащиеся могут научиться различным приемам
эффективного запоминания и работы с текстами, что является важным компонентом
подготовки к любому экзамену.
Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся при сдаче ГИА.
Задачи:
1 - познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и
повышения интереса к результатам экзамена;
2 - научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче
экзаменов;
3 - развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять
время;
4 - освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и
самоподдержки;
5 - повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате
сдачи экзамена.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает
формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых
психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических
знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА.
Методы и техники, используемые в занятиях:
1. Ролевые игры.
2. Мини-лекции.
3. Дискуссии.
4. Релаксационные методы.
5. Метафорические притчи и истории.
6. Психофизиологические методики.
7. Диагностические методики дискуссии.
8. Тренинговые упражнения, арт-терапия.
Курс предназначен для учащихся 9 и 11 классов. Курс состоит из 31 академического
часа. Каждое занятие рассчитано на 40 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю. На
занятиях происходит обучение технологиям, формируются позитивные установки,
помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с различными стрессовыми
ситуациями в жизни.
Ожидаемые результаты:
- понимание психологических основ сдачи экзамен;
- освоение техник саморегуляции;
- отработка навыков поведения на экзамене;
- освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене,
- формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;
- повышение сопротивляемости стрессу;
- развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.
- развитие уверенности в себе;
- развитие коммуникативной компетентности,
Формы контроля реализации программы: В начале и по окончании курса
проводится диагностика стрессоустойчивости: «Самооценка психических состояний», а
так же анкета: «Готовность к ГИА».
Содержание программы
№
Тема
Содержание
Тест «Самооценка психических состояний»
1
Диагностика стрессоустойчивости
(по Айзенку)
2
Основы таймменеджмента.
3-4
Тайны моего «Я»: что со мною
происходит.
Формирование умения планировать время в
период подготовки к ГИА
Что
такое
«Я-концепция»,
из
чего
складывается, её значение в психологии.
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31
№
1
2
3-4
Гимнастика для мозга.
Занятия на развитие памяти, внимания,
мышления
Мир эмоций.
Роль эмоций в жизни людей. Проявления
эмоций, управление эмоциями.
Мое отношение к ГИА. Установка на Формирование позитивного отношения к
успех.
процедуре ГИА, тест: «Психологическая
готовность к экзамену»
Что
такое
стресс
и Определение понятия «стресс». Отличие
стрессоустойчивость.
стресса от волнений, переживаний. Виды
стрессов. Способы повышения
стрессоустойчивости.
Мир моих способностей
Виды и развитие способностей: мобильность,
переключаемость,
работоспособность,
концентрация
внимания,
стрессоустойчивость, саморегуляция.
Позитивные и негативные установки. Формирование психологически здоровых,
Самоподдержка.
поддерживающих когнитивных установок.
Повышение
уверенности
в
себе,
формирование умения опираться на себя,
находить внутренние ресурсы.
Переводим проблемы в задачи.
Когда ситуация воспринимается как
проблема. Способы решения проблем
методом перевода проблемы в задачи.
Дыхательные упражнения
Владение техниками релаксирующего и
мобилизующего дыхания.
Позитивное мышление
Основы позитивного мышления,
формирование позитивного мышления.
Самооценка
Что мы понимаем под самооценкой. Что
влияет на самооценку. Уровни самооценки.
Упражнение:
«Декларация
моей
самоценности»
Методы саморегуляции.
Формирование
навыков
саморегуляции,
устранение эмоциональных блоков, снятие
мышечного напряжения.
Личная эффективность. Приемы
планирования.
Как справиться со стрессом на
экзамене?
Накануне экзамена. Диагностика
стрессоустойчивости.
Основы планирования деятельности во время
экзаменов. Тест о правилах и процедуре ГИА
Формирование стрессоустойчивости во время
экзамена.
Тест «Самооценка психических состояний»
Анкета: «Готовность к ГИА»)
Календарно-тематическое планирование
Тема
Кол-во часов
теория практ
итого
ика
Диагностика
1
1
стрессоустойчивости
Основы
0,5
0,5
1
таймменеджмента.
Тайны моего «Я»: что со 1
1
2
мною
происходит.
Дата проведения
План
Факт
9 кл
11 кл
9 кл
11 кл
7.10
10.10
14.10
17.10
21.10
28.10
24.10
31.10
5-6
Гимнастика для мозга.
1
1
2
7-8
Мир эмоций.
1
1
2
9-10
Мое отношение к ГИА. 0,5
Установка на успех.
Что такое стресс и 1
стрессоустойчивость.
Мир моих способностей 1
0,5
1
1
2
1
2
0,5
1,5
2
1
1
2
1
1
2
21-22
Позитивные
и
негативные установки.
Самоподдержка.
Переводим проблемы в
задачи.
Дыхательные
упражнения
Позитивное мышление
1
1
2
23-24
Самооценка
1
1
2
25-26
Методы саорегуляции.
0,5
1,5
2
27-28
Личная эффективность. 1
Приемы планирования.
Как
справиться
со 1
стрессом на экзамене?
Накануне
экзамена.
Диагностика
стрессоустойчивости.
1
2
1
2
1
1
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
29-30
31
11.11.
18.11
25.11
02.12
09.12
7.11
14.11
21.11
28.11
5.12
16.12
23.12
30.12
13.01
20.01
27.01
12.12
19.12
26.12
16.01
23.01.
30.01
3.02.
10.02
17.02
24.02
3.03
10.03
17.03
24.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
5.05
19.05
6.02
13.02
20.02
27.02
6.03
13.03
20.03
27.03
03.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05