Социальное проектирование 9 класс Ярцева Т.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Рассмотрено:
руководитель ШМО
/
/ Лышко Ю.В.

ФИО
Протокол №_1___
от «29»_08__2025г.

Согласовано:
зам. директора по УВР
МБОУ СОШ № 6
/
/ Лавор И.В.

ФИО
от «29» 08_2025г.

Утверждено:
директор МБОУ СОШ №6
/
/ Богданова О.В.

ФИО
Приказ № 237_
от «29»_08_2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
« Социальное проектирование»
9 класс
2025-2026 учебный год

Программу составил(а):
Ярцева Тамара Викторовна
(ФИО учителя)
(1КК)

Саяногорск 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы ООО, а также с учетом Рабочей
программы воспитания ООО МБОУ СОШ №6.
Данная программа курса внеурочной деятельности относится к предметноориентированному виду программ. Курс предполагает выход за рамки традиционных учебных
программ. Курс предусматривает использование деятельностного подхода к обучению и
разнообразные организационные формы обучения: лекции, беседы, семинары, практикумы,
организационно - деятельностные игры, выполнение проектов, создание презентаций.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по
обществознанию в 9 классе.
В соответствии с учебным планом количество учебных часов по рабочей программе – 1 час в
неделю, 34 часа в год.
Цель программы внеурочной деятельности: приобретение опыта актуализации
деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия
ответственности за принятое решение.
Актуальность курса: Проектная деятельность как особая форма учебной работы
способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче
средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С
помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию
позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её
результатов), развитию информационной компетентности.
Практическая значимость: приобретение опыта актуализации деятельности в социальном
пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими
школьниками, опыта управления другими людьми и принятия ответственности за принятое
решение.
Цель курса – развитие личности и создание условий для успешного освоения учащимися
основ культуры социального проектирования.
Задачи:
Развивающие:
- способствовать формированию универсальных учебных действий;
- обеспечения благоприятных условий для саморазвития личности посредством
стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки
исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений;
- создание условий для возможного приобретения необходимых компетенций в области
социального проектирования;
- организация оптимальных условий для поиска и разработки вариантов построения моделей
и последующим проектированием «второй реальности».
- развивать творческие, коммуникативные, познавательные потребности и способности
учащихся, креативность мышления;
Образовательные:
- развивать умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве;
- развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации, интернет
- ресурсами (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать практические навыки пользования техническими средствами, используемыми
при создании проектов, мультимедийных презентаций, стендовых докладов и др.;

Воспитательные:
- формировать умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы;
- способствовать повышению личной уверенности учащихся;
- формировать способность к организации самостоятельной и совместной деятельности.
Практическая направленность курса обеспечивается приобретением знаний и умений,
позволяющим в дальнейшем использовать их в процессе освоения разных дисциплин.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность,
субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ,
мини-конференции, консультация.
Технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность,
информационно - коммуникативные, здоровьесберегающие технологии и технология
самооценки.
Для проверки знаний учащихся используются различные формы контроля: анкетирование,
тестирование, отчеты о проделанной работе, результаты исследований. Продуктом
деятельности учащихся в рамках освоения данного курса являются информационнопросветительские тематические проекты.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Социальное
проектирование» в основной школе являются:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в
основной школе являются:

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и познавательных задач;


умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и
ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно
сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций;
формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и
координировать ее с партнерами; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его участников, поиск и оценка альтернативных способов
разрешения конфликтов;

формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной
основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых
проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально
использовать широко распространенные инструменты и технические средства
информационных технологий.












Содержание курса.
Тема 1. Социальное проектирование (3 часа).
Понятие «социальное проектирование». Цели. Задачи. Методология. Этапы проектирования.
Проектная ситуация. Ее виды. Стратегии проектной деятельности.
Тема 2. Общество как система (9 часов).
Системное строение общества. Основные структурные элементы. Основные теоретические
модели строения общества. Информационно-просветительские проекты: философские модели
общества.
Тема 3. Социальная сфера (5 часов).
Понятие социальной структуры общества. Классовая структура общества. Теория социальной
стратификации. Обучающий проект: «Национальный вопрос и пути его решения»
Тема 4. Политическая сфера (5 часов).
Понятие политической структуры. Происхождение государства и его роль в жизни общества.
Теория народного суверенитета. Теория элиты. Дискуссионный клуб «Проблема отмирания
государства и права»
Тема 5. Источники и движущие силы развития общества (6 часов).
Роль народных масс и личности в истории. Место классовой борьбы в развитии общества.
Социальные революции и их роль в развитии общества.
Информационно-просветительские тематические проекты.
Тема 6. Духовная жизнь общества (5 часов).
Понятие духовной жизни. Общественное и индивидуальное сознание
Идеология как система духовных ценностей класса. Информационно-просветительские
тематические проекты.
Итоговое занятие (1 час).
Тематическое планирование материала внеурочной деятельности.
№

Тема

Тема 1. Социальное проектирование. (3 часа)
1
Социальное проектирование: понятие, цели, задачи.
2
Этапы социального проектирования.
3
Проектная ситуация: виды, стратегии.
Тема 2. Общество как система (9 часов)
4
Системное строение общества.

Количест
во часов
1
1
1
1

1) Теории исторического круговорота.
2) Теории прогресса.
3) Теория культурно-исторических типов.
4) Исторический материализм.
5) Структурно-функциональная теория.
10-12 Информационно-просветительские
проекты:
философские
модели общества
Тема 3. Социальная сфера (5 часов)
14
Понятие социальной структуры общества
14
Национальный вопрос и пути его решения.
15-17 Обучающий проект: «Национальный вопрос и пути его решения»
Тема 4. Политическая сфера (5 часов)
18
Понятие политической структуры
19
Происхождение государства и его роль в жизни общества
20-21 Место права в политической системе.
22
Дискуссионный клуб «Проблема отмирания государства и права»
Тема 5. Источники и движущие силы развития общества (6 часов)
23
Потребности и интересы как побудительные силы исторического
развития
24
Роль народных масс и личности в истории.
25
Социальные революции и их роль в развитии общества.
26-28 Информационно-просветительские тематические проекты.
Тема 6. Духовная жизнь общества (5 часов)
29
Понятие духовной жизни. Общественное и индивидуальное
сознание
30
Идеология как система духовных ценностей класса.
31
Индивидуальное и групповое сознание.
32-33 Информационно-просветительские тематические проекты.
34
Итоговое занятие
5-9

5

3

1
1
3
1
1
2
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. – 9-е изд. –
М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019.
2.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся: / Зверкова П.К. М.:
Издательский центр «Aкадемия», 2019.
3.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность: /Зиновьева Е.Е., 2020.
4.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения: / Савенков А.И. М.:
Академия, 2018.
5.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей
всезнающего оракула: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 2019, № 3.
6.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в
современной школе: / Чечель И.Д. – М.. 2019.
7.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под
редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 2019.
8.
В.Я. Потанина Введение проектной деятельности: - В.Я. Потанина, М.: Академия,
2018.
9.
Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли:
пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.
А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2017.
10.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. –
М.: Народное образование, 2023.
11. Воржецов А.Г., Гатина Л. И. Социальное проектирование: учебное пособие. – Казань:
КГТУ, 2022.
12. Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М.: Мир, 2023.
13. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. – М.: Мир, 2020.
14. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2018.
15. Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: Флинта, 2019.
16. Макарцева Н. Н. Социальное прогнозирование и проектирование. – Тамбов: Изд-во ТГУ
им. Г.Р. Державина, 2019.
17. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //
Вопросы философии. 2021. № 10.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».