финансовая грамотность, 7 класс Замотаев В.Л..

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/Ю. В. Лышко
ФИО

Протокол № 1
от «29» августа 2025г.

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
_________/О. Ю. Козарез
ФИО

от «29» августа 2025г.

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/О.В. Богданова
Приказ № 237
от «29» августа 2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Срок реализации 1 год
7 класс
2025-2026 учебный год

Программу составил(а):
Замотаев Владислав Леонидович
Учитель истории

Саяногорск, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа составлена на основе следующих программ:
- Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: И.
В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В Половникова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2018.
- Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» для учащихся 6
классов разработана на основе учебной программы «Финансовая грамотность», 5-7 классы
общеобразоват. орг./ И.В.Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. – М.: Вако, 2018
Место предмета в базисном учебном плане: план внеурочной деятельности школы
отводит 34 часа для изучения курса «Финансовая грамотность» на этапе основного общего
образования из расчета 1 час в неделю.
УМК: Рабочая программа рассчитана на использование учебника: Финансовая
грамотность: материалы для учащихся. 5-9 классы для общеобразовательных
организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., Вако, 2018.
Структура программы:
Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с
примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов; тематический план; требования к уровню
подготовки учащихся; перечень используемой литературы.
Общая характеристика учебного предмета:
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
учащихся 5-9 классов в сфере экономики семьи. Основные содержательные линии курса: Деньги, их история, виды, функции. - Семейный бюджет. - Экономические отношения
семьи и государства. - Семья и финансовый бизнес. - Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
истории, географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями
детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры,
мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки
работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
Цели:
 удовлетворение познавательных потребностей учащихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях,
умениях и способах финансово грамотного поведения;
 приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного
поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

 воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики
семьи.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение
вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в
принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование
умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы,
схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями.
Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью
учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное
восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и
вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою
точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование
экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов. - приобретение знаний и опыта
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области

семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение
составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей обучающихся
делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций,
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
ормы организации и методы обучения:
предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная,
групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока и
класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных
методов обучения.
Формы контроля
Не смотря на то, что курс является внеурочной деятельностью, контроль усвоения знаний
должен присутствовать. Его можно осуществлять как в письменном формате, так и в
устном. Письменный контроль предполагает тестовые задания, самостоятельные и
практические работы. При устном контроле возможны следующие варианты:
фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль, работа в парах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение в курс «Финансовая грамотность» 4 часа. Почему важно развивать свою
финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать
финансовое поведение людей.
Доходы и расходы семьи 13 часов. Деньги: что это такое Учебные мини-проекты
«Деньги» Из чего складываются доходы семьи Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи Учебные мини-проекты «Доходы семьи» Как появляются
расходы семьи Учимся считать семейные расходы Исследуем расходы семьи Учебные
мини-проекты «Расходы семьи» Как сформировать семейный бюджет Ролевая игра
«Семейный совет по составлению бюджета».
Почему важно развивать свою финансовую грамотность. Современные деньги,
деньги других стран. Почему возникают риски потери денег и имущества. Способы
защиты денег. Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем
дома. Виды вкладов. Кредиты и их назначение. Проектная деятельность по банковским
услугам. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что можно страховать, виды
страхования. Надёжность страховых компаний. Ролевые игры. Проектная деятельность.
Тематическое планирование
Номер
п/п

Наименование главы, темы

Всего часов

Вид занятия

7 класс
1

Введение в курс «Финансовая грамотность» 4 часа
Познавательная
1
Почему важно развивать свою

2

финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние
семьи

3

Учимся оценивать финансовое
поведение людей

1

4

Учимся оценивать своё финансовое
поведение людей

1

1

беседа
Познавательная
беседа, мини
сочинение
Анализируется
поведение людей в
ситуациях, связанных
с финансами
Практическая работа

Доходы и расходы семьи – 12 часов

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Деньги: что это такое
Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы
семьи
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные мини – проекты
«Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи

1
1
1

Творческое задание.
Практическая работа
Познавательная
беседа

1
1
1

Практическая работа

1

Познавательная
беседа.
Практика.
Практика.
Практическая работа

1
Учимся считать семейные расходы
1
Исследуем расходы семьи
1
Учебные мини-проекты «Расходы
семьи»
1
Как сформировать семейный
бюджет
1
Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета»
Услуги финансовых организаций
Современные деньги, деньги других
1
стран
Почему возникают риски потери
1
денег и имущества.
Способы защиты денег.
1
Для чего нужны банки.
1
Почему хранить сбережения в банке
1
выгоднее, чем дома.
Какие бывают вклады
1

Что такое кредиты и надо ли их
брать.
Исследуем, какими банковскими
услугами пользуется семья
Учебные мини-проекты
«Банковские услуги для семьи»
Что такое страхование и для чего
оно необходимо.
Что и как можно страховать.

1

Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в
семье и сколько это стоит.

1
1

Практическая работа

Дискуссия
Ролевая игра

Презентация
Познавательная
беседа.
Творческая работа
Практическая работа
Познавательная
беседа.
Познавательная
беседа
Познавательная
беседа

1

Практика

1

Проектная
деятельность

1

Беседа

1

Познавательная
беседа
Урок-игра
Практика

30
31
32-34

Как определить надёжность
страховых компаний
Учебные мини-проекты
«Страхование»
Резерв

1

Урок -информация

1

Проектная
деятельность

4

На базовом уровне учащийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать
способы их достижения;
 осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми
(учителем, членами своей семьи) сверстниками для достижения целей развития
собственной финансовой грамотности;
 выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений
семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
 находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
 обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
 приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные
варианты поведения в аналогичных ситуациях;
 актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой
грамотности;
в сфере достижения предметных результатов:
 объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
 понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том
числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся
финансовых знаний и навыков;
 обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
 объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых
жизненных ситуаций;
 объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
 описывать виды страхования;
 приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость
страховки.

Литература
1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая
грамотность: учебная программа. 5–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
(Дополнительное образование:Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В., Е.А., Липсиц И.В. Финансоваяграмотность:
контрольно-измерительные материалы. 5–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
3. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://basic.economicus.ru/
Интернет-источники
1. http://government.ru/ – сайт Правительства РФ.
2. http://вашифинансы.рф – портал «Вашифинансы.рф».
3. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».