Экспериментальная физика 8 класс Саакян Т.Н.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.Саяногорска

Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________/Сабитова С.И.
ФИО
Протокол № 1
от « 29 » августа 2025 г.

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУСОШ № 6
____________/Козарез_О.Ю
ФИО
от « 29 » августа 2025г.

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/Багданова О.В
Приказ № 237
от «29 » августа 2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Экспериментальная физика»
8 класс
2025-2026 уч. год

Программу составила:
Саакян Т.Н., ВКК

Саяногорск, 2025 год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная физика»
разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы ООО, а также с учетом Рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ№6
Разработанный курс построен на основе метода научного познания. Он способствует
начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе
непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся
целостного представления о мире.
Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу,
независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира
вещей и явлений.
В условиях реализации образовательной программы широко используются методы
учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания,
приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения
и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.
Целями изучения курса являются:
1) развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими
метода научного познания на феноменологическом уровне;
2) приобретение учащимися знаний и опыта для понимания явлений природы,
многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
3) формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором
мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1) знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей,
моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск
решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
2) приобретение учащимися представлений о
электрических,
магнитных
и
световых
явлениях,
характеризующих эти явления;

механических, тепловых,
физических
величинах,

3) формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость,
время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических
явлений и свойств физических тел;
4) формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления
окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное,
обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее
распространенные и значимые для человека явления природы;

5) овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически
установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
6) понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности
науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей
человека.
Описание места курса в учебном плане
Для изучения курса выделяется 68 часов. Тематическое планирование для обучения
в 8 классах составлено из расчета 2 часа в неделю.
Метапредметными результатами обучения при
изучении курса являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и
оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты
своих действий;
2) овладение универсальными способами деятельности на примерах использования
метода научного познания при изучении явлений природы;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц,
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в
эвристическими методами решения проблем;

нестандартных

ситуациях,

овладение

7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностными результатами обучения
при изучении курса являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам
открытий и изобретений, к результатам обучения;
6) приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей
природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и
явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
7) приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать
гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать
собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Система отслеживания результатов обучения учащихся.
Отслеживание планируемых результатов освоения курса и оценивание
производится по результатам защиты лабораторных работ. На защиту лабораторных работ
отводится 2-3 занятия в конце изучения темы.
Основное содержание
Тема1. Мы познаем мир, в котором живем (16 часов)
Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы научного познания:
наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения.
Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы
знаем о строении Вселенной.
Демонстрации:
1. Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления
природы.
2. Различные измерительные приборы.
Лабораторные работы:
1. Изготовление линейки и ее использование.
2. Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.
3. Определение цены деления измерительного прибора.
Тема2. Пространство (28 часов)
Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают
изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего
измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.
Демонстрации:
1. Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.
2. Ориентация на местности при помощи компаса.
3. Измерение углов при помощи астрономического посоха и высотомера.
4. Мерный цилиндр (мензурка).
Лабораторные работы:
1. Различные методы измерения длины.
2. Измерение углов при помощи транспортира.
3. Измерение площадей разных фигур.
4. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
Тема3. Время (8 часов)

Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.
Демонстрации:
1. Наблюдение падения капель воды при помощи стробоскопа.
2. Действие электромагнитного отметчика.
3. Измерение интервалов времени при помощи маятника.
4. Измерение пульса.
Лабораторные работы:
1. Измерение периода колебаний маятника.
2. Стробоскопический способ измерения интервалов времени при движении бруска
по наклонной плоскости.
Тема4. Движение (12 часов)
Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение.
Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.
Движение планет Солнечной системы.
Демонстрации:
1. Равномерное движение.
2. Неравномерное движение.
3. Относительность движения.
4. Прямолинейное и криволинейное движение.
5. Стробоскопический метод изучения движения тела.
Лабораторные работы:
1. Изучение движения пузырька воздуха в трубке с водой.
2. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи
электромагнитного отметчика времени.
3. Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.
Тема5. Градуирование приборов (4 часа)
Устройство динамометра и термометра. Изготовление шкалы прибора. Разметка
шкалы прибора.
Демонстрации:
1. Зависимость силы упругости от деформации пружины.
2. Зависимость объема жидкости от температуры.
Лабораторные работы:
1. Градуирование динамометра.
2. Градуирование термометра

Тематическое планирование
Название темы

Коли Колич Колич Основные виды
чест ество ество деятельности
во теорет практ
часо ическ ическ
в
их
их
(всег занят занят
о) ий
ий

Дата Дата
пров прове
еден дения
ия (факт
(пла )
н)

16
Тема 1.
Мы познаем мир,
в котором живем (16 часов)
1.Природа. Явления природы. 2
Научный метод познания мира.

6

2

08.09
Наблюдение
механических, тепловых, 08.09
электромагнитных,
звуковых и световых
явлений природы;
использование различных
измерительных приборов.

2.Наблюдение различных видов 2
физических явлений.

2

15.09
Наблюдение
механических, тепловых, 15.09
электромагнитных,
звуковых и световых
явлений природы;
использование различных
измерительных приборов.

3.Моделирование. Построение 2
модели процесса. Различные
измерительные приборы.
4. Лабораторная работа №1
2
Изготовление линейки и ее
использование.
5.Лабораторная работа №2
2
Зависимость периода колебаний
маятника на нити от длины
нити.

2

Использование различных 22.09
измерительных приборов 22.09

10

2

2

6.Лабораторная работа№3
Определение цены деления
измерительного прибора.
7. Защита лабораторных работ

2

2

2

2

8.Защита лабораторных работ

2

2

Тема 2
Пространство (28 часов)

28

6

22

Измерение физических
величин. Оценка
погрешности измерения.
Измерение физических
величин. Оценка
погрешности измерения.

29.09
29.09
06.10
06.10

13.10
Измерение физических
13.10
величин. Оценка
погрешности измерения.
20.10
Представление
результатов эксперимента 20.10
с помощью графиков и
таблиц
10.11
Представление
результатов эксперимента 10.11
с помощью графиков и
таблиц

9.Пространство и его свойства. 2

1

1

Использование
результатов измерения
для предсказания
направления движения
тел, для предсказания
расположения плоских
фигур на плоскости и
объемных тел в
пространстве.

17.11
17.11

10.Измерение размеров
различных тел.

2

1

1

Использование мер
длины: метр, дециметр,
сантиметр.

24.11
24.11

11.Углы помогают изучать
пространство.

2

1

1

Использование
результатов измерения
для предсказания
направления движения
тел

01.12
01.12

12.Измерение углов в
астрономии и географии.

2

1

1

Использование
результатов измерения
углов для определения
расстояния до
удаленных объектов

08.12
08.12

13.Как и для чего измеряется
2
площадь разных поверхностей.

1

1

Методы измерения
площади поверхностей
тел

15.12
15.12

14.Как и для чего измеряют 2
объемы тел.
15.Лабораторная работа №4
2
Различные методы измерения
длины.

1

1

22.12
Методы измерения
22.12
объемов тел
29.12
Использование
измерительных приборов: 29.12
измерительная линейка,
рулетка

2

16.Лабораторная работа №5
2
Измерение размеров малых тел

2

12.01
Использование
измерительных приборов: 12.01
измерительная линейка,
штангенциркуль

17.Лабораторная работа №6
Измерение углов при помощи
транспортира.
18.Лабораторная работа №7
Измерение площадей разных
фигур.

2

2

2

2

19.01
Использование
измерительных приборов: 19.01
линейка, транспортир
26.01
Использование
измерительных приборов: 26.01
измерительная линейка,
транспортир, рулетка

19.Лабораторная работа №8
Измерение объема жидкости и
твердого тела при помощи
мерного цилиндра.

2

2

02.02
Использование
измерительных приборов: 02.02
измерительная линейка,
мерный цилиндр.

20.Лабораторная работа №9
Измерение расстояний до
удаленных объектов

2

2

09.02
Использование
измерительных приборов: 09.02
измерительная линейка,
транспортир,
астрономический посох

21. Защита лабораторных работ 2

2

16.02
Представление
результатов эксперимента 16.02
с помощью графиков и
таблиц

22. Защита лабораторных работ 2

2

02.03
Представление
результатов эксперимента 02.03
с помощью графиков и
таблиц

Тема 3
Время (8 часов)
23.Время. Измерение
интервалов времени. Год.
Месяц. Сутки. Календарь.

8

4

4

2

1

1

16.03
Использование
измерительных приборов: 16.03
часы, секундомер,
электромагнитный
отметчик.

24.Лабораторная работа № 10 2
Измерение интервалов времени
при помощи маятника.
25.Лабораторная работа №11
2
Стробоскопический способ
измерения интервалов времени
при движении бруска по
наклонной плоскости.

1

1

Измерение
интервалов времени.

23.03
23.03

1

1

Измерение
интервалов времени.

06.04
06.04

26.Защита лабораторных работ 2

1

1

13.04
Представление
результатов эксперимента 13.04
с помощью графиков и
таблиц

Тема 4
Движение (12 часов)

5

7

1

1

1

1

1

1

12

27.Механическое движение.
2
Траектория. Прямолинейное и
криволинейное движение.
28.Путь. Скорость. Равномерное 2
и неравномерное движение.
Относительность движения.
29. Лабораторная работа №12 2
Изучение движения пузырька
воздуха в трубке с водой.

Построение чертежа,
поясняющего
особенности движения
Выбор тела отсчета и
системы отсчета

20.04
20.04

Измерение физических
величин. Оценка
погрешности измерения

04.05
04.05

27.04
27.04

30. Лабораторная работа №13 2
Изучение
неравномерного
прямолинейного
движения
бруска
при
помощи
электромагнитного отметчика
времени.

1

1

Измерение физических
величин. Оценка
погрешности измерения

11.05
11.05

31. Лабораторная работа №14 2
Изучение траектории движения
шайбы в разных системах
отсчета

1

1

Измерение физических
величин. Оценка
погрешности измерения

18.05
18.05

2

25.05
Представление
результатов эксперимента 25.05
с помощью графиков и
таблиц

32. Защита лабораторных работ 2

Тема5 Градуирование
приборов (2 часа)
33.Лабораторная работа №15
Градуирование динамометра
34.Лабораторная работа №16
Градуирование термометра

4

2

2

1

1

1

1

1

1

Изготовление шкалы
прибора
Изготовление шкалы
прибора

27.05
27.05
28.05
28.05

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
курса по внеурочной деятельности.
1. Список литературы

Список литературы для учителя
1. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Методы решения задач по физике.- М.:

Народное образование, 2011.
2. Кабардин О.Ф. и др. Факультативный курс физики. 9 класс. - М.: Просвещение,
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.

2014.
Козел С.М. Сборник задач по физике, - М.: Наука, 2013.
Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике. Мастерская
учителя физики. 7-11 класс. Москва. ВАКО 2010.
Семке А.И. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 класс / А.И. Семке.- М.:
НЦ ЭНАС, 2006.-120с.
Стандарты второго поколения «Примерные программы. Физика 7-9 классы: – М.:
Просвещение, 2011.С. 6-8, 37
Марон А.Е. Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика-7. Дрофа 2014.
Болготова, В.С. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке
физики. [Электронный ресурс]/ В.С. Болготова- режим доступа
http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html.
Ивашкин, Д.А. Освоение метода познания на уроках физики / Д.А. Ивашкин // Физ.
в шк.- 2011.-№ 14,- С. 23-25.
Безматерных Т.Д. Внедрение ФГОС. УМК нового поколения - школе XXI века.
[Электронный ресурс] / Т.Д. Безматерных – режим доступа
http://nytva.taba.ru/NP_konferenciya_2012/Sekciya_3/536557_Bezmaternyh_Tatyana_D

anilovna_uchitel_fiziki_MAOU_Gimnaziya_Vnedrenie_FGOS__UMK_novogo_pokole
niya_-_shkole_XXI_veka_Opyt_realiza.html
11. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -.
(Стандарты второго поколения).
12. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной
школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение,
2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).
13. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей
учащихся. 5 – 8 классы: пособие для учителя/ Н.А. Криволапова – М.:
Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
Список литературы для учащихся
1. Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2013.
2. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике – М.: Дрофа, 2015.
3. Гоциридзе Г. Ш. Практические и лабораторные работы по физике 7 – 11 классы / Г.Ш.
Гоциридзе-М.: Классик Стиль, 2002.- 96 с.
4. 2. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике / учеб.Пособие для учащихся 6-7 кл.
средней школы./И.Г. Кириллова.- М.: Просвещение, 1986.-207 с.
5.

Материально-технического обеспечение:
1. Комплект оборудования для лабораторных работ по физике для 7-11

классов;
2. Базовый комплект оборудования «Школьного Кванториума» по

физике;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».