МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Саяногорска
Рассмотрено:
Согласовано: зам.
Утверждено: Директор
Руководитель ШМО
директора по ВР МБОУ «СОШ МБОУ «СОШ №6»
______/_Сергеева Л.В._/ № 6»
_______/Богданова О.В.
ФИО
/Козарез О.Ю.
Протокол №
от « 29» августа 2025г.
Приказ № 237
от «29»августа 2025г.
от «29» августа 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Эмоциональный интеллект»
(ОВЗ)
2025-2026 учебный год
Педагог-психолог
Щербакова Галина Александровна
Саяногорск, 2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а
также с учётом рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ№ 6. Программа
«Эмоциональный интеллект» проводится в рамках внеурочной деятельности с обучающими с
ограниченными возможностями здоровья 5-7 классов. Программа занятий направлена на
формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует
развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и
способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия,
формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и
чувства других людей.
Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка,
который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть
субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста,
предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора конструктивного способа
решения той или иной задачи. Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе
прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и
распознавать свои чувства. Каждое занятие проводится в стандартной форме по структуре
тренингового занятия и включает в себя: организационный момент (ритуал приветствия,
разминочные упражнения), основная часть (настрой как подготовка к восприятию нового
материала – введение нового содержания), подведение итогов (эмоциональное отреагирование –
осмысление).
Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся, воспитание
уважения достоинства личности, содействие созданию условий для конструктивного
разрешения конфликтов, обеспечения психолого-педагогической помощи.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с многообразием эмоций.
2. Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх,
удивление, интерес) у себя и других людей.
3. Расширять эмоциональный словарь.
4. Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин
возникновения эмоций.
5. Формировать у учеников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.
6. Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им
эмоциональной поддержки.
7. Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого
человека.
8. Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения.
9. Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных
ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и
ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях.
Учащиеся программы получат возможность для формирования:
устойчивой позитивной самооценки;
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора;
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре;
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность формирования:
навыков распознавания собственных эмоций и эмоций окружающих;
навыков использования приемлемых способов выражения эмоций и самоконтроль
собственных эмоциональных состояний;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
готовности к сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-и
исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
основам самоконтроля, самооценки;
адекватно оценивать собственное состояние, поведение и поведение окружающих;
понимать эмоциональную обусловленность поведения;
осуществлять эмоциональную саморегуляцию;
оказывать эмоциональную поддержку окружающим;
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Средством достижения личностных результатов служат диалоговая форма ведения
занятий, семинары и иллюстрация теоретических материалов через задания, упражнения,
тренинги.
1. Метапредметные результаты внеурочной деятельности должны отражать
формирование универсальных учебных действий (УУД)
2. Регулятивные УУД:
3. определить и формировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
4. проговаривать последовательность действий на занятиях;
5. учиться высказывать свое мнение по задачам занятий;
6. учиться работать по предложенному педагогом плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического
саморегулирования.
Познавательные УУД:
1. познание внутреннего мира личности через получение новой информации
(беседы, семинары), игры, тренинги;
2. умение находить ответы на вопросы, задания
3. умение делать выводы в результате совместной с педагогом работы. Средством
формирования познавательных УУД служат логические, проблемные
упражнения, занятия.
Коммуникативные УУД:
1. слушать и понимать других людей;
2. озвучивать и отстаивать свою точку зрения;
3. договариваться с участниками группы и с отдельными людьми;
4. вступать в диалог участвуя в коллективных решениях;
5. научиться методом выхода из конфликтов;
6. проявлять лидерские качества.
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и
сотрудничество с участниками группы и педагогом.
Предметные результаты должны отражать умение учащихся:
1. контролировать свои эмоции и чувства (злость, обиду, ненависть, агрессию);
2. находить пути разрешения конфликтных ситуаций, недопонимания;
3. открыто вступать в
коммуникативный контакт
с
людьми
и
поддерживать дружеские отношения;
4. искоренять предубеждения, бережно относиться к окружающим людям;
5. эффективно отстаивать свою позицию, при этом учитывать мнение других людей;
6. понимать и принимать чужую точку зрения;
7. заниматься саморазвитием и адекватно оценивать себя.
Содержание внеурочной деятельности
I раздел – «Эмоциональная грамотность»
Цель раздела: содействие осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций
окружающих.
Узнать какие бывают эмоции, почему они возникают и для чего нужны. Дать понять, как
проявляются эмоции, и осознать собственные эмоции.
Узнать, что такое эмоциональный интеллект, определить свой уровень эмоционального
интеллекта.
Понять, что эмоции всегда имеют свое выражение в языке тела и научиться распознать
эмоции по мимике.
Научиться понимать, как эмоции связаны с разными событиями в жизни.
Разобраться что такое счастье и как оно связано с позитивными эмоциями. Понять, что
делает себя счастливым и научиться быстро вызывать позитивный настрой.
Понять, почему человек боится, какие страхи у меня были раньше и чего я боюсь сейчас.
Научиться справляться со страхом.
Научиться распознавать разные проявления злости и преобразовывать гнев и раздражение
в полезную энергию.
Отыскать в себе затаенные обиды и научиться избавляться от них.
Выразить грустные чувства и научиться справляться с ними.
Узнать способы как помирить «Хочу» и «Надо» и справиться с ленью.
Почувствовать ощущение уверенности в себе.
Приобрести новую силу для сохранения уверенности в себе.
Выразить в творческой форме мои эмоции и чувства.
II раздел – «Эмоциональная саморегуляция»
Цель раздела: развитие навыков произвольного управления своим поведением,
регулированием эмоционального состояния.
Определить какое психологическое время у меня и как это влияет на мою жизнь. Научиться
сохранять невозмутимость в любой ситуации.
Понять для чего важно регулировать свое настроение и научиться изменять свое состояние
в нужный момент.
Освоить простые и быстрые способы повышения настроения.
Узнать новый способ преодоления проблем, научиться находить хорошее в «плохих»
событиях.
Изучить свое состояние с точки зрения утомления.
Научиться быстро расслабляться, если теряешь над собой контроль или устал.
Понять, что я чувствую, когда мной управляют другие и как управлять собой. Научиться
выражать эмоции различными способами.
III раздел – «Эмпатия»
Цель раздела: развитие способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний
других людей.
Научиться вставать на место другого.
Стать наблюдательным и внимательным к партнеру по общению.
Научиться слушать то, что нельзя передать словами по интонации.
Научиться «читать» мысли и чувства другого по выражению лица, позе и т.д.
Узнать значение вежливых слов и способы их выражения.
Научиться выражать свою любовь и уважение.
Научиться выполнять совместное дело заранее не договариваясь о нем.
Понять, что чужих нет. Научиться терпимее относиться к другим людям.
IV раздел – «Социальные навыки»
Цель раздела: обучение способам поведения в отношениях с другими, умению
устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Узнать, как можно выявить свои ценности и совпадают ли они с ценностями
одноклассников.
Понять, для чего нужны правила и договоренности и как оповестить других о моих
правилах.
Проверить как работает психологический закон: что дали, то и получили. Научиться
отказывать, не обижая другого человека.
Понять как вести себя в конфликтной ситуации.
Научиться вызывать позитивные эмоции у людей.
Календарно-тематическое планирование
№
1
Тема
Эмоциональная грамотность
Знакомство с эмоциями. Мир моих чувств.
Количество часов
Теория
Практика
1
1
2
Что такое эмоциональный интеллект.
1
1
3
1
1
4
Определение собственной эмоциональной
наблюдательности
Начинаем разговор о чувствах
1
1
5
Там, где живет счастье
1
1
6
Что такое страх? Борьба со страхами.
1
1
7
Злость и ее производные
1
1
8
Обида
1
1
9
Грусть
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Интерес и удивление
Уверенное поведение
Работаем над уверенностью в себе
Богатый мир эмоций
Эмоциональная саморегуляция
Психологическое
время
Замороженные чувства
Произвольная регуляция поведения
Как справиться сплохим настроением
Преодоление проблем
Как управлять со бой
Релаксация, снятие напряжения
Самоуправление
Эмоциональная
экспрессия
Эмпатия
Я – это ты. Ты –это я.
Наблюдательность
Чувства и интонации
Как понять другого
Вежливость и благодарность
Любовь и уважение
Сотрудничество
Разные миры. Как
понять «чужого»
Социальные навыки
Дата
проведения
31
32
33
34
35
36
Ценность человеческой жизни.
Коллективные ценности.
Правила и договоренности
Просьбы и отказы
Как погасить конфликт?
Как изменить настроение у другого?
Добрые слова
Итого 72 часа
1
1
1
1
1
1
1
36
1
1
1
1
1
36
Диагностика результативности программы
Средством диагностики будет выступать опросник эмоционального интеллекта Д. В.
Люсиной. Опросник описывает эмоциональный интеллект по 9 шкалам:
Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию
эмоций других людей и управлению ими.
Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и
управлению ими.
Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию
своих и чужих эмоций.
Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние
человека на основе внешних
проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса)
и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность
вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных
эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их
распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к
вербальному описанию.
Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и
потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и
держать под контролем нежелательные.
Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления
своих эмоций.
Литература
1.«Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика» А. В. Карпов, А.
С. Петровская, Изд. ЯрГУ, 344с. 2008
2. «Коммуникация. Найди общий язык с кем угодно» Шиманская В.А. Изд. Альпина
Паблишер. 2020.
3. «Эмоциональный интеллект. И почему он может значить больше, чем IQ», Дэниел
Гоулман. 1995 by Daniel Goleman. Introduction copyright 2005. All rights reserved. Издание на
русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2021
4. «Эмоциональный интеллект в бизнесе», Дэниел Гоулман.1995 by Daniel Goleman.
Introduction copyright 2005. All rights reserved. Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Манн, Иванов иФербер», 2021
5. «Азбука эмоционального интеллекта», Ирина Андреева. Изд. БХВ-Петербург, 2012
6. «Медитация и осознанность», Энди Паддикомб. Изд. АльпинаПаблишер, 2011
7. «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального
интеллекта». Дэниел Гоулман Изд. АльпинаПаблишер, 2011