Эмоциональный интеллект ОВЗ 5-7 классы Щербакова Г.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Саяногорска
Рассмотрено:
Согласовано: зам.
Утверждено: Директор
Руководитель ШМО
директора по ВР МБОУ «СОШ МБОУ «СОШ №6»
______/_Сергеева Л.В._/ № 6»
_______/Богданова О.В.
ФИО
/Козарез О.Ю.
Протокол №
от « 29» августа 2025г.
Приказ № 237
от «29»августа 2025г.
от «29» августа 2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Эмоциональный интеллект»
(ОВЗ)
2025-2026 учебный год

Педагог-психолог
Щербакова Галина Александровна

Саяногорск, 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а
также с учётом рабочей программы воспитания ООО МБОУ СОШ№ 6. Программа
«Эмоциональный интеллект» проводится в рамках внеурочной деятельности с обучающими с
ограниченными возможностями здоровья 5-7 классов. Программа занятий направлена на
формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует
развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и
способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия,
формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и
чувства других людей.
Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка,
который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть
субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста,
предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора конструктивного способа
решения той или иной задачи. Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе
прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и
распознавать свои чувства. Каждое занятие проводится в стандартной форме по структуре
тренингового занятия и включает в себя: организационный момент (ритуал приветствия,
разминочные упражнения), основная часть (настрой как подготовка к восприятию нового
материала – введение нового содержания), подведение итогов (эмоциональное отреагирование –
осмысление).
Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся, воспитание
уважения достоинства личности, содействие созданию условий для конструктивного
разрешения конфликтов, обеспечения психолого-педагогической помощи.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с многообразием эмоций.
2. Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх,
удивление, интерес) у себя и других людей.
3. Расширять эмоциональный словарь.
4. Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин
возникновения эмоций.
5. Формировать у учеников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.
6. Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им
эмоциональной поддержки.
7. Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого
человека.
8. Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения.
9. Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных
ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и
ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях.
Учащиеся программы получат возможность для формирования:
 устойчивой позитивной самооценки;
 морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора;
 осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
 осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре;
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность формирования:
 навыков распознавания собственных эмоций и эмоций окружающих;

 навыков использования приемлемых способов выражения эмоций и самоконтроль
собственных эмоциональных состояний;
 готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 готовности к сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-и
исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
 основам самоконтроля, самооценки;
 адекватно оценивать собственное состояние, поведение и поведение окружающих;
 понимать эмоциональную обусловленность поведения;
 осуществлять эмоциональную саморегуляцию;
 оказывать эмоциональную поддержку окружающим;
 разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Средством достижения личностных результатов служат диалоговая форма ведения
занятий, семинары и иллюстрация теоретических материалов через задания, упражнения,
тренинги.
1. Метапредметные результаты внеурочной деятельности должны отражать
формирование универсальных учебных действий (УУД)
2. Регулятивные УУД:
3. определить и формировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
4. проговаривать последовательность действий на занятиях;
5. учиться высказывать свое мнение по задачам занятий;
6. учиться работать по предложенному педагогом плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического
саморегулирования.
Познавательные УУД:
1. познание внутреннего мира личности через получение новой информации
(беседы, семинары), игры, тренинги;
2. умение находить ответы на вопросы, задания
3. умение делать выводы в результате совместной с педагогом работы. Средством
формирования познавательных УУД служат логические, проблемные
упражнения, занятия.
Коммуникативные УУД:
1. слушать и понимать других людей;
2. озвучивать и отстаивать свою точку зрения;
3. договариваться с участниками группы и с отдельными людьми;
4. вступать в диалог участвуя в коллективных решениях;
5. научиться методом выхода из конфликтов;
6. проявлять лидерские качества.
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и
сотрудничество с участниками группы и педагогом.
Предметные результаты должны отражать умение учащихся:
1. контролировать свои эмоции и чувства (злость, обиду, ненависть, агрессию);
2. находить пути разрешения конфликтных ситуаций, недопонимания;
3. открыто вступать в
коммуникативный контакт
с
людьми
и
поддерживать дружеские отношения;
4. искоренять предубеждения, бережно относиться к окружающим людям;
5. эффективно отстаивать свою позицию, при этом учитывать мнение других людей;
6. понимать и принимать чужую точку зрения;
7. заниматься саморазвитием и адекватно оценивать себя.

Содержание внеурочной деятельности
I раздел – «Эмоциональная грамотность»
Цель раздела: содействие осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций
окружающих.
Узнать какие бывают эмоции, почему они возникают и для чего нужны. Дать понять, как
проявляются эмоции, и осознать собственные эмоции.
Узнать, что такое эмоциональный интеллект, определить свой уровень эмоционального
интеллекта.
Понять, что эмоции всегда имеют свое выражение в языке тела и научиться распознать
эмоции по мимике.
Научиться понимать, как эмоции связаны с разными событиями в жизни.
Разобраться что такое счастье и как оно связано с позитивными эмоциями. Понять, что
делает себя счастливым и научиться быстро вызывать позитивный настрой.
Понять, почему человек боится, какие страхи у меня были раньше и чего я боюсь сейчас.
Научиться справляться со страхом.
Научиться распознавать разные проявления злости и преобразовывать гнев и раздражение
в полезную энергию.
Отыскать в себе затаенные обиды и научиться избавляться от них.
Выразить грустные чувства и научиться справляться с ними.
Узнать способы как помирить «Хочу» и «Надо» и справиться с ленью.
Почувствовать ощущение уверенности в себе.
Приобрести новую силу для сохранения уверенности в себе.
Выразить в творческой форме мои эмоции и чувства.
II раздел – «Эмоциональная саморегуляция»
Цель раздела: развитие навыков произвольного управления своим поведением,
регулированием эмоционального состояния.
Определить какое психологическое время у меня и как это влияет на мою жизнь. Научиться
сохранять невозмутимость в любой ситуации.
Понять для чего важно регулировать свое настроение и научиться изменять свое состояние
в нужный момент.
Освоить простые и быстрые способы повышения настроения.
Узнать новый способ преодоления проблем, научиться находить хорошее в «плохих»
событиях.
Изучить свое состояние с точки зрения утомления.
Научиться быстро расслабляться, если теряешь над собой контроль или устал.
Понять, что я чувствую, когда мной управляют другие и как управлять собой. Научиться
выражать эмоции различными способами.
III раздел – «Эмпатия»
Цель раздела: развитие способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний
других людей.
Научиться вставать на место другого.
Стать наблюдательным и внимательным к партнеру по общению.
Научиться слушать то, что нельзя передать словами по интонации.
Научиться «читать» мысли и чувства другого по выражению лица, позе и т.д.
Узнать значение вежливых слов и способы их выражения.
Научиться выражать свою любовь и уважение.
Научиться выполнять совместное дело заранее не договариваясь о нем.
Понять, что чужих нет. Научиться терпимее относиться к другим людям.
IV раздел – «Социальные навыки»
Цель раздела: обучение способам поведения в отношениях с другими, умению
устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Узнать, как можно выявить свои ценности и совпадают ли они с ценностями
одноклассников.
Понять, для чего нужны правила и договоренности и как оповестить других о моих
правилах.

Проверить как работает психологический закон: что дали, то и получили. Научиться
отказывать, не обижая другого человека.
Понять как вести себя в конфликтной ситуации.
Научиться вызывать позитивные эмоции у людей.
Календарно-тематическое планирование
№

1

Тема
Эмоциональная грамотность
Знакомство с эмоциями. Мир моих чувств.

Количество часов
Теория
Практика
1

1

2

Что такое эмоциональный интеллект.

1

1

3

1

1

4

Определение собственной эмоциональной
наблюдательности
Начинаем разговор о чувствах

1

1

5

Там, где живет счастье

1

1

6

Что такое страх? Борьба со страхами.

1

1

7

Злость и ее производные

1

1

8

Обида

1

1

9

Грусть

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30

Интерес и удивление
Уверенное поведение
Работаем над уверенностью в себе
Богатый мир эмоций
Эмоциональная саморегуляция
Психологическое
время
Замороженные чувства
Произвольная регуляция поведения
Как справиться сплохим настроением
Преодоление проблем
Как управлять со бой
Релаксация, снятие напряжения
Самоуправление
Эмоциональная
экспрессия
Эмпатия
Я – это ты. Ты –это я.
Наблюдательность
Чувства и интонации
Как понять другого
Вежливость и благодарность
Любовь и уважение
Сотрудничество
Разные миры. Как
понять «чужого»
Социальные навыки

Дата
проведения

31
32
33
34
35
36

Ценность человеческой жизни.
Коллективные ценности.
Правила и договоренности
Просьбы и отказы
Как погасить конфликт?
Как изменить настроение у другого?
Добрые слова
Итого 72 часа

1

1

1
1
1
1
1
36

1
1
1
1
1
36

Диагностика результативности программы
Средством диагностики будет выступать опросник эмоционального интеллекта Д. В.
Люсиной. Опросник описывает эмоциональный интеллект по 9 шкалам:
Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию
эмоций других людей и управлению ими.
Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и
управлению ими.
Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию
своих и чужих эмоций.
Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние
человека на основе внешних
проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса)
и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность
вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных
эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их
распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к
вербальному описанию.
Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и
потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и
держать под контролем нежелательные.
Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления
своих эмоций.
Литература
1.«Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика» А. В. Карпов, А.
С. Петровская, Изд. ЯрГУ, 344с. 2008
2. «Коммуникация. Найди общий язык с кем угодно» Шиманская В.А. Изд. Альпина
Паблишер. 2020.
3. «Эмоциональный интеллект. И почему он может значить больше, чем IQ», Дэниел
Гоулман. 1995 by Daniel Goleman. Introduction copyright 2005. All rights reserved. Издание на
русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2021
4. «Эмоциональный интеллект в бизнесе», Дэниел Гоулман.1995 by Daniel Goleman.
Introduction copyright 2005. All rights reserved. Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Манн, Иванов иФербер», 2021
5. «Азбука эмоционального интеллекта», Ирина Андреева. Изд. БХВ-Петербург, 2012
6. «Медитация и осознанность», Энди Паддикомб. Изд. АльпинаПаблишер, 2011
7. «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального
интеллекта». Дэниел Гоулман Изд. АльпинаПаблишер, 2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».