Рабочая программа по литературному чтению

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
Руководитель ШМО
++++++++++++++Ковалёва Е.В.
Протокол №1
от 31 августа 2023г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Лавор И. В.

______________Богданова О. В.

Протокол №1

Протокол № 225

от 31 августа 2023г

от 31 августа 2023г

от 30.08.2022г

Богданова Оксана
Валериевна

от "30_____" августа2022 г.

Подписано цифровой подписью:
Богданова Оксана Валериевна
Дата: 2023.10.13 15:34:23 +07'00'

Рабочая программа
по литературному чтению
обучающихся по адаптированной основной
общеобразовательной программе начального
общего образования обучающихся
с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)

1 «Е» класса
2023-2024 учебный год

Учитель начальных классов
Стяжкина Евгения Павловна

г. Саяногорск, 2023г.

1. Особенности преподавания предмета
У детей наблюдаются нарушения фонематического восприятия, нарушения лексикограмматической стороны речи, которые затрудняют овладение предметом. Так же у детей
имеются нарушения познавательной деятельности и психофизического развития.
Большое значение на уроках имеет практическая направленность обучения, учёт
возрастных и индивидуальных особенностей детей, реализация дифференцированного
подхода в обучении.
Особенности обучающихся

Специальные образовательные условия

Низкая концентрация внимания,
повышенная отвлекаемость,
фрагментарное выполнение учебных
заданий; трудность переключения.
Недостаточность наглядно-образного
мышления. Мышление остаётся
преимущественно конкретным,
поверхностным, существенного
развития словесно-логического
мышления не отмечается.
Трудности при классификации
предметов, обобщении явлений и
признаков, бедность и отрывочность
суждений и умозаключений,
нарушение логических связей.
Снижение способности к приёму,
переработке, хранению и
использованию информации.
Низкая осведомленность бытовых
понятий, низкий уровень знаний о
себе и об окружающем мире.

Привлечение внимания обучающихся к учебному материалу
с использованием дополнительных инструкций,
демонстрационного материала, смена видов деятельности.

Испытывают затруднения в
произвольной организации
деятельности; не умеют
последовательно выполнять
инструкции учителя, переключаться
по его указанию с одного задания на
другое, быстро утомляются.
Словарный запас ограничен, в речи
наблюдаются аграмматизмы,
нарушения лексической стороны
речи.
Нарушения связной речи.
Отсутствует полнота и развернутость
в высказывании, бедная,
недостаточно выразительная речь
Низкий уровень познавательной
активности и учебной мотивации.
Низкая работоспособность.

Новый материал преподносится дозировано (методом
«малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с
конкретностью действий в форме алгоритмов. Для
формирования отвлеченных понятий, обобщений, умений и
навыков предметная наглядность используется более
длительное время.
Применение упражнений, предусматривающих активизацию
познавательной деятельности. Использование учебного
материала с опорой на жизненный опыт обучающихся.
Поэтапное разъяснение, последовательное выполнение
заданий
Применение разноуровневых индивидуальных карточек,
обеспечение аудиовизуальными техническими средствами
обучения.
Формирование познавательной мотивации и
положительного отношения к учению с помощью
демонстрационных, аудио и видео материалов, замедленный
темп преподнесения новых знаний с опорой на жизненный
опыт ребенка.
Проведение различных физминуток с целью снятия
усталости. Предоставление материала дозировано,
преимущественно в игровой форме, с чередованием труда и
отдыха. Использование интересного и красочного
дидактического материала и средств наглядности,
применение компьютерных технологий.
Систематическое проведение словарной работы, где
уточняются значения слов, вводятся в активную речь новые
слова. Работа над расширением и активизацией словаря
опирается на активное действенное познание детьми
предметов и явлений окружающей действительности.
Применение коррекционно-развивающих игр и упражнений,
включающих иллюстративно-графический и игровой
материал.
Применение дидактических игр и игровых приемов,
разнообразного дополнительного материала. Использование
компьютерных технологий. Проводится коллективная
деятельность.
Использование постоянной смены видов деятельности.
Соблюдение охранительного режима (физминутки,
гимнастика для глаз и пальцев рук, динамическая

Нарушение эмоционально-волевой
сферы

организация урока). Включение в урок игровых приёмов
работы.
Применение индивидуального подхода. Смягчение
эмоционального дискомфорта у детей, повышение их
активности и самостоятельности; коррекция самооценки,
уровня самосознания, формирование эмоциональной
устойчивости и саморегуляции.

Исходя из особенностей класса, в программном материале обучения грамоте на
добукварный и букварный периоды увеличено количество часов.

2.Пояснительная записка
Программа разработана на основе
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
(ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
1 класс - авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Головановой, В.Г.Горецкого (М.:
Просвещение, 2015)
Основной общеобразовательной программе начального общего образования , утвержденной
приказом директора № 275 от 02.09.2022г
Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ( вариант 5.1), утвержденной приказом
директора № 205 от 31.08.2021г
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г №
2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
Конвенции о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком
в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех
видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научно-познавательными текстами; - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение
нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и
других стран.
- создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в
освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную
адаптацию.
Задачи:
-освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к
чтению и книге;
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
-воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной
литературе;
-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений.
-создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными,
индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере
образования;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм получения
образования учащимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых
образовательных потребностей разных групп учащихся.
Основными направлениями коррекционной работы: удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с ТНР; коррекционная помощь в овладении базовым
содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её
недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и
поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Основная задача педагога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ТНР.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных
отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися,
родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в
освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости индивидуальной
коррекционной помощи в освоении предмета, курса; обеспечение учащемуся успеха в
доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к
учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается
нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие
дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов
формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна
и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены
(как правило,
звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не
соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность
к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка,
что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической
стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков,
звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением
формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только
звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие
обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются
остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических
компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений
звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных
вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова.
Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция,
создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о
низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся
важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря
на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия
некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны
использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное
значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по
значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных
связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо

справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на
материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно
в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора
родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения
программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной
стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный
характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении
правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в
самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся
нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях,
пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на
заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из
своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества
используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения
чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при
чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной
сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы
чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
-выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со
специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе
обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
-организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед
началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного
образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление
отклонений речевого и личностного развития;
-получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего
или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени
выраженности его речевого недоразвития;
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как
через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов,
так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
-создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе
обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и
коррекции этих нарушений;
-координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в
процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
-получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации
первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной
деятельности, соматического здоровья;

-возможность адаптации образовательной программы при изучении содержания учебных
предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых
нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
-гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов
и
использования соответствующих методик и технологий;
-индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий обучающихся с ТНР;
-постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов,
исходя из механизма речевого дефекта;
-применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на
речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
-возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
-профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального
расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения
умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии
и
тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с
родителями.

3. Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов:
добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему литературного образования и охватывает
изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений. Его содержание направлено на
создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое
внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у
каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной
деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их буквенных
обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными
звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая
особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его
механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое («читаю, как написано») и
орфоэпическое («читаю, как говорю»); работают со слоговыми таблицами к слогами-слияниями;
осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов,
предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе
обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется
умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного,
темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым
этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе
разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет
параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих
способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в
проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление
знаний, полученных в период обучения грамоте.
Блок «Литературное чтение». Важнейшим аспектом литературного чтения является
формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают
осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно
пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и
энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
вашему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской
деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребность в постоянном
чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понижем прочитанного и
прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи
и отношения, существующие в системе языка и речи Усвоение морфологической и синтаксической
структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы s осуществляется на
основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через
овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей
словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике
русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы
языкового знака; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; овладению умением
выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата. ситуаций и
условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас
как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических
представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической
формы «но для формирования всех видов речевой деятельности; аудирования, говорения, чтения.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с
информацией, В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой:
умение читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и
справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст,
рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать,
преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные
объекты: сообщения, сборники творческих работ и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует
включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет
закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого
развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе – 132часа (4 часа в неделю, 33
учебные недели).

5. Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих
результатов
Личностные универсальные учебные действия
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации
на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно
познавательные и внешние мотивы;
- учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего
поведения;
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
- различать способ и результат действия;
Познавательные универсальные учебные действия
- использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

6. Содержание учебного предмета.
Раздел
Темы
Добуквар Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи
ный
на предложения, предложения на слова, слова на слоги
период.
с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в
словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в
слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке,
различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих
и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды
в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ
слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности),
выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова
со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между
произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слогозвуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами, а, о, и, ы, у, узнавание букв
по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях),

правильное соотнесение звуков и букв
Буквар
Обучение чтению
ный
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости
период
и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение
слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов
(после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух
отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по
содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв,
определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с
правилами гигиены чтения
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи
(своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих
речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому
дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре,
в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное
произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное
употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, пб, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями
в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное
употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения.
Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное
употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово,
наиболее точно выражающее мысль, приводя его
в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости
к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности
слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов).
Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с
засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений,
полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа
на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений
различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и
перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений,
объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития
сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких
прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное
придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии
с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок,
считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности,
последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при
пересказе текста
Послебук Обучение чтению
варный

период
Жилибыли
буквы
Сказки,
загадки,
небылиц
ы
Апрель,
апрель!
Звенит
капель
Ив
шутку и
всерьез
Я и мои
друзья
О
братьях
наших
меньших

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф.
Кривиным, Т. Собакиным
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и
сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки
из зарубежного фольклора
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е.
Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К.
Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С.
Михалковым, Р. Сефом, Ю.Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С.Маршаком,
Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и
со взрослыми
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова,
В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д.
Хармса, К. Ушинского
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА

Литературное чтение – 132 часа
Обучение грамоте(азбука) -92 часа

№п/п
1.
2.
3.

Тема

Количество
часов
18
67
7
92

Тема

Количество
часов
5
9
5
6
8
7
40

Добукварный период.
Букварный период.
Послебукварный период.
Итого

Литературное чтение – 40 часов.

№п/п
1.
2.
2.
3.
4.
5.

Жили-были буквы.
Сказки, загадки, небылицы.
Апрель, апрель. 3венит капель!
И в шутку и всерьёз
Я и мои друзья
О братьях наших меньших
Итого
8. Диагностический инструментарий

Комплексная работа на
межпредметной основе.

апрель

Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Информационно-методические ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№ 1598
УМК «Школа России», Стандарты второго поколения. Примерные программы по
учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч. М.: Просвещение, 2019.
Рабочие программы для 1-х классов на основе программы Канакиной
В.П.,
Горецкого В.Г
Климанова М.В., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Азбука. 1 класс. Учеб. для
общеобразоват. учреждений с аудиприл. на электрон. носителе. в 2 ч. / -3-е изд.- М.,
Просвещение, 2019
Климанова М.В., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 1 класс. Учеб.
для общеобразоват. учреждений с аудиприл. на электрон. носителе. в 2 ч. / -3-е изд.- М.,
Просвещение, 2019.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».