МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/_____________/
ФИО
Протокол №__1__
от «_29_» августа 2025г.
Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
_________/______________/
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/О.В. Богданова
Приказ № __237__
от «_29_» августа 2025г.
ФИО
от «_29_» августа 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Загадки генетики»
11 класс
2025-2026 учебный год
Программу составил(а):
Лышко Юлия Витальевна
(ФИО учителя)
В КК
Саяногорск, 2025
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 11 класса, носит
межпредметный характер и рассчитана на 68 часов.
Программа предназначена для дополнительного ознакомления с материалом по разделу
«Основы генетики».
Программа внеурочной деятельности демонстрирует связь биологии, в первую
очередь,
с медициной,
селекцией.
Межпредметный
характер
занятий
позволит
заинтересовать школьников практической биологией, убедить их в возможности
применения теоретических знаний для диагностики и прогнозирования наследственных
заболеваний, успешной селекционной работы, повысить их познавательную активность,
развить аналитические способности.
Генетические задачи не только конкретизируют и углубляют теоретические знания
обучающихся, но и показывают практическую значимость представлений о механизмах
наследования генов и хромосом, изменчивости и формирования признаков.
Кроме того, этот раздел биологии вызывает немалый интерес у ребят.
Программой предусмотрены проведение занятий -практикумов по решению
генетических задач, которые находятся за пределами школьной программы.
Практические умения основываются на теоретических знаниях полученных на уроках
биологии в 10 классе, а также на теоретических лекциях, предусмотренных программой
модуля.
Программа включает в себя изучение концепции клеточного строения, выявление
сходств и различий прокариот и эукариот, рассмотрение компартментов клетки и их
функций, а также ознакомление с основными цитохимическими и биохимическими
методами исследования клеток. Работа на современном оборудовании лаборатории
Биоквантума позволит закрепить и углубить теоретические знания на практике,
обучающиеся познакомятся с правилами работы в лаборатории, освоят технику
микроскопирования,
смогут
изучить
органоиды
клеток,
наблюдать
жизнедеятельности, происходящие в клетке.
Цели программы:
-расширить и углубить знания по общей биологии;
-развивать интерес к предмету;
Содержательным материалом для курса является блок «Основы генетики».
Задачи программы:
процессы
Основная задача: формирование и развитие естественно-научной грамотности
школьников, направленной на развитие креативного мышления и глобальных
компетенций.
Через данный курс внеурочной деятельности развивать у обучающихся познавательный
интерес к изучению биологии. Показать роль генетических, цитологических и
биохимических методов. Раскрыть значение генетики и её ведущей роли в медицине и
селекции.
Требования к результатам изучения курса:
Учащиеся должны уметь:
-правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач
-решать типичные задачи
-логически рассуждать и обосновывать выводы.
Формы занятий: круглый стол, соревнование, поисковые исследования.
Планируемые результаты программы:
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой
природы;
интеллектуальных
умений
(доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно
-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Формы контроля: создание презентаций, подготовка и реализация проектов.
Содержание разделов.
1.История развития генетики – 2 час.
2. Основы генетики –2 часа
3 .Цитологические основы наследования признаков –2 часа.
4. Г.И. Мендель –основоположник науки генетики. Основные закономерности
наследования. Наследование признаков при моногибридном скрещивании. 1-й закон
Менделя. Решение задач на наследовании признаков при моногибридном скрещивании –4
часа.
5. Наследование признаков при моногибридном скрещивании. 2-й закон Менделя.
Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании -4 часа
6. Решение задач на анализирующие скрещивание –4 часа.
7. Наследование одного признака. Генетический анализ родословных. Составление
родословных –4 часа.
8.Наследование признаков при дигибридном скрещивании. 3-й закон Менделя. Решение
задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании –6 часа
9.Наследование признаков сцепленных с полом –4 часа.
10. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом – 6 часа.
11. Основные положения хромосомной теории наследственности – 2 час.
12. Значение генетики для медицины и здравоохранения – 4 часа.
13. Разновидности генетических заболеваний – 2 час.
14. Неполное доминирование – 4 часа
15. Составление и оформление задачника – 10 часов.
16. Решение задач из представленных задачников – 10 часов
Календарно–тематический план
№
тема
1.
2
3
История развития генетики
Основы генетики
Цитологические основы
наследования признаков
Количество
часов
2
2
2
Дата по плану
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Решение задач на моногибридное
скрещивание при полном
доминировании
Решение задач на моногибридное
скрещивание 2-й закон Менделя.
Решение задач на анализирующее
скрещивание
Генетический анализ родословных
(на следование одного признака)
Решение задач на дигибридное
скрещивание
Решение задач на сцепленное с
полом наследование
Решение задач на генетику пола
Основные положения хромосомной
теории наследственности
Значение генетики для медицины
и здравоохранения.
Генетические заболевания.
Неполное доминирование
Составление и оформление
задачника.
Решение задач из представленных
задачников
4
4
4
4
4
4
4
2
4
2
6
10
10