Наследственность и законы 10 класс Лышко Ю.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/_____________/
ФИО

Протокол №__1__
от «_29_» августа 2025г.

Согласовано:
зам.директора по ВР
МБОУ СОШ № 6
_________/______________/

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №6
________/О.В. Богданова
Приказ № __237__
от «_29_» августа 2025г.

ФИО

от «_29_» августа 2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности
«Наследственность и законы»
10 класс
2025-2026 учебный год

Программу составил(а):
Лышко Юлия Витальевна
(ФИО учителя)
ВКК

Саяногорск, 2025

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности предусматривает 68 учебных часов (2 часа
в неделю).
Цель курса: Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках
основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной
итоговой аттестации (ЕГЭ).
Задачи курса:
1. Расширить знания обучающихся о наследственной изменчивости, генетическом
коде, родословной живых организмов.
2. углубление теоретических знаний по генетике;
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы
и устанавливать причинно-следственные связи на основе
изучения строения и
жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Программа включает в себя изучение концепции клеточного строения,
выявление сходств и различий прокариот и эукариот, рассмотрение компартментов
клетки и их функций, а также ознакомление с основными цитохимическими и
биохимическими методами исследования клеток. Работа на современном оборудовании
лаборатории Биоквантума позволит закрепить и углубить теоретические знания на
практике, обучающиеся познакомятся с правилами работы в лаборатории, освоят
технику микроскопирования, смогут изучить органоиды клеток, наблюдать процессы
жизнедеятельности, происходящие в клетке.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности
и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России,
субъективная значимость использования русского языка и языков народов России,
осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, происхождения, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального

российского

общества.

Осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе

ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению

в

поступках,

поведении,

расточительном

потребительстве;

сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности,

веры

и

религии

в

жизни

человека,

семьи

и

общества).

Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
4.

Сформированность

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и
которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское
участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального

творчества,

ценности

продуктивной

организации

совместной

деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,

организации

деятельности,

рефлексии

изменений,

способов

взаимовыгодного

сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать

художественные

произведения, отражающие

разные

этнокультурные

традиции;
9.

Сформированность

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные
межпредметные
познавательные,

понятия

результаты
и

включают

универсальные

освоенные

учебные

деиствия

обучающимися
(регулятивные,

коммуникативные).

Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий,

таких, как система, факт,

закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. В основной школе биологии будет продолжена работа по
формированию и развитию основ читательской компетенции.
При изучении биологии обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в
том числе:
• систематизировать,

сопоставлять,

анализировать,

обобщать

и

интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде

таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм,
опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения биологии обучающиеся

приобретут

опыт проектной

деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче
средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они
получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
Содержание курса
Тема 1. Введение (1 ч)
Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы
исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка.
Тема 2. .Генетика и современность (5 ч.)
1.

«Международный проект «Геном человека».

2. «Методы изучения генетики человека».
3. «Механизмы наследования различных признаков у человека».
4. «Достижения и перспективы развития медицинской генетики».
5. «Генотип как целостная система взаимодействующих генов».
Тема 3. Менделеевская генетика (10 ч).
Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее и
возвратное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Статистический
характер наследования.
Практические работы:
1. Решение задач на моногибридное скрещивание.
2. Решение задач на Дигибридное и полигибридное скрещивание.
Тема 4. Взаимодействие генов (4 ч).
Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность,
эпистаз, полимерия, плейотропия, модифицирующее действие генов.
Практическая работа:
1. Решение задач на взаимодействие генов.
Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч).
Варианты определения пола. Хромосомное определение пола. Наследование признаков,
сцепленных с полом.

Практическая работа:
1. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Тема 6. Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч).
Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого
распределения. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. Генетические карты.
Группы сцепления и хромосомы.
Практическая работа:
1. Решение задач на сцепленное наследование генов.
Тема 7. Анализ родословных (6 ч).
Генеалогический метод и его этапы. Правила составления графического изображения
родословной.

Типы

наследования

признаков:

аутосомно-доминантный,

аутосомно-

рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y – сцепленный,
или голандрический.
Практическая работа:
1. Решение задач по теме: «Анализ родословных».
Темы проектов:
 «Генеалогические

древа

семей

с

распространенными

наследственными

заболеваниями».
 «Родословные древа известных людей».
Заключение
Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.
Оценка знаний
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
1. Защита практических работ.
2. Защита проектов.

Календарно-тематическое планирование
Номер
занятия
1-2
3-4
5-6

Тема занятия
Введение (2 час)
Место и роль генетики в системе биологических знаний.
Генетика и современность (10 часов)
Геном человека
Методы изучения генетики человека

Дата

7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-22
23-24
25-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56

Механизмы наследования.
Достижения и перспективы развития медицинской генетики.
Генотип как действующая система генов.
Менделеевская генетика (20 часов)
Моногибридное скрещивание.
Полное и неполное доминирование.
Анализирующее и возвратное скрещивание.
Дигибридное и полигибридное скрещивание.
Статистический характер наследования.
Решение задач
Взаимодействие генов (8 часов)
Взаимодействие аллельных генов.
Взаимодействие неаллельных генов.
Эпистаз. Полимерия. Плейотропия.
Формирование задачника.
Генетика пола (8 часов)
Варианты определения пола.
Хромосомное определение пола.
Наследование признаков сцепленных с полом.
Формирование задачника.
Сцепление генов и кроссинговер. (8 часов)
Хромосомная теория наследственности.
Поведение хромосом как основа независимого распределения.
Кроссинговер и частота рекомбинаций.
Генетические карты.

Анализ родословных (12 часов)
57-58
Генеалогический метод и его этапы.
59-60
Правила составления графического изображения родословных.
61-64
Типы наследования признаков.
65-66
Формирование задачника.
67-68
Решение задач. Защита проектов.
Итого: 68 часов

Список литературы
1. Биология. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное
пособие).
2. Болгова И. В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. – М.:
Оникс 21 век, «Мир и Образование», 2005.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 т./ перевод с англ. – М.: Мир, 1990.
4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию / перевод с англ. – М.: Мир, 1988.

5. Попов Е. Б. За семью замками наследственности. - М.: Агропромиздат, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».