Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования г.Саяногорск
Средняя общеобразовательная школа №6
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Зам.директора по ВР
____________/Лышко Ю.В.
МБОУ СОШ №6
Директор МБОУ СОШ
№6
Протокол №1
От «29 » августа 2025 г.
___________/Козарез О.Ю.
__________ /Богданова О.В.
От «29 » августа 2025 г.
Приказ № 237
От « 29» августа 2025 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основные вопросы химии»
9 классы
Срок реализации 1 год
На 2025-2026 учебный год
Программу составил(а):
Падерина Дарья Борисовна.
учитель химии
Саяногорск, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основные вопросы химии» разработана
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО, а
также с учетом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ№6 и в соответствии со
спецификацией контрольно-измерительных материалов для проведения в 2026 году
основного государственного экзамена по химии (подготовлена Федеральным
государственным
бюджетным
научным
учреждением
«Федеральный
институт
педагогических измерений»).
В программе предусмотрена возможность для реализации основных идей примерных
программ по химии, использование разнообразных форм организации учебного процесса,
внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных
условий.
Данная программа включает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, и обоснование
выбора программ и учебников, календарно-тематическое планирование, характеристику
контрольно-измерительных материалов.
Программа используется для расширения и углубления программы обучения по
химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих
интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания
учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также
ликвидировать возможные пробелы.
Рабочая программа предназначена для подготовки выпускников 9 классов
образовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Программа рассчитана на 34 часа. Курс проводится в течение года по 1 часу в неделю.
Цель: подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по химии, изучение основных тематических
разделов, необходимых для успешной сдачи Основного Государственного Экзамена по
химии.
Задачи:
Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным
разделам курса химии основной школы;
формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для
различных вариативных ситуаций;
развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска
решений;
отработать навыки выполнения тестовых заданий и решение основных видов заданий;
формировать навыки самоконтроля, способствовать психологической готовности к
ОГЭ;
формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего
профиля обучения в старшей школе.
Требования к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене
по химии
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на основном
государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать
Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ, уравнения химическихреакций
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный
объём, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель
и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы
реакций в неорганической химии
Характерные признаки важнейших химических понятий
О существовании взаимосвязи между важнейшимихимическими понятиями
Смысл основных законов и теорий химии: атомно- молекулярная теория; законы
сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева.
Уметь
Называть
Химические элементы
Соединения изученных классов неорганических веществ
Объяснять
Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым
элемент принадлежит
Закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших
оксидов
Сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного
обмена
Характеризовать
Химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей
строения их атомов
Взаимосвязь между составом, строением и свойстваминеорганических веществ
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот,
оснований и солей)
Определять/классифицировать
Состав веществ по их формулам
Валентность и степень окисления элемента в соединении
Вид химической связи в соединениях
Принадлежность веществ к определённому классусоединений
Типы химических реакций
Возможность протекания реакций ионного обмена
Возможность протекания реакций некоторых представителей веществ: с кислородом,
водородом, металлами,водой, основаниями, кислотами, солями
Составлять
Схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.
Менделеева
Формулы неорганических соединений изученных классов
Уравнения химических реакций
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием
Проводить опыты / распознавать опытным путём
Подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ
По получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ
Газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак
Растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора
Кислоты, щёлочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонатионов и иона аммония
Вычислять
Массовую
долю химического элемента по формуле соединения
Массовую долю вещества в растворе
Количество вещества, объём или массу вещества по количеству вещества, объёму
или массе реагентов, или продуктов реакции
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
Безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и
грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами
Объяснения отдельных фактов и природных явлений
Критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Технологии, формы, методы и средства обучения.
Формы и режимы занятий: занятия будут проводиться в групповой форме.
Основными формами занятий будут являться теоретическая и практическая работа.
Методы обучения и воспитания: словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение,
поощрение); наглядный; практический; аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль,
самоанализ).
Виды деятельности обучающихся: теоретические занятия, практикумы, работа с
интернет источниками, работа со справочной литературой.
Программа предусматривает работу в группах, индивидуальную работу.
Условия реализации программы
Материально-техническая база: кабинет химии, мультимедиа,
лаборатория, химическая лаборатория.
Внутришкольные связи: кабинеты информатики, биологии
виртуальная
Содержание курса
Вещество
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов
Периодической системы Д.И. Менделеева.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева.
Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера
химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением
в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная,
металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Чистые вещества и смеси.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.
Основные классы неорганических веществ.
Номенклатура неорганических соединений
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.
Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу
исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов,
поглощению и выделению энергии.
Электролиты и неэлектролиты.
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей
(средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений
Общие химические свойства металлов и неметаллов.
Химические свойства неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота,
фосфора, углерода, кремния.
Химические свойства сложных веществ: оксидов, оснований, кислот, солей.
Получение и химические свойства оксидов (основных, амфотерных, кислотных)
Получение и химические свойства оснований. Химические свойства амфотерных
гидроксидов алюминия и железа (III).
Получение, применение и химические свойства кислот.
Получение и химические свойства солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторные посуда и
оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.
Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству
вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.
Химия и жизнь
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной
жизни.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Тематическое планирование
Тема
1. Вещество
2. Химическая реакция
3. Металлы. Неметаллы.
соединений
Основные
классы
Количество
часов
5
6
неорганических 11
4. Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии
5. Химия и жизнь
Итого:
8
4
34
Календарно-тематическое планирование
№
Содержание (разделы, темы)
К-во Дата
часо факт-ая
в
1. Вещество – 5 ч.
1
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и 1
сложные вещества.
Примечание
№1-3, 6
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов
первых 20 химических элементов Периодической
системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды.
Физический смысл порядкового номера химического
элемента.
Закономерности изменения свойств элементов в связи с
положением в Периодической системе Д.И. Менделеева.
2
Валентность. Степень окисления химических элементов.
1
№4, 5
1
№7,8,9,10
Строение вещества. Химическая связь: ковалентная
(полярная и неполярная), ионная, металлическая.
3
Классификация и номенклатура неорганических веществ
Химические свойства простых веществ. Химические
свойства сложных веществ:
1) оксидов 2) оснований 3) кислот 4) солей
4
Решение заданий КИМ
1
5
Решение заданий КИМ
1
2. Химическая реакция – 6 ч.
6
Классификация химических реакций по различным 1
признакам: количеству и составу исходных и полученных
веществ, изменению степеней окисления химических
элементов, поглощению и выделению энергии
№1-10, 18,19
№1-10, 18,19
№11-14,
18,19.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания
химических реакций. Химические уравнения. Сохранение
массы веществ при химических реакциях
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей
(средних)
Реакции ионного обмена и условия их осуществления
7
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и 1
восстановитель
№15, 20
8
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. 1
№16,17,18,1
Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей
и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы
безопасного использования веществ и химических
реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия. Человек в мире
веществ, материалов и химических реакций
9
Определение характера среды раствора кислот и щелочей
с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы
в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-,
гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция,
меди и железа).
9
Определение характера среды раствора кислот и щелочей 1
с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы
в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-,
гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция,
меди и железа). Получение газообразных веществ.
Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
10 Решение заданий КИМ
11 Решение заданий КИМ
3. Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических
соединений – 11ч.
12 Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,
сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы
аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции
на
газообразные
вещества
(кислород,
водород,
углекислый газ, аммиак)
13 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Реакции ионного обмена и условия их осуществления
№17
1
1
№1-20
№1-20
1
№20-22
1
Вычисление количества вещества, массы или объёма
вещества по количеству вещества, массе или объёму
одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление
массовой доли растворённого вещества в растворе
14
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. 1
Реакции ионного обмена и условия их осуществления
№20-22
Вычисление количества вещества, массы или объёма
вещества по количеству вещества, массе или объёму
одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление
массовой доли растворённого вещества в растворе
15
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. 1
Реакции ионного обмена и условия их осуществления
№20-22
16
17
18
19
20
Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
№1-22
№1-22
№1-22
№1-22
№1-22
1
1
1
1
1
21 Решение заданий КИМ
1
22 Решение заданий КИМ
1
4. Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии - 8 ч.
23 Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы 1
IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их
соединения». Качественные реакции на ионы в растворе
(хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-,
гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных
металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа)
№1-22
№1-22
№23-24
Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей
и очистка веществ. Приготовление растворов
24
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы 1
IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их
соединения». Качественные реакции на ионы в растворе
(хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-,
гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных
металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа)
№23-24
Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей
и очистка веществ. Приготовление растворов
25 Решение вариантов ОГЭ.
26 Решение вариантов ОГЭ.
27 Решение вариантов ОГЭ.
28 Разбор демоверсий ОГЭ ФИПИ
29 Пробный вариант
30 Решение вариантов ОГЭ.
5. Химия и жизнь. Практикум – 4 ч.
31 Решение вариантов ОГЭ.
32 Решение вариантов ОГЭ.
33 Решение вариантов ОГЭ.
34 Решение вариантов ОГЭ.
Итого:
1
1
1
1
1
1
№1-24
№1-24
№1-24
№1-24
№1-24
№1-24
1
1
1
1
34
№1-24
№1-24
№1-24
№1-24
Литература
1. ОГЭ-2024. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов Доронькинь
В.Н.
2. Химия. ОГЭ. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней
сложности. Доронькин В.Н.,2019
3. Химия. Большой справочник. Доронькин В.Н.,2018
4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Тесты для школьников и поступающих в
вузы. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
5. Химия в тестах, задачах и упражнениях.
Н.П.Воскобойникова. – М.: Дрофа, 2017
8-9
кл.
/
О.С.Габриелян,
6.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы.
– М.: РИА «Новая волна», 2018
Электронные ресурсы:
1. http://himоge.ru/
2. http://www.fipi.ru/ (открытый банк заданий)
Обобщённый план варианта КИМ ОГЭ по ХИМИИ