Чрезвычайные происшествия
21.06.2025
Алгоритмы действий при ЧС природного характера
Землетрясения
Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения
Для обучающихся
1. По сигналу тревоги сохраняйте спокойствие и не делайте ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите, не мечитесь).
2. Немедленно возьмите необходимые вещи и постройтесь для организованного выхода из класса (если находитесь в классе на уроке).
3. В организованном порядке через запасные выходы покиньте здание.
4. Если находитесь в здании школы на перемене, через ближайший запасный выход покиньте помещение.
5. После выхода из здания постройтесь в отведённом безопасном месте, пройти перекличку.
6. Если покинуть здание невозможно, займите положение вдоль капительной стены в классе или коридоре.
7. Если вы оказались в завале, не поддавайтесь панике, постарайтесь определиться в пространстве и подавайте сигналы о себе (стучите железом о железо, камушками по плитам, трубам и т.п.).
8. Помните, что первые толчки самые сильные (от 5 до 40 секунд). После чего может наступить временное затишье, а потом новый толчок.
9. При необходимости эвакуации из зоны бедствия и отсутствии телефонной связи не уходите домой и в другие места, пройдите перекличку и выполняйте дальнейшее по указанию руководителей школы, осуществляющих массовую эвакуацию обучающихся из школы.
10. Помните, что ваши родители будут эвакуироваться из зоны бедствия на своих предприятиях и своими силами.
11. После прибытия на место эвакуации пройдите регистрацию, для того чтобы родители и родственники могли отыскать вас.
Для учителей
1. После получения сигнала тревоги немедленно организуйте эвакуацию учащихся из здания школы. Взять классный журнал и через запасный выход покинуть здание школы.
2. Постройте обучающихся в безопасном месте, сделайте перекличку и доложите о присутствующих и отсутствующих.
3. Если здание покинуть невозможно (при сильных толчках), построить обучающихся вдоль капитальной стены, в углах, дверных проёмах.
4. Эвакуируйтесь из здания только после разрешения администрации школы по обследованным безопасным выходам.
5. Эвакуацию обучающихся из здания школы осуществляет учитель-предметник, ведущий урок.
6. При необходимости эвакуации из зоны бедствия передать обучающихся классному руководителю, а при его отсутствии взять функции классного руководителя на себя.
7. После регистрации обучающихся проведите с ними инструктаж во время передвижения и эвакуируйтесь вместе с обучающимися класса в безопасную зону.
8. Прибыв на место эвакуации, проведите перерегистрацию обучающихся, доложите о прибывших.
9. Организуйте проживание обучающихся, помня о том, что каждый учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся с ним в опасной и безопасной зоне.
Для родителей
Объясните детям, что во время землетрясения, если они находятся дома одни, необходимо сделать следующее:
1. Взять документы, деньги, ценности, которые находятся в одном указанном месте.
2. Выключить все электроприборы и электричество.
3. При небольших колебаниях быстро покинуть здание и выйти на улицу подальше от здания, больших деревьев, линий электропередач (это место вы определите заранее).
4. Если выбраться невозможно (сильные толчки, обвалилась лестница, завалило выход), укрыться под столом, под кроватью либо встать в дверном проёме, в углу между капитальными стенами.
5. Держаться подальше от окон — они могут не выдержать вибрации.
6. Сделать запасы, необходимые на случай землетрясения (смену одежды, обувь, запас воды в нестеклянной таре).
7. Поручить соседям на случай ЧС различного характера присмотреть за вашими детьми.
8. Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользоваться лифтом.
9. Не спешить входить в здание после повторных толчков (возможны разрушения), не посещать зону разрушений: это опасно!
Наводнение
Алгоритм действий при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации
Для обучающихся
1. Оденьтесь и подготовьте необходимые вещи, обувь, запас продуктов и аптечку. Завернуть в полиэтиленовый пакет документы, деньги, ценности.
2. Отключите газ, электричество, электроприборы.
3. Покиньте опасную зону пешком или на транспорте, захватить с собой документы, ценности, необходимые вещи и запас продуктов.
4. Если не смогли эвакуироваться, то при опасном повышении уровня воды поднимитесь на чердак или на крышу дома, подавать сигналы бедствия.
5. При подходе спасателей на плавсредстве переходите в него с соблюдением правил предосторожности и неукоснительно соблюдайте требования спасателей.
6. При массовой эвакуации из опасной зоны пройдите регистрацию на сборно-эвакуационном пункте.
7. По возможности телефонной связи сообщите родителям о местонахождении.
8. По прибытии на место эвакуации пройдите повторную регистрацию, для того чтобы родители могли найти вас.
Для учителей
1. При внезапном затоплении школы возьмите журнал и переведите детей в безопасное место: верхние этажи, крышу школы.
2. Посчитайте количество детей и доложите администрации.
3. Не допускайте массовой паники школьников.
4. При эвакуации в безопасное место соблюдайте вместе с учениками правила предосторожности при переходе на спасательное средство.
5. По прибытии в безопасную зону проведите регистрацию обучающихся, окажите им помощь в обустройстве, помня о том, что учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в опасной и безопасной зоне, пока они находятся рядом с ним.
Для родителей
1. В период паводка не выезжайте вместе с детьми на дачи, особенно в места возможного затопления.
2. Не позволяйте детям самостоятельно выезжать на дачи в период паводка.
3. Если ваш дом находится в зоне риска затопления, заранее определите места, куда вы будете переносить ценные вещи, продукты питания.
4. Заранее подготовьте запасную одежду, медикаменты, документы и ценные вещи, чтобы в случае вашего отсутствия ребёнок мог забрать всё с собой.
5. Продукты и воду с учётом эвакуации запасайте на 3 дня.
6. Объясните вашему ребёнку, что во время вашего отсутствия он должен эвакуироваться сам либо с помощью соседей.
7. Если имеется сотовая телефонная связь, держите её с ребёнком постоянно. Не пугайте детей, не кричите, а постарайтесь доступно и спокойно объяснить ребёнку все его действия.
Ураган
Алгоритм действий людей в помещении при внезапном возникновении урагана
Для обучающихся
1. Отойти от окон, заняв места на партах возле стены или встав в нишах стен. Можно перейти в глухие коридоры.
2. По окончании уроков, если ураган не стихает, старшеклассникам передвигаться домой группами, держась подальше от деревьев, рекламных щитов, линий электропередач. Обучающихся младших и средних классов вывозить на транспорте в сопровождении учителя или родителей. Одних детей не отпускать!
3. Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.
Для учителей
1. Во время урагана соберите детей в безопасном месте, подальше от окон.
2. Не допускайте, чтобы дети самостоятельно покидали школу.
3. С обучающимися проведите инструктаж по правилам поведения во время урагана.
4. Обучающихся старших классов отпускать домой по месту проживания группами.
5. Обучающихся младших и средних классов доставлять домой на транспорте в сопровождении родителей или учителей.
Для родителей
1. При заблаговременном оповещении о приближении урагана не отпускайте детей в школу.
2. Закройте окна, балконные двери. Оклейте стёкла полосками бумаги или клейкой лентой.
3. Подготовьте запас продуктов, воды, медикаментов. Подготовьте фонари, свечи, керосинки, примусы.
4. Определите для детей места безопасного пребывания в квартире.
5. Уберите вещи с балкона и подоконника.
6. В случае вашего длительного отсутствия определите детей под присмотр взрослых.
7. Не разрешайте детям во время вашего отсутствия самостоятельно пользоваться керосинками, примусом, газовой печкой. Это опасно!
Лесные пожары
Алгоритм безопасного поведения в лесу
Для детей и взрослых
1. Не бросать в сухую траву горящие спички и окурки.
2. Не разводить костров в местах с сухой травой, в хвойных молодняках.
3. Не зажигать траву под деревьями, на лесных полянах.
4. Не оставлять в лесу бутылки и осколки стекла.
5. Не оставлять в лесу легко воспламеняющийся промасленный обтирочный материал.
6. Не использовать в лесу автомашину или мотоцикл с неисправной системой питания.
7. При необходимости развести в лесу костёр примите меры пожарной безопасности, исключающие попадание искр на сухую траву.
8. Возникший небольшой низовой пожар в лесу постарайтесь сбить ветками или забросать грунтом.
9. Если вы попали в зону пожара, выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня навстречу ветру.
10. Если воздух сильно задымлен, дышите через мокрый платок, шарф. Помните: у земли задымление меньше.
11. Нельзя бежать в загоревшейся одежде. Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.
Аварии с выбросом опасных химических веществ
Для обучающихся
1. После получения сигнала тревоги с сообщениями о выбросе в атмосферу опасного химического вещества не покидать здание школы до приказа администрации школы.
2. Надеть индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы); при их отсутствии – ватно-марлевые повязки или другие подручные изделия из ткани, намочив их водой.
3. Закрыть окна, форточки.
4. Перед выходом из здания школы максимально защитите кожные покровы (лицо, руки и др. части тела).
5. Эвакуироваться быстро, но без паники.
6. Слушать указания учителя о дальнейших действиях.
7. При передвижении по зараженной территории необходимо соблюдать следующие правила:
· передвигаться быстро, но не бежать; стараться не поднимать пыли;
· обходить стороной туманоподобные образования;
· не касаться окружающих предметов, ни к чему не прислоняться;
· не наступать на капли жидкости или порошкообразные россыпи;
· при обнаружении следов химических веществ на коже, одежде, обуви удалить их подручными средствами (бинтом, носовым платком, тряпочкой) и промыть это место по возможности водой или другой чистой жидкостью;
· не снимать средств индивидуальной защиты до соответствующих распоряжений.
8. По прибытии в безопасную зону необходимо пройти регистрацию и санитарную обработку.
Для учителей
1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе в атмосферу опасного химического вещества закрыть все окна и форточки в школе.
2. Обеспечить обучающихся индивидуальными средствами защиты или использовать подручные средства из ткани, которые необходимо смочить водой. Слушать дальнейшие указания.
3. Организовать детей для выхода из помещения и передвижения к месту эвакуации. Взять классный журнал.
4. Провести инструктаж: передвигаться по зараженной местности перпендикулярно направлению ветра.
5. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.
6. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.
7. Организовать санитарную обработку и размещение детей.
Для родителей
1. Помните о том, что эвакуация детей в безопасную зону лучше проходит коллективно.
2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.
3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.
4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.
5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Для обучающихся
1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе радиоактивных веществ необходимо защитить органы дыхания средствами индивидуальной защиты: надеть противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки или применить подручные средства – платки, шарфы, другие тканные изделия.
2. Занять место вдали от окон.
3. Закрыть все форточки.
4. Подготовиться к организованной эвакуации. Не паниковать, слушать указания учителя.
5. После выхода из школы на заражённую территорию необходимо соблюдать следующие правила:
· не снимать на открытой местности средства индивидуальной защиты;
· избегать поднимания пыли при передвижении;
· без надобности не садиться и не прикасаться к посторонним предметам;
· не пить, не принимать пищу, не курить;
· периодически обтирать открытые участки тела тряпочкой или носовым платком.
6. Прибыв в район размещения, эвакуированным необходимо зарегистрироваться.
7. Пройти полную санитарную обработку.
8. Промыть глаза чистой водой, прополоскать рот и горло.
Для учителей
1. При получении сигнала тревоги с сообщением о радиационном загрязнении организовать защиту дыхательных путей себе и обучающимся. Выдать ватно-марлевые повязки, респираторы и, если имеются, противогазы.
2. Закрыть форточки в классе. Отсадить детей от окон.
3. Подготовиться к организованной эвакуации. Взять классный журнал.
4. Провести инструктаж по безопасному передвижению по заражённой местности.
5. Прибыв на предписанный сборно-эвакуационный пункт, необходимо зарегистрироваться.
6. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.
7. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.
8. Организовать санитарную обработку и размещение.
Для родителей
1. Помните о том, что эвакуация в безопасную зону лучше проводится коллективно.
2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.
3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.
4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.
5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.
ДОМАШНЯЯ АПТЕЧКА (Рекомендуемый минимум медицинских средств, необходимых для оказания первой медицинской помощи)
Валидол | Применяется при острых болях в области сердца. |
Нитроглицерин | При приступах стенокардии (грудная жаба). |
Корвалол, валокордин | При болях в сердце |
Настойка валерианы | При нервном возбуждении. |
Аспирин | Противовоспалительное средство. Применяется при простуде и лихорадочных состояниях. |
Парацетамол | Применяется при простудах, гриппозных заболеваниях |
Амидопирин, анальгин | Жаропонижающее, болеутоляющее и противовоспалительное средство. |
Пенталгин, баралгин | Обезболивающее средство |
Спазмалгин | При головных болях. |
Уголь активированный | При скоплении газов в кишечнике. |
Бесалол | Оказывает болеутоляющее действие при заболевании органов брюшной полости. |
Сода двууглекислая | Применяется при изжоге, для полоскания горла. |
Марганцовка | Используется в виде раствора для промывания ран, полоскания рта и горла. |
Кислота борная | Применяется для полоскания рта, горла и промывания глаз. |
Лейкопластырьбактерицидный | Для лечения ссадин, порезов, небольших ран. |
Раствор йода спиртовой | Антисептическое средство. Применяется для йодовой профилактики при опасности радиоактивного заражения. |
Раствор аммиака(нашатырный спирт) | Для вдыхания при обморочном состоянии. При нервном потрясении. При отравлении угарным газом. |
Вазелин борный | Оказывает антисептическое действие. |
Жгут кровоостанавливающий | Для временной остановки кровотечения из артерий конечностей. |
Синтомициновая эмульсия | При ожогах и обморожениях. |
Ванночка глазная | Для промывания глаз при засорениях. |
Термометр | Для измерения температуры тела. |